Возвращайся! Эпилог

ЭПИЛОГ

Вера долго ждала этого. Очень долго. Был тихий воскресный вечер. Из соседней комнаты вышел молодой человек примерно трех лет. Он подошел к ней и спросил:
– Мама, а где мой папа?
Вера молча подвела мальчугана к портрету на стене и сказала:
– Посмотри на него – это твой папа. Запомни: он самый лучший!
– А где он сейчас?
– Он с нами. – Она прижала малыша к груди и тихо прошептала: – Он всегда с нами. Просто мы его не видим.

Шли годы. На ночь, перед сном она рассказывала своему озорнику разные сказки: про царевну-лягушку, про Ивана-царевича, про семь гномов и о наших семи богатырях. Но чаще всего сынишка просил свою любимую историю – о том, как мама вошла в самолет и потеряла сознание.
– Неужели ты все понимаешь? Ну, слушай… Я очень любила твоего папу. Знаешь, какой он был храбрый? Когда ты вырастешь, будешь таким же.
– А он и темноты не боялся?
– Он ничего на свете не боялся. А когда врагов стало слишком много, он не справился. Знаешь, как это называется? – Превосходящие силы противника. Перед отъездом он… смотрел на меня. Смотрел… такими глазами…
– Какими? Влюбленными?
– Он любил меня. Но тут другое. У него были в тот момент … незабываемые глаза. Я не могу их забыть, понимаешь? Я ему говорю: «Ложись спать». А он мне: «Жалко спать, Верушка»… А через два месяца он погиб. Он погиб… мгновенно… Его привезли в Москву и хотели там похоронить. В столице, в красивом месте. А я хотела, чтобы он был в нашем городе, с нами. И я приехала в Москву, обняла закрытый гроб и не дала забрать. Целую ночь была с ним. Утром надо хоронить, а я не даю: сказала, что хочу его в Петербург забрать, в его родной город. Все подумали, что от горя я сошла с ума. «Вам надо поспать». Нет! Нет! Я к генералу Антонову. Сначала он отказал… Он тоже решил, что я ненормальная. А я спросила у него:
– Хотите, я встану перед вами на колени?
– Я Вас понимаю, Вам тяжело… Но его уже не вернешь…
– У меня нет от него детей (а тебя, сынок, я уже носила под сердцем, но еще не знала об этом). У меня нет его фотографии. У меня ничего нет. Если я привезу его в Питер, со мной будет хотя бы кусочек земли. Земли, которая его приняла.
Антонов молчит. Ходит по кабинету мрачный такой. И молчит.
– А Вы любили, товарищ генерал? Я ведь свою любовь хороню!
Молчит. Опять зашагал по кабинету.
– Тогда я тоже умру. Зачем мне без него жить?
Он подошел ко мне, обнял и поцеловал руку. Мне дали двоих военных и специальный самолет. Я вошла в самолет, обняла гроб… И потеряла сознание…

После рассказа сын всегда спрашивал:
– А он был благородный солдат?
И она отвечала:
– Да. Самый благородный…

Так печальная мать ответила сынишке и в этот раз. Маленький сын подрастал, и у Веры стало появляться время для редких минут отдыха. Сев в любимое кресло, она взяла с полки давно забытого «Наследника из Калькутты» и задумчиво стала листать ее. Рукопись Штильмарка не давала ей покоя все утро. Приключения… Интриги… Далекая жизнь пиратов, матросов, вельмож… Благородство и подлость… Кораблекрушения и необитаемый остров… Листала медленно, подсознательно чувствуя: пальцы что-то ищут, какую-то нужную строку. Прислушиваясь к играм сына, Вера листала книгу все быстрее, быстрее, и вот уже вихрь разметал пожелтевшие страницы:
– Вот! Нашла! Корсар Бернардито! Он же был погребен взрывом в пещере, а потом нашел выход!!! Он выжил каким-то чудом, долго искал выхода из каменной темницы и нашел его! Я уверена, еще не все потеряно! Пусть оно будет, это чудо… Пусть случится! Возвращайся!..

Через неделю ей позвонили:
– Вера Борисовна, Вы дома? Сейчас к Вам заедут, никуда не уходите, пожалуйста.
– Хорошо. У меня есть один час.
Вера собиралась взять сына из детсада, уютно расположившегося в зелени соседних деревьев. А пока поставила чайник. На всякий случай – так было у нее заведено. А вот и гости. У дверей стояли трое: генерал Антонов, человек в белом халате с небольшим саквояжем («врач» – машинально отметила Вера) и рослый седой незнакомец с черной повязкой на правом глазу. Он опирался на трость, и Вера поняла, что ему трудно стоять.
– Проходите за стол, садитесь, – вежливо предложила женщина, – я сейчас чаем вас буду поить.

Мужчины тихо говорили о чем-то. Она услышала, как Антонов повысил голос:
– Мальчишка!!! Как ты мог???
Подойдя к двери с чайником и печеньем, она вздрогнула, услышав до боли знакомый голос:
– Я пошел с ними, потому что никогда не прятался за спины своих солдат – как мои дед и отец!
Чайник уже совершал свой кульбит, печеньки приземлились на пол, а Вера тихо шептала:
– Бернардито, Бернардито!!! Это ты?! Ты… Ты… Ты откуда?
– Я…из беспамятства… Потом из Пальмиры… Из-под… Потом из госпиталя…

Все замерли. Никто не ожидал такой реакции. Только врач молниеносно извлек из старенького саквояжа шприц и ампулу:
– А я вам что говорил? А вы: «Мы сами, мы сами!»… А я предвидел это! Сами с усами… Вы не волнуйтесь, дорогая, он сейчас Вам все расскажет, а Вы присядьте…

Врач сделал осторожный шаг к Вере, но какая-то неземная сила оттолкнула его и бросила стойкую женщину в объятья «незнакомца». Чудо случилось.


__________


Рецензии
Здравствуйте, Нина! Трогательно до слёз! Творческих удач и счастья! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   28.11.2019 16:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера! Вот, конец такой печальный. Но это правда...
С уважением,

Нина Битяй   29.11.2019 16:02   Заявить о нарушении