Про Крапивина

***
То, о чем я хочу рассказать, едва ли знакомо большинству присутствующих. Вы просто не в теме, ребятки. Но то же самое вы можете сказать и обо мне. Ибо в вашем детстве были компьютеры с разными игрушками, фильмы по ТВ и на DVD... В моем детстве ничего этого не было. Нет, фильмы были, и интересные. В телевизоре и в кино. Про Петрова и Васечкина (тоже, подобно мне, крепко ударенных прочитанными книжками). Про индейцев с Гойко Митичем (о, великий Митя Гайкин! Орлиный профиль, перья в волосах и невозмутимость настоящего индейца!). Про Электроника и Сыроежкина (о Рэсси тогда мечтали все уважающие себя люди лет до пятнадцати включительно!). Но я предпочитала читать книжки. Особенно те, по которым были сняты фильмы. И всегда находила, что книга - лучше.

По этой книге фильм не сняли. Жаль. Хотя... мне даже трудно представить, какая была бы музыка и кто исполнял бы роли главных героев. Но автора этой книги (и многих других книжек) я до сих пор безмерно уважаю.

Это Владислав Крапивин (погуглите, да) и его "Голубятня на желтой поляне". Сначала в журнале "Уральский следопыт", а потом - о чудо! - в библиотеке. Новая приятной увесистости книжка в серии "Библиотека приключений и научной фантастики, с великолепными иллюстрациями Евгении Стерлиговой.

Персонажей было пятеро. Они, как положено, были крепко дружны, так крепко, что чудеса у одного из них происходили только тогда, когда все прочие были живы. И один из них был типичным попаданцем. Один взрослый, которого звали Яр. И четверо детей: Алька, Игнатик, Чита и Данка. Мне очень хотелось быть сразу всеми. Я радовалась, что в книжке была девочка. Разумеется, я представляла на её месте себя. Хотя - не только на ее месте. Я хотела быть всеми сразу, я читала и перечитывала трилогию, мне снились сны, навеянные книгой, и я даже писала в толстой тетрадке о них и об их новых приключениях...

Приключения были опасными - в силу странного устройства их мира. У них были враги - ТЕ, КОТОРЫЕ ВЕЛЯТ, коварные, пусть и глиняные, манекены и злые клоуны. Главной проблемой книги было Время, замкнутое в кольцо так, что пространства накладывались одно на другое, из за чего герои теряли друг друга и близких. Именно из книг Крапивина я узнала о многомерности миров и параллельных пространствах.

Я была по очереди всеми. Мне ничего не стоило перевоплотиться в Читу, потому что я, как и он, носила очки и читала в любой ситуации. Озорства, и дурашливости, как и Альке, мне было не занимать. Я могла быть заботливой и аккуратной, как Данка. Я мечтала познавать Космос, подобно Яру... Но больше всего мне нравился Тик. Он умел делать бормотунчиков (я тоже, но мои - молчали. Просто потому что серебристых кристалликов было мало в песке), и он мог зажечь свечку просто глядя на нее (но надо было, чтобы все друзья были рядом). А главное - на его голову, как мне казалось, выпадали самые печальные приключения...

Эпизод со свечкой, которая загорелась в пустом здании заброшенного почтамта, после того как Яр и Чита победили Того, вначале страшного и неумолимого, а потом оказавшегося просто глиняным болваном... Это был знак. Знак того, что все живы и скоро встретятся. Вот чего мне не хватало в детстве. Такого знака. Именно поэтому я возвращалась к этому эпизоду снова и снова. Что поделать, я была мега-, космически одинокой. Правда, тяготить это меня стало намного позже...

Разумеется, я тоже хотела стать ветерком. Но не умела плавать, чтобы переплыть Реку. Река, правда, была... Я тоже хотела создать живую Галактику. Там и рецепт был, написанный роботом Еремой: "Три капли крови надо взять, четыре или пять. Потом с движеньем их смешать, с полетом их смешать..." Я хотела быть журналистом, как Глеб. И играть на скрипке, как Денек. Быть язвительной и остроумной, как Юрка. И конечно, мне не хватало ТАКИХ друзей. Хотя на самом деле они у меня были. Книжные, но как живые.

- Книжная девочка, - пренебрежительно шепнул Шорх, свернувшийся у левого плеча. - Потому и вся жизнь у тебя наперекосяк, что книгам верила больше, чем людям. Идеалистка.
- В этом нет ничего плохого, - ухнул Вурх, сделав круг над моей головой, подобно оберегу. - Ты все поняла правильно.

Все ли? Я до сих пор не знаю. Но книгу эту иногда перечитываю...


Рецензии