Природа наших ужасаний. стр16-18
собою: «Кто же может спастись?». От Христа получили ответ:
из людей никто. Для действительно желающего спасения от-
вет опрокидывающий. Но Господь не остановился на этом,
а предложил ответ: «Но все возможно Богу» (Мк.10, 27). Тем
самым всю полноту ответственности Христос возложил на
Бога. То есть на Отца Небесного, на Себя и на Святого Духа.
Он реально сказал этим, что дело спасения человеков – не их
дело. Это дело Бога. И много раз подтверждает это в своем
Евангелии.
Когда говорит: «Не заботьтесь, что есть, что пить, во что
одеваться. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду
во всем этом. Если Он лилии полевые одевает в славу боль-
шую, чем у Соломона, кольми паче вас, маловеры!..» (Мф. 6,
25, 29–30). «Просите и дано будет вам, ищите и найдете, сту-
чите и отворят вам. Отец ваш Небесный даст блага просящим
у Него» (Мф. 7, 7, 11). «Итак, не бойтесь; вы дороже многих
малых птиц. Не бойтесь убивающих тело, но бойтесь того,
кто, по убиении, может ввергнуть в геенну» (Лк. 12, 5, 7). «Не
бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Цар-
ство» (Лк. 12, 32).
Говоря «не бойтесь», тут же говорит о «убивающих тело»,
тем ясно поясняя, что «не бойтесь» имеет в виду обстоятельства
17
земной жизни, в которой могут быть страдания, пытки и
смерть. Сказав «бойтесь того», тут же, перешагивая через
земную жизнь, и тем ставя ее в ничто, говорит: «По убие-
нии может ввергнуть в геенну», т. е. в вечную уже не жизнь,
а муку.
Сказав «просите, стучите», говорит об Отце Небесном, не
земном, и о благах, которые Он даст, т. е. имеющих характер
вечности, а не временный. Сказав «не заботьтесь», что есть,
что пить, во что одеваться, указал на одежду лилий, но не на
их питание, не на воду, откуда она появится, не на минераль-
ные соли и даже не на внешние причины одежды, а на красоту
лилий, которая вся является изнутри. Тем, говоря «есть, пить,
одеваться», указал на добродетели. Но мы совсем не оттуда
слушаем и читаем слова Господа, рассыпанные по всему Еван-
гелию.
Теперь спросим, кому же говорятся эти слова, если и уче-
ники Христовы, не раз слышавшие эти и подобные им слова,
после беседы Христа с ними идут за ним и ужасаются. Если
они ужасаются о своем греховном устроении, непреодолимом
для спасения, а по слову св. Василия Великого и совсем безна-
дежном, тогда что можем мы с вами в наше-то время глубокой
испорченности всего нашего естества, что мы можем предло-
жить Богу для своего спасения? Да и ради ли спасения сегодня
все наши страхи перед надвигающимися событиями послед-
них времен?
Не подтверждаем ли мы характером своих страхов, что мы
вообще не о том страшимся! Что наши страхи, если они о спа-
сении, то спасении земной нашей жизни от потрясений, бо-
лезней, голода, холода, неуюта. От всего, что реально угрожает
нашему земному удобству и довольству.
О спасении своей жизни той, которая вечная, об этом и
помысла нет. Но в действительности, что за беда – потерять
18
земную жизнь. Настоящая и необратимая беда – потерять
вечную жизнь. Петр, услышав Господа, воскликнул: «Вот, мы
оставили все и последовали за тобою» (Мф. 19, 27). А Иисус пе-
ред этим сказал: «Последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10, 21).
Видите – взяв крест.
В то же время апостол Павел предупреждает ученика своего
Тимофея о нас с вами, людях последних времен, что мы будем:
«сребролюбивы, злоречивы, непримирительны, не любящие
добра, сластолюбивы, нежели боголюбивы, будем преуспевать
во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 2–3, 13).
Т. е. всеми этими свойствами отстаивающие жизнь, но не веч-
ную; борющиеся против всякой возможности смерти и не по-
дозревающие, что тем самым утверждаем свою нравственную
и духовную смерть. Утопая во зло, которое одно только вечно-
стью не живет.
Теперь вопрос на все это: будем ли мы страшиться и тем бо-
лее ужасаться своего такого состояния? Ужасаться из желания
спастись желанием нести свой крест, исполнять заповеди и
следовать за Господом. Исполнением не от самих себя, потому
что бесполезно человеку, даже очень религиозному, исполнять
заповеди так, как это угодно Богу. Он не знает, как это делать.
Но исполнять заповеди с участием Святого Духа, который
Один только и может наставить нас на Божию истину. Участием
Святого Духа, а значит не человеческою религиозностью,
но верою по благодати, верою свыше. Тою верою, которая не
есть религиозность человеческая. «Вот, мы оставили все и по-
следовали за Тобою». «Следуйте, взяв крест». И будете иметь
верные «путь, истину и жизнь». Ибо все три «есть Я». «А Моя
земная жизнь закончилась на кресте».
Свидетельство о публикации №219022101848