Суета сует

«Нас не нужно жалеть.
Нами нужно восхищаться».
(Девиз учащихся
Харьковской гимназии-интерната
для слепых им. В. Г. Короленко)


2005 год. Лес возле озера или реки. Погожий летний вечер. Тишина, слышны лишь звуки, подобающие месту действия. В центре сцены горит костёр. В глубине сцены видна палатка. Повсюду «читаются» различные приметы пикника на природе. На сцене трое. Двое из них, юноша и девушка, стоят на авансцене и обращены к зрителю лицом. Их зовут МАКСИМ и НАТАША. У МАКСИМА на брючном ремне висит чехол для сотового телефона. Третий, также молодой человек, всё время сидит возле костра, к зрителю спиной. Он одет проще, чем НАТАША и МАКСИМ. Его зовут НИКИТА. МАКСИМУ и НАТАШЕ лет по 20, НИКИТЕ – 16.


1.
(МАКСИМ и НАТАША целуются).
МАКСИМ (негромко): Если ты будешь меня так целовать, я окончательно потеряю голову.
НАТАША: А если так? (Целуются).
МАКСИМ: Тогда я отдам за тебя жизнь.
НАТАША: Да?
МАКСИМ: Тебе понадобилась моя жизнь? Можешь на неё рассчитывать. Между прочим, я не вижу в этом никакого героизма. Любой мужик головой отвечает за свою даму. Это наш долг.
НАТАША: Мне приятно это слышать.
(МАКСИМ, изображая из себя боксёра, проводит короткий бой
с невидимым противником. При этом он как бы ненароком демонстрирует
НАТАШЕ свою развитую мускулатуру и ловкость).
НАТАША: Я люблю смотреть на тебя, когда ты занимаешься спортом.
МАКСИМ: Я хочу, чтобы здоровый образ жизни стал нашим семейным обычаем.
НАТАША: Хотя семьи ещё нет!
МАКСИМ: Де-факто она уже есть, а де-юре – вопрос времени.
НАТАША: А деньги?
МАКСИМ: Будут и деньги. В первый же год моей трудовой деятельности я смогу войти в десятку лучших бизнесменов города. Уверен. Кстати, к выпуску из института будет готов мой личный бизнес-план. Я тебе его ещё не показывал, но работаю над ним уже полгода. Хочу доказать сам себе, что главный капитал всё-таки не деньги, а мозги, и можно подняться самостоятельно, с нуля.
НАТАША: Я буду тебя поощрять. Поддерживать все твои начинания. И ждать. Я буду твоей леди Макбет.
МАКСИМ: Леди Макбет харьковского розлива? (Смеются). А кто обещал царский ужин?
НАТАША: Кушать подано!



2.
(Оба подходят к костру.)
МАКСИМ: Сейчас. Один звоночек – и я весь ваш. Первый тост за мной. (Набирает номер на сотовом телефоне, подносит телефон к уху. По выражению его лица зрителю ясно, что что-то не так). Сбой. Странно. Это у меня впервые! (Снова набирает номер, снова не может сделать звонок). Наташа, я не могу позвонить.
НАТАША: А что он пишет?
МАКСИМ (прочитав с дисплея): Интересно пишет. Зачитаешься! Хочешь полюбопытствовать? (Передаёт телефон НАТАШЕ).
НАТАША (берёт телефон, читает с дисплея): «Пушкин дописался, Гагарин долетался, а ты дозвонился! Конец связи!» От кого это сообщение? (Смеётся).
МАКСИМ: Это ты мне поведай, от кого сообщение. Ты закачивала мне из Интернет мелодии?
НАТАША: Да, вчера вечером.
МАКСИМ: Как ты это делала? Вспоминай! По пунктам!
НАТАША: Максим, я слышала, что появились какие-то особые вирусы, которые опасны для сотовых телефонов. (Не может скрыть смех, и это злит МАКСИМА).
МАКСИМ (забирает у неё телефон): Наташа! Самый страшный вирус тот, который сидит перед компьютером.
НАТАША: Значит, виновата я?
МАКСИМ (вспыхивает): А кто? Я? (Пауза).
НАТАША: Пива хочешь? (Протягивает ему бутылку пива).
МАКСИМ: (Ещё раз пытается позвонить. Звонок не происходит. Читает с дисплея). «Пушкин дописался, Гагарин долетался, а ты дозвонился! Конец связи!». Юмористы доморощенные. Всё! Исходящих нет!
НАТАША: Нефильтрованное. (Подносит бутылку ещё ближе к нему и держит навесу. МАКСИМ в ярости выхватывает бутылку из её руки и пьет. НАТАША обижена его грубостью, но произносит сдержанно, так, как будто услышала от МАКСИМА «спасибо»). Пожалуйста, милый! (Вкладывает другую бутылку пива в руку НИКИТЕ).
НИКИТА (будто очнувшись): Спасибо, Наташенька! (Не пригубив, ставит бутылку на землю. Всё это время он, замирая, вслушивался в разговор НАТАШИ и МАКСИМА).
МАКСИМ (лихорадочно нажимая клавиши на телефоне): О чём с тобой говорить, если ты не в силах даже запомнить, на какие кнопки нажимать можно, а на какие нельзя? Что тебе можно доверить?
НАТАША: При чём тут я? Макс, я не понимаю.



3.
МАКСИМ (размахивая телефоном): Если ты намерена исчерпать инцидент мирным путём, то будь любезна исчезнуть на пару часов. Дай мне возможность немного остынуть.
НАТАША: Максим! Ты дурак?
МАКСИМ: Ты слышала, что я сказал?
(НАТАША уходит в палатку).
НИКИТА: Что произошло, Максим?
МАКСИМ: Ничего особенного. Эта змея убила мою «Нокию».
НИКИТА: Наверное, её можно отремонтировать.
МАКСИМ: Отремонтировать? Телефон, которому нет и месяца! Ты считаешь, что это нормально – ремонтировать телефон, которому нет и месяца? Между прочим, мне привезли его из Италии.
НИКИТА: Максим, даже самый лучший телефон – всего лишь кусок железа.
МАКСИМ: Я понимаю тебя, Никита. Правда, понимаю. Но мне кажется, что меня тоже понять немудрено. Если не беречь и не приумножать, то к чему же придешь в итоге?
НИКИТА (без истерики): В итоге мы все придём к одному и тому же. (Пауза). Не нужно ссориться из-за разных пустяков. Это «суета и томленье духа».
МАКСИМ: Кладезь мудрости! Тебя бы к нам в институт, на кафедру философии. Ты бы им показал, где раки зимуют.
НИКИТА (смущенно смеётся): Да. У меня на всё готов правильный ответ.
МАКСИМ (встаёт): Что ж, может и так.
НИКИТА: Макс! Пожалуйста, не ссорься Наташенькой.
МАКСИМ: Не ссориться? А чем же тогда заниматься? Ладно, пока что схожу к рыбакам, закажу на завтра свежих окуньков для ухи. Ты со мной?
НИКИТА: Я побуду здесь.
МАКСИМ: Я скоро вернусь, и будем ужинать. (Сам себе). Пятьсот баксов коту под хвост! И выходной туда же. Тьфу! (Отдувается и вытирает вспотевший лоб. Прячет телефон в чехол. Уходит, освещая себе дорогу фонариком и напевая из Розенбаума: «Налетела грусть. Ну, что ж – пойду, пройдусь. Ведь мне её делить не с кем…»).
(Фоном звучит песня из кинофильма «Тегеран-43» в оригинальном исполнении Шарля Азнавура на французском языке. НИКИТА оборачивается лицом к зрителю. Зрителям становится ясно, что он слеп. В его руке теперь видна тросточка. Он выжидает, пока уйдёт МАКСИМ).
НИКИТА (зовёт): Наташенька!... Наташа!
НАТАША (голос из палатки): Никита, оставь меня в покое.
НИКИТА: Ты плачешь?
НАТАША (выходит из палатки и останавливается у входа в неё, у неё на глазах слёзы): Никита, ты ему родня и должен знать его как облупленного. Как ты думаешь – он от меня не уйдёт?
НИКИТА: Однажды Максим спросил моего мнения о тебе. Я сказал, что он даже не догадывается, насколько ему повезло.
НАТАША: Чтобы его удержать, я, конечно, готова на многое. Но у меня, в конце концов, тоже есть нервы.
НИКИТА: Не надо плакать. Мы с тобой вдвоем займёмся воспитанием этого грубияна. А если он не будет нас слушаться, подстережём его в подворотне и побьём. Нет, головомойка на него не подействует. Лучше заставим его пылесосить и мыть полы. Это подействует. Ещё как! Несколько генеральных уборок, и он у нас станет тише воды, ниже травы.
НАТАША (шутки НИКИТЫ она как будто и не слышала): Никита, иногда мне кажется, что я ему совершенно безразлична.
НИКИТА: Всё наладится, Наташенька. Мы будем стараться, и всё наладится.

(НАТАША плачет, уронив голову на плечо НИКИТЫ. НИКИТА обнимает её за плечи, легонько, как брат сестру. С последним аккордом песни – занавес).


1 декабря 2005 года


Рецензии