Шла война Глава3 Часть5 Наши призывники. Молодая г

 

 Наступила весна 1943 года. Нашему Володе в ноябре прошлого года исполнилось 18 лет. И вот сейчас пришли повестки всем восемнадцатилетним, в том числе ему и сыну Натки  Ильиной, Саше. Село готовилось провожать призывников на войну. Устроили прощальный обед. А потом  всё село провожало ребят  до Заглядино, откуда они пригородным поездом должны были отправиться в Бугуруслан и там явиться на призывной пункт.

  Володя заранее  запретил маме ехать с ними в Бугуруслан, как это делали  родственники других ребят, и сказал, если она будет плакать, вообще уйдёт один, так, чтобы она и не видела. До станции Заглядино шли пешком.  Грустное это было шествие. Многие матери шли в обнимку с сыновьями, не сдерживали слёзы. Татарские ребята играли на своих гармошках с бубенчиками и пели свои песни. А наш Володька, хоть за обедом водки в рот не брал ( так всю жизнь, не терпел даже запаха её) притворился пьяным и всю дорогу  дурачился, смешил всех своими  выходками. Мама, как обещала, ни слезинки при нём не уронила, зато потом дома дала волю слезам.
 
  Долго мы от него не получали  никаких известий, наконец, получили аж из Владивостока. Оказывается его зачислили в морфлот, как он и хотел, только он рвался на фронт, а направили служить на Тихом океане. Так мой братик стал моряком  и воевал с  японцами.
 А вот Натке от Саши вообще никаких вестей не было, и вдруг пришло извещение, что он погиб. Где, как погиб, не сообщалось. И лишь случайно  узнали страшную  подробность его гибели. В госпитале под Асекеевом лечился один из татарских ребят, который ехал на фронт в одном эшелоне с Сашей, он и рассказал, как всё было. До фронта этот эшелон не дошёл. На одной из небольших станций ночью он остановился между двумя составами, в которых были цистерны с горючим. Одна из цистерн загорелась. Мгновенно огонь перекинулся на цистерны другого состава, они стали рваться. Это была диверсия. Почти никому из ребят, ехавших в эшелоне, не удалось выбраться живыми, те кто выжили, остались инвалидами, как тот парень, которого направили долечиваться в родное село.

                Молодая гвардия
  Ребята рвались на фронт особенно после того, как  всю страну облетело сообщение о страшной гибели юных Молодогвардейцев  в Краснодоне  от рук фашистских палачей и их прихвостней, местных полицаев.
 Это  событие потрясло весной 1943  года всю страну.
В одной из газет была напечатана заметка о чудовищной расправе фашистов на Донбассе в Краснодоне с молодёжной подпольной организацией  "Молодая Гвардия".
 Немцы оккупировали Краснодон 20 июля 1942 года. Тридцать шахтёров-коммунистов были схвачены и живьём закопаны в городском парке. Эту страшную казнь видел весь город. Организация ребят начала действовать в сентябре и просуществовала до января 1943 года. Она была выдана предателем, и немцам удалось схватить почти всех участников. Это в основном были юноши, девушки и подростки, младшему из которых исполнилось 14, а старшие не пережили своих 19 лет. Девяноста один юноша и двадцать четыре девушки. Тогда не сообщались подробности их деятельности. Самое знаменательное то, что этих детей никто не заставлял, не подкупал и ничего им не сулил. Их вела на борьбу их совесть, их честь, их высокая юношеская духовность. Это-то особенно и ожесточало их палачей.

  Расправа над ними была  непостижимо  жестокой.  Тех, кто выжили после чудовищных пыток, сбрасывали во время казни в шурф заброшенной шахты  пятидесятиметровой глубины, а сверху туда летели шпалы, нагруженные шлаком вагонетки, гранаты.
 Когда 14 февраля 1943 года был освобождён  Краснодон,  восемь суток извлекали их тела из  шахты. Они были так изувечены, что родители узнавали своих детей лишь по одежде. Во время пыток им вырезали губы, отрезали языки, девочкам грудки, отрубали руки, ломали ноги, отрезали пятки, вырезали на груди, спинах, лицах звёзды, подвешивали  девушек на косах, волосы не выдерживали, отрывались вместе с кожей на голове. Так погибла Уля Громова, у которой была прекрасная длинная коса.  Ребят сажали на горячую плиту и били, били скрученными электрическими проводами, загоняли раскалённые иглы под ногти. Некоторых привязывали друг к другу лицом к лицу и так сбрасывали в шурф. Отрубленную голову Вани Земнухова фашисты гоняли по пустырю ногами, как футбольный мяч.
 Одному из ребят, Виктору Третьякевичу, комиссару Молодой Гвардии, жертве   оговора полицейским дознавателем, заявившим, что организацию выдал Виктор, удалось, падая в шурф, ухватить руководившего казнью офицера и утащить его  с собой. Но тот сумел зацепиться за торчавшее в стволе бревно, и солдаты  его  извлекли.
 Серёжа Тюленин, падая, тоже зацепился за торчащее бревно. Так он и умирал висящим. Когда тело его извлекли из шурфа, оно было так вытянуто, что не могло поместиться ни в каком гробу. Пришлось вымачивать его в специально сделанной ванне.
 Эти подробности, которые мне удалось прочесть в стенографическом отчёте, бывшем
у чекиста, друге моего отчима, неимоверно тяжело представить нормальному человеческому сознанию, сердце не выдерживает. Но я думаю, говорить о них надо, чтобы современные поколения людей всего мира знали, что такое фашизм, представляли себе, на что они способны, эти недочеловеки. Особенно тяжело было узнать, что это творили и местные жители--полицаи, продавшиеся и служившие палачами. В первый же вечер после освобождения фотокорреспондент армейской газеты увидел, что в помещении, где содержались заключённые, все стены, подоконники, всё было испещрено нацарапанными надписями. Часть из них ему удалось заснять,  но стемнело, и он решил сделать это утром. А наутро  всё оказалось затёрто. Это  было сделано теми местными жителями, кто  боялся разоблачения.
 Невыносимо сознавать, что сегодня их потомки маршируют по улицам городов Украины с фашистской символикой и славят своего героя Бандеру, 
 На площадях Харькова возводят символические виселицы. Сжигают людей в Одессе, обстреливают города Донбасса прицельным огнём, убивают детей, женщин, стариков.

               Слушайте!
           Слушайте, стиснув пальцы!
              Это вершилось
            в двадцатом веке,
           не зверьём, не первобытными
              неандертальцами--
           в ы р о д к а м и, посмевшими
              называть себя
            ч е л о в е к а м и.

            Сердце не в силах такое
               представить...
            Кровь закипает, не слёзы   
                в глазах!
   
            Они ж, д е л о сделав.
                с п о к о й н о
                с п а л и...
             Рождали детей... Им не снился
                тот страх,
             те ЛИКИ замученных
           им не стучали в сердца,    
              если там были сердца.
                Но уши
            слышали
                те голоса!
   
           В гробах эти крики, их стоны,
              весь  ужас
           переворачивать должен их прах--
              ПРАХ УБИЙЦ-- удушьем...

           Только сегодня идут равнодушно
             по пеплу людскому...
           Идут в сапогах, в чёрных мундирах
              с нашивками свастик
           молодцы неофашистского толка.

                ЛЮДИ!  Не дайте
           воспрянуть напасти -- потомкам
           в крови утонувшего волка!

   
    В школе нам читали клятву молодогвардейцев. Вот она:
 
      "Я клянусь мстить беспощадно за сожжённые и разорённые города и сёла,
    за кровь наших людей, за мученическую смерть 30 шахтёров. И если для
    этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебания.
     Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за тру-
    сости, то пусть моё имя, мои родные будут прокляты, а меня самого покарает
    суровая рука моих товарищей.
          Кровь за кровь! Смерть за смерть!"

Эти ребята были чуть старше меня и ровесники моего брата.
 
   Как всё это смогли  пережить  родители, когда  через  семьдесят шесть лет, только представишь себе муки, которым подвергали их детей эти выродки, стынет  кровь, заходится сердце. Такое забыть невозможно. И сегодня в СМИ, в интернете печатаются материалы, авторы которых пытаются исказить правду, очернить память
о них.
  Сегодня с экранов наших телевизоров на нас смотрят отвратительные в своём  бесчеловечном цинизме "лица", нагло улыбающиеся  приклеенными "очаровательными" улыбочками на устах при виде убитых, искалеченных их войной детей Донбасса, отцы которых взяли в руки оружие, чтобы защитить их жизни, свой дом.   
 Глядя  на это, я кричу всему миру словами замученного в фашистском гестапо  чешского журналиста, антифашиста, Юлиуса Фучика в своём последнем, написанном в застенке "РЕПОРТАЖЕ С ПЕТЛЁЙ НА ШЕЕ":

      "ЛЮДИ! Я ЛЮБИЛ ВАС! БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!"
               
 


Рецензии
Евгения, вроде и слышала и читала, и сейчас смотрю каждое утро.Сегодня детей показывали на освобождённой территории. Свастику рекламировали, нацистов. Отвечать сказали будут родители, а им по 15-16 лет,должны сами за себя отвечать, далеко не дети. Тяжёлая глава.

Лариса Гулимова   20.09.2023 14:13     Заявить о нарушении
Да, Лариса! Фашизм сегодня возрождён. И, казалось бы, самое невероятное, под покровительством тех, кто больше всех от него пострадали. У меня в главе "Кузнецк Пензенский" есть изложение в книжечке, которую нашла, к чему фашизм стремится привести мир. А сейчас по ТВ показывают-- в Умани приехавшие туда евреи целуют свастику на рукаве фашиста.

Евгения Сергеевна Сергеева   21.09.2023 02:31   Заявить о нарушении
Евреи, целующие свастику,не видела, но в ужасе.

Лариса Гулимова   21.09.2023 04:47   Заявить о нарушении
Это показывали в "Вестях" на пеивом канале.

Евгения Сергеевна Сергеева   23.09.2023 00:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.