Кто скажет - почему так?

Страничка из дневника.

Родина моя - Советский Союз!

Давно я не писала свои «истории»... 

Пролетели-пронеслись весёлые студенческие годы, теперь я - дипломированный культработник. Наступает другая, самая длинная и ответственная полоса в моей жизни, пора начинать работать и самой зарабатывать денежку... Всем так уготовано, не только мне одной! Как же сложится моя судьба?

Лето 1966. На работу, в должности заведующей сельским клубом, нужно приступать с сентября-месяца и папа отправляет меня «на разведку» к сёстрам: сначала к Дине в Казахстан, потом – к Тамаре на Украину. Сёстры попали туда после целины...

Озадачил папа чётко:

-- Досконально всё посмотри, во всё вникни, сравни и запомни, может, и ты поедешь жить туда к которой-нибудь из них... Определишься сама где остановиться...

Ехать далеко! С нашей лесной деревни мы с мамой до автостанции (в райцентре) добираемся на повозке запряжённой лошадью, на что уходит ровно два часа.

Светлая песочная дорога проходит через сосновый бор. Розовые стволы сосен с густыми зелёными хвойными ветвями упираются в небо. Чувствуется какая-то гордая торжественность в ровном многокилометровом строю... Не зря такой лес называется строевым.       

Послушав мамины наставления, чтобы была внимательна и осторожна, главное, следила за своей сумкой, я уже еду в маленьком синеньком, трясучем рейсовом автобусе в провинциальный городок Вельск Архангельской области до ж/д станции.

Путь в сорок километров с Вологодчины до соседней области - на что тоже уходит два часа, потому как до сих пор дорога не асфальтирована: сплошные рытвины и ухабы... Зато природа русского Севера завораживает: по обе стороны дороги сплошной стеной стоит густой хвойный лес.

Рано или поздно, сажусь на поезд в сторону Москвы к Ярославскому вокзалу. В дороге ровно шестнадцать часов... Перехожу на Казанский вокзал, благо он напротив - можно пройти по верху или через подземный переход...

Московские вокзалы - чудо из чудес! Настолько красивы, что глаз не оторвать...    Очень чисто и сказочно красиво тут: большие залы ожидания, в которых полно людей, от чего, точно как в пчелином улье, беспрерывно слышится лёгкий ровный гул, прерываемый иногда голосовыми объявлениями...

Долго ли коротко, как уж повезёт,- на Казанском вокзале вместе с шумными азиатами: все они с огромными баулами, сумками, мешками... (вижу азиатов впервые) "загружаюсь" на скорый поезд "Москва-Фрунзе".

До Казахстана (южный город Чимкент) ехать поездом больше двух с половиной суток - и я впервые еду в такую даль.

Сижу у окна, читаю журналы или с интересом смотрю в окно. Как велика и прекрасна наша страна!

За окном проплывают бескрайние хвойные леса, белокурые берёзовые рощи, махонькие речушки, громыхающие мосты и гордая в своём величии, безмолвная широченная река Волга с плывущими по ней белыми теплоходами и медлительными приземистыми баржами... Проезжаем уютные города, скромные русские деревни с пастбищами, на которых пасётся скот...

Чем ближе к югу, тем жарче в плацкартном вагоне. Казахские степи: ровные, в основном без деревьев, белые озёра без воды (солончаки) и верблюды... Что они тут находят, ведь травы вообще нет? Здесь только круглые засохшие шаровидные кустики из запутанных тонких стеблей на коротких корешках.

Мне рассказали – это степное растение называется «перекати–поле», которое отрывается от земли и при ветре катится по степи на большие расстояния, рассыпая по пути свои семена, и при благоприятных условиях укореняется, прорастает и начинает заново свой жизненный цикл... 

Проезжаем маленькие аулы (деревеньки), они почти без растительности, сплошная степь до самого горизонта с дрожащим от жары воздухом-маревом, верблюды и саманные домишки песочного цвета, которые от посторонних глаз закрыты длинной толстой стеной-забором из того же материала что и дом (саман - кирпичи из глины с соломой или с сухой травой)...
Конечно, всё это довольно интересно, но не особо весело тут жить! 

И что ещё меня удивило: при жарком климате сухие бескрайние степи и... на тебе! Между аулами проложен многокилометровый асфальт! Почему так?

У нас же на севере непролазная грязь и мы десятками лет так и бродим по колено по ужасной липкой грязи!
Матушка Россия, почему не думаешь о себе?

Погостив у сестры с зятем в Чимкенте, насмотревшись и подивившись на южную жизнь в Казахстане, я еду на Украину с двумя пересадками. И опять меня удивило то же самое как и в Казахстане: я увидела и здесь на благодатной украинской земле от села до села проложены ровные, гладкие ленты асфальта...

Почему позабыли-позабросили наш Русский Север? Кто скажет - почему так? Почему такая несправедливость?

Республика Украина очень даже симпатичная, зелёная, тёплая солнечная... По обеим сторонам трассы с кустами ярко цветущих роз на обочине - спелые хлебные поля ждут уборки урожая. Рядом, все как один, к солнцу повернулись жёлтые круглые головы подсолнечников.

Дальше за ними удивительные треугольные пирамиды, будто в фантастическом кино.
Я вижу это впервые! Мне объяснили про терриконы, там шахтёры добывают каменный уголь...

Надо же, какая интересная в своём разнообразии наша страна: у нас на севере - бескрайняя тайга с грибами и ягодами, медведями и озёрами, с полями ржи, овса, льна, картофеля, а тут уголь, пшеница, сахарная свекла, подсолнечники...

С билетами очень и очень трудно, я смертельно устала от толкотни на вокзалах и от недосыпания...

Мне подсказал добрый человек - молодой мужчина: чтобы не ждать ещё целые сутки на поезд, с Харькова можно поехать на рейсовом автобусе. Он тоже едет в ту сторону. Простояв длинную очередь, мы, наконец, купили билеты, даже места наши рядом... Вот только автобус ещё долго ждать – до самого вечера.

По своей неопытности и крайней доверчивости здесь в Харькове у меня из сейфа камеры хранения этот же молодой мужик-благодетель с наколкой имени - Антон на запястье левой руки забрал сумку с моими нехитрыми вещичками... Решил, что у меня полная сумка денег! Странный человек!

И всего-то в сумке были туфельки-шпильки 33 размера, моё любимое синее праздничное платьице из ткани "тафта" с двухсторонним набивным рисунком, смена бельишка... От сестры Дины в подарок Тамариным детям - литровая баночка вишнёвого варенья, набор детской алюминиевой посудки, фотография малыша Павлика и... мой паспорт.
 
Обратилась на автостанции в милицию: мы искали мою сумку, безрезультатно, и я написала заявление.

Мне не очень понравилось отношение ко мне одного из милиционеров, мол, я какая-нибудь такая... Какая - такая? Почему такой вывод? То, что у меня коротенькая стрижечка, а сама я в светлых шортиках до колен и в ситцевой кофтёнке в цветочек, которую перед отъездом сшила сама?

Я возмутилась и предложила пойти со мной к женскому доктору...

Сразу сменил тон и спросил, есть ли у меня деньги на автобус до села. Поблагодарила, ответила, что при мне есть 5 рублей и этого хватит доехать до сестры, даже останется на гостинец (полкило печенья детям)...

Милиционер до вечера ждал со мной мой автобус, мы с ним посмотрели на всех пассажиров, занявших места, даже водителя он предупредил, если где-то в пути сядет человек по приметам, срочно сообщить...
Но мужик - "благодетель" так и не явился на рейс.

Правильно папа нам когда-то говорил:

-- Ничего не бойтесь, кроме лихих людей!

А как их определить? По каким признакам?

Через полгода в нашу районную милицию с Харькова пришла телеграмма: «Найден паспорт. Уничтожен»...  Заплатила штраф, получила новый паспорт...

Вот такая она - суета сует от наивной доверчивости к людям... Если ты рисового зёрнышка в своей жизни не украл, то другие - запросто!


Рецензии