Поэты

Пришло время рассказать,
кто такие поэты. Говорят, что Россия - страна поэтов, потому что многие здесь умеют рифмовать. Но свободно обращаться с рифмой - не означает быть поэтом. Я постараюсь объяснить, что такое истинный поэт. Русские лингвисты выделяют три русских типа: святой, герой, поэт. Поэт в значении вестник и пророк. С понятиями герой и святой всё ясно. А поэт? Каково его назначение? Как он мыслит и творит? Что им движет?
Поэт - это словесник. Его оружие слово. Что же это за "слово"? И почему оно бывает вещим? Прежде всего истинный поэт обладает Божьим даром. И именно это выделяет его из толпы. Он наделён талантом излагать свои мысли и чувства посредством поэтических строк. Там, где поэзия, там вдохновение. Скрепить слова рифмой можно, но если сделано это без вдохновения, это не произведёт впечатления, это не тронет душу, это будет просто рифмованный текст. Итак, главное - душа поэта, ибо чувствует он душой и творит тоже душой. Истинный поэт - это всегда Личность с большой буквы. Что же мы выяснили? Поэт - это человек с красивой душой, наделённый Божьим даром, Личность с большой буквы. Душа поэта чувствительна, ранима, потому что тонка. Поэт очень тонко всё чувствует, и смотрит на мир иначе, нежели обычный человек. Поскольку истинный поэт воспевает возвышенные чувства, воспевает красоту жизни, его душа вибрирует на высоких тонах. Первое, что замечает начинающий поэт, - это созвучие слов, совпадение и сходство ударных слогов и окончаний. "Не прекословь", "любовь", "новь", "вновь", "не злословь", "кровь", например. Или: "нежная", "безбрежная", "смежная", "снежная", "безмятежная". Интересно, не правда ли? А что, если попытаться выразить мысль таким образом, чтобы совпадения придали речи образность? Но стихи начинаются не с познания техники стихосложения, стихи начинаются с эмоции, будь то внезапная грусть, нечаянная радость, глубокое переживание, лёгкая грусть, тихая печаль, гнетущая тоска. Стихи начинаются с порыва души выразить свои чувства, которые переполняют сердце. Как поэт начинает видеть созвучие? Это как прозрение, и поскольку поэтический дар - это Божий дар, то есть сравнить его можно и с другим даром - даром художника видеть игру тени и света, даром музыканта - слышать музыку в окружающем мире и так далее. То есть склонность к словесному искусству, а именно этим и является поэзия, искусством слова, изначально - это дар!
И не будем забывать - дар от БОГА! Есть люди, для которых поэзия - ремесло, а не искусство, они ремесленники, хорошо владеющие техникой стихосложения. Называться они могут по-разному: стихотворцы, рифмоплёты, рифмачи. Отсюда следует вывод, что истинный поэт - это нечто большее, чем человек, умеющий слагать стихи. Что же это? Истинный поэт не просто пишет, он вещает миру, он изъясняется на языке образа, он не только передаёт всю гамму чувств, но и претворяет в жизнь идею! И черпает свою идею из того таинственного, вечного мира идей, который есть на высших планах бытия! Другими словами, вся разница между истинным и неистинным - в источнике вдохновения! Источник вдохновения истинного поэта не в нём самом! У ремесленника - это он сам, поэтому он пытается создать произведение искусства своими руками, тогда как поэт ловит вдохновение как струю свежего воздуха: вдохнул полной грудью и... сотворил шедевр!
Это, однако, не означает, что трудиться ему не нужно, напротив, как любое искусство, поэзия - это тоже труд, умственный труд. Но труд по вдохновению - это одно, а труд без вдохновения - это другое! Значит, нужно понять, что такое вдохновение. Как для парусника попутный ветер, так и для творческой личности - вдохновение. А человек бездарный надувает собственные щёки, пыхтит, но ничего путного у него не получается! К тому же, его не совсем красивая душа не способна самостоятельно воспеть что-либо прекрасное, максимум, на что она способна, это копировать или подражать. Подражание иногда походит на неудачный эксперимент, а в худшем случае - на пародию. Поскольку поэзия - это искусство слова, значит, каждое слово должно быть на своём месте.
И всё должно выглядеть так, что к сказанному нечего добавить, как и нечего убавить, то есть в готовом произведении искусства нельзя заменить одно слово другим, потому что найденное слово самое верное. Если его можно заменить, значит, это не стихи, а текст. Именно поэтому так легко пишутся разные варианты песен, слова легко заменяются другими, и получается не хуже. Повторить же  шедевры Пушкина и Лермонтова невозможно, подмена разрушит изначальный замысел, скрытый смысл, тайную прелесть. Всем начинающим поэтам я рекомендую произведение Данте "Пир", стиховедческий и философский трактат великого итальянца!
Считается, что "Божий дар - это половина святости", потому что творит и созидает Дух Святой. Святость же - дар Божьей благодати. У истинных поэтов есть сходство с героями: поэт-созидатель совершает подвиги во имя искусства. Иногда погибает, отдаёт свою жизнь, расплачиваясь за служение высокому искусству! Изначальное значение слова "гений" - это Добрый дух. Безусловно, гений творит добро. Творения гениев изучаются на протяжении веков, делаются попытки раскрыть  тайны не только произведений, но и загадки творческой личности. Гениальность подвергалась научному анализу всегда, существуют целые научно-исследовательские институты по изучению наследия гениальных людей. Поэты являются лучшими представителями своей эпохи и своей страны. И поскольку русскому менталитету присущи внутреннее достоинство, понятие чести и благородства, стремление нести людям свет правды, глубокая религиозность, то всё это присутствует и в русском поэте! Такое понятие, как мистика, тоже тесно связано с творчеством поэтов. И не случайно  такие поэты, как Руми, Саади и другие, были ещё и суфиями. А суфии - это мистики ислама. Некоторые философы были поэтами, и писали свои труды в виде поэм. Многие поэты были мудрецами, духовными наставниками целых поколений людей. Мысль, которая выражается коротко, ясно, образно всегда производит сильное впечатление ещё и потому, что её легко запомнить, легко цитировать наизусть. Произведения истинных поэтов вызывают слёзы умиления и слёзы восхищения. Сонеты Шекспира, рубаи Хайяма, канцоны Петрарки - это то, что вечно. "Божественная комедия" Данте, "Фауст" Гёте, "Дон Жуан" Байрона, "Евгений Онегин" Пушкина, "Потерянный рай" Мильтона... Трудно представить себе историю человечества без этих гениальных произведений!
Почему строки великих поэтов бывают пророческими? Именно потому что строки приходят свыше! Но это касается не только поэтов, но и писателей, вообще людей Слова. Многие научные открытия были предсказаны писателями-фантастами. Многие предсказания были сделаны в стихотворной форме. В форме стиха можно закодировать максильмальное количество информации. За счёт чего? За счёт образности! Ибо трактовать эту образность можно и двояко, и трояко. Что можно сказать о поэтическом вдохновении?
Строки приходят на ум. Как правило, это первые строки будущего произведения. В этих первых строчках есть идея, ритм, размер. Не секрет, что для того, чтобы писать стихи, нужно иметь музыкальный слух. Первые строчки родились, далее идёт работа над продолжением: соблюдается размер, разворачивается мысль, создаётся образность. Вообще, создание образа - цель любого искусства. Должна в произведени также присутствовать и логика. Вот наглядный пример! Проводя поэтические встречи, я прошу продолжить первую строку своего четверостишия: Я ЗНАЮ ВСЁ, ОНА ТОБОЙ ЛЮБИМА. Какой должна быть логика? Что дальше? Слушатели предлагают свои варианты того, как можно продолжить. Выслушав всех, я озвучиваю свой вариант: Я ЗНАЮ ВСЁ, ОНА ТОБОЙ ЛЮБИМА. ТЫ ПРОШЛОЕ ЗАБЫЛ, ЕЁ ЛЮБЯ. НЕ ПРЯЧЬ ГЛАЗА, КОГДА ПРОХОДИШЬ МИМО, - ПОСЛЕДНЕЕ, О ЧЁМ ПРОШУ ТЕБЯ!
Если в вашем стихотворении о чувствах говорится прямым текстом, то скорее всего, это будет рифмованная проза.
Вот вы прочитали это четверостишие. Задело вас за живое? Ведь даже в одной первой строчке много информации, строка информативна: Я ЗНАЮ ВСЁ, ОНА ТОБОЙ ЛЮБИМА! Сразу рождается вопрос, кто пишет? От имени кого это говорится? Появляется догадка: это его бывшая! Следующая строчка подтверждает догадку читателя: ТЫ ПРОШЛОЕ ЗАБЫЛ, ЕЁ ЛЮБЯ. Далее, интересно, как она, эта женщина справится со своими эмоциями, как именно примет данную ситуацию? Все эти мысли мелькают незаметно в уме читателя с невероятной скоростью, с такой большой, что почти неуловимы! И читатель читает: НЕ ПРЯЧЬ ГЛАЗА, КОГДА ПРОХОДИШЬ МИМО... О чём это говорит? О том, что есть, что вспомнить, о том, что что-то действительно было между этими двумя людьми! И заключительный аккорд, бьющий в самое сердце: ПОСЛЕДНЕЕ, О ЧЁМ ПРОШУ ТЕБЯ... То есть: она ни на что не претендует, просто просит не стыдиться того, что он близок был и с ней, и, возможно, и ей говорил слова любви, не придавая значения словам, ещё не встретив свою настоящую любовь! Вот, что такое стихи, вот, что такое поэзия!
Теперь проверим, все ли слова найдены правильно, и все ли они на месте? Попробуйте убрать какое-нибудь слово и заменить его другим! Четверостишие рухнет? Смысл изменится? Значит, ничего уже доделывать и переделывать не надо! Значит, это окончательный, завершённый вариант! Ещё один пример из моей любовной лирики, восьмистишие. Первая строка: ЧАС НАСТУПИЛ. ПОРА... ПРОСТИ. Понятно, речь идёт о прощании. За что же женщина, прощаясь, будет просить прощения? Вторая строка: ЗА ВСЁ, ЧТО Я НЕДОТЕРПЕЛА. Это тоже не открытый текст, это намёк с догадкой. Третья и четвёртая строки: ЗА ТО, ЧТО СЛОВО "УХОДИ!"
ТАК С ГУБ МОИХ И НЕ СЛЕТЕЛО. То есть не нашла она в себе сил прогнать мужчину. Далее, тоже логично: ЗАБУДЕМ ВСЁ! БЫЛОГО НЕТ. ОТ СЛЁЗ Я БОЛЬШЕ НЕ СТАРЕЮ. Образно? Да! И заключительные строчки: ЛИШЬ СЕРДЦЕ ПОМНИТ СТОН И БРЕД: "КАК Я УСТАЛА БЫТЬ ТВОЕЮ!". Причина ясна. Всё понятно. Почему же "стон и бред"? Потому что не было откровений, терзания и мучения были тайными, скрытыми. А раз это скрывалось и подавлялось, то и было похоже на бредовое состояние. Это что касается логики! Два наглядных примера. Теперь разберём, что такое образность! Моё стихотворение:

ВСЯ ЖИЗНЬ МОЯ - КАКОЙ-ТО СТРАННЫЙ ПУТЬ.
ТЕНИСТОЕ И СТРАШНОЕ УЩЕЛЬЕ.
ЕГО В ТУМАН ОКРАШЕННУЮ СУТЬ
НЕ ПОСЕЩАЛО ДОЛГОЕ ВЕСЕЛЬЕ.
УДАЧА СНЕГОМ ПАДАЛА С НЕБЕС,
НО, КАК ВСЕГДА, НА МАЛОЕ МГНОВЕНЬЕ.
И, ЕСЛИ ЕСТЬ НА СВЕТЕ БОГ И БЕС,
ТО ЖИЗНЬ МОЯ - ИХ ЛУЧШЕЕ СРАЖЕНЬЕ!
Жизнь - это путь. У меня это путь странный, похожий на страшное ущелье. Суть этого жизненного пути окутана туманом. Удача сравнивается со снегом, который быстро тает и исчезает. Мне, как человеку, неизвестно, куда я иду и зачем. Заключительные строки намекают, что этот путь - борьба добра и зла. И это не просто борьба внешняя, во внешнем мире, но и борьба внутренняя. И это не просто борьба, а настоящее сражение. Ещё одно стихотворение, где присутствует образность, понятная всем, моё  восьмистишие. ОДНИ - СЖИГАЮТ КОРАБЛИ. Это означает: окончательно порвать с прошлым. ДРУГИЕ - ВЕРУЮТ В НАДЕЖДЫ. РЫДАЮТ ГЕНИИ ЗЕМЛИ. Речь о том, что гениев гонят и не понимают. СМЕЮТСЯ ГЛУПЫЕ НЕВЕЖДЫ. В мире всё это происходит одновременно: плач и смех. И Я - ОДНА СРЕДИ ТРЕВОГ - СРЕДИ ПОТОКА ЗЛОДЕЯНИЙ. В БЕДЕ МЕНЯ СПАСАЕТ СЛОГ, ВО ТЬМЕ - МОЙ ФАКЕЛ ПОКАЯНИЙ! Во тьме спасает свет собственного факела. Мастера слова рисуют словами, как художник рисует красками картины. У многих поэтов в творчестве освещаются одни и те же темы, но по-разному. К примеру, стихи под названием "Кладбище" есть не только у меня. Стихи других авторов вы можете найти самостоятельно. Я же предлагаю вашему вниманию свой вариант.

КЛАДБИЩЕ
Здесь травы не травы, цветы не цветы.
Здесь тени угрюмы, аллеи пусты.
Печальные камни встречают рассвет
Тоскливым сиянием прожитых лет.
Здесь словно невидимой властной рукой
Над бременем жизни поставлен Покой.
Дожди ли прольются, пройдёт ли гроза,
Иль жемчугом землю покроет роса,
Иль в снеге пушистом утонут кресты,
И иней окутает шалью кусты,
Здесь всё одинаково будет дремать,
Чтоб тем, кто отмучился, зря не мешать…
 Из книги  «Белая ночь».

Вот, что такое настоящая поэзия, не рифмоплётство, не стихотворство, а поэзия! О своих любимых поэтах я могу говорить бесконечно! "Это же как надо любить Лермонтова, чтобы написать о нём роман в стихах!" - как-то кто-то воскликнул в мой адрес. И действительно! Наследие таких гениев, как Лермонтов, так огромно, что писать об этом можно на протяжении столетий! Это уже не фамилии и имена, это уже не просто легендарные исторические личности, это кумиры! Память о них переживёт и войны, и разруху, и гибель империй! Но несмотря на это, находятся те , у кого поднимается рука переделывать некоторые строки Лермонтова. Гений всегда точен! Гений всегда точен именно в деталях! Известное стихотворение Лермонтова "Чаша жизни" я приведу в первоначальном варианте, в том варианте, который встречается в изданиях ещё советской эпохи, в книгах 50-х и 60-х годов прошлого столетия. А переделанный вариант выдаст вам Яндекс и новые переизданные труды поэта. Итак! Свою краткую письменную работу под названием "ПОЭТЫ" я завершаю стихами великого

Михаила Юрьевича Лермонтова:

ЧАША ЖИЗНИ

Мы пьем из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз

Повязка упадает,

И всё, что обольщало нас,

С повязкой исчезает;

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта,

И что она - не наша!

Москва. 22. 02. 2019.


Рецензии