Костюм. Рыночные истории 1

      Было время в моей жизни, когда, чтобы выжить, надо было оставить привычное место работы, где были должность, авторитет и собственная значимость, но совершенно перестали платить деньги. Так я оказалась среди торгашей на рынке «Берёзка» рядом с автовокзалом.
      У каждой из нас была своя, сваренная из металлических прутьев «клетка», стены которой мы завешивали белыми простынями. Потом на простыни навешивались цепочки, а уже в их кольца помещались вешалки с товаром с самого верха, всё ниже и ниже. Заканчивалась цепочка пристёгнутым за петельку или крючок пластиковым полу манекеном, одетым в одежду повышенного спроса по мнению продавца.
      Я свою клетку делила с Ленкой, моей тёзкой. Мы познакомились в начале нашего коммерческого пути, торгуя тряпками с верёвки, натянутой между деревьями рядом с Универсамом нашего района города. Но бесконечные облавы налоговых служб заставили нас легализоваться, встать на учёт в налоговой инспекции и получить место на рынке. У Ленки тётка работала в налоговой и жутко ругалась, увидев нас в местах, не предназначенных для торговли.
      Существовали мы на одном месте вполне мирно, деля пополам импровизированные стены и низкий, сколоченный из деревянных досок стол для обуви и прочего мелкого товара, который невозможно было повесить.
      Сегодня у Ленки на первом месте болтались, покачиваясь на ветру, детские джинсы, которые она привезла своему сыну Ваське, но не угадала с размером.
      У меня же на первом манекене был торжественно водружён очень дорогой женский костюм сорок четвёртого размера, явно не рыночного плана, купленный мною в Китае в дорогом магазине и привезённый на пробу.
      Тёмно-синяя ткань, элегантная длинная юбка - карандаш с глубоким разрезом там, где должна находиться попа, очень красивый, сложно отстроченный жакет, с пояском, с кармашками-обманками и шалькой воротник - всё было красиво и достойно. И цену я за этот костюм хотела взять для рынка не хилую, а именно тысячу шестьсот рублей.
      День только начинался, и покупателей было мало. А те, что были, неспешно ползали между рядами рынка, дожидаясь, когда продавцы закончат оформлять свои витрины.

      - Сколько стоят ваши детские джинсы?
      Молодая хрупкая девушка держала за штанину покачивающиеся на ветру брючки.
      - Пятьдесят рублей! - сказала Ленка,
      - Привезла сыну, но не угадала с размером, поэтому продаю без наценки, за что купила.
      Ленка потянулась и отстегнула прищепки, с помощью которых джинсы болтались на обычной вешалке.
      Девушка осторожно, с какой-то подозрительностью, осмотрела брючки, затем понюхала, потом вывернула наизнанку и стала внимательно изучать швы!
      - Дешевле отдадите? - спросила она.
      Ленка покраснела, но отрицательно покачала головой.
      - Своя цена! - сказала она мужественно. Любое «нет» Ленке всегда удавалось с трудом и угрызениями совести.
      Девушка недовольно притопнула ножкой и с удвоенным вниманием продолжала изучать строчки, надеясь, по-видимому, найти изъян. Но не нашла и с недовольным лицом всё же полезла к себе в сумку за кошельком.
      Повеселевшая Ленка ловко завернула джинсы в пакет, довольная произведённой первой продажей.
      Девушка, по-прежнему с выражением недовольства на лице, бросила пакет в сумку и повернулась в мою сторону, чтобы продолжить свой путь. И вдруг она затормозила, увидев мой костюм.
      Через секунду между нами состоялся такой диалог:
      - Корея? - хрипло спросила девушка.
      - Угу, - ответила я.
      - Сколько?
      - Тысяча шестьсот, - проговорила я невозможную цену.
      Девушка подошла ближе, примеряясь плечом к манекену.
      - Заверните! - сказала она и вновь полезла за кошельком.
      Внезапно одеревеневшими руками я сняла с манекена юбку, потом расстегнула и сняла жакет, сложила всё это в красивый, ещё дома приготовленный для этого случая пакет и подала девушке. Она молча отдала мне деньги: три купюры по пятьсот и одна сторублёвая...
      Девушка развернулась и ушла прочь с рынка быстрым шагом. А я стояла с деньгами в руках и пустотой в душе: Не примерила! Не похвалила! Не получила удовольствие от созерцания! Не увидела, как сидит костюм на фигуре! Деньги есть, а радости нет.
       Я стояла с чувством, будто меня ударили по голове чем-то тяжёлым и оглушили. Ленка, замершая на время всего действия, шумно выдохнула:
       - Сука! - сказала она, - а за пятьдесят рублей чуть душу не вынула!
      Понимая, что произошло нечто необычное, к нашему месту стали подходить соседки - продавцы!
      - Нууу! С почином!!! - говорили они, - а что продала-то?!
      - Что продала, того уже нет! - ответила за меня Ленка. И, уже обращаясь ко мне, сердясь, сказала:
      - Чего застыла? Деньги прячь!

P.S. В следующую поездку Ленка тоже привезла такой же костюм сорок восьмого размера. Он провисел у неё на манекене полгода, выгорел, и всё же был продан ею за пятьсот рублей, что было много ниже его исходной цены в переводе с юаней на рубли в Китае.


Рецензии