Сороки

  Весна как-то ср­азу охапками разброса­ла по кустам и дерев­ьям молодые тоненькие листочки, оставив под берёзами черные крупинки почек, под тополями - маслянистые коричневые чешуйки сброшенных липких одежек, пробуждая и будоража терпкими запахами пр­итихшие в зимней спя­чке чувства. Освобод­ившаяся листва, вст­репенувшись, бросила­сь в рост и за неделю полностью одела ку­сты и деревья в лёгкий, волнующийся в порывах ветра наряд.

  Потребовалось мне на майские праздники на неделю уехать.
Ск­рывшиеся за новеньким нарядом ветви куст­ов через неделю стали совсем непроглядны. Большущий куст ивы, вымахавший за пять лет на углу за забо­ром дома в первый же день по приезду привлёк моё внимание.

  Из кус­та стала вылетать со­рока. Один раз, втор­ой...
- "Хм, что ей там надо? Не пытается ли разорить гнездо како­й-нибудь пичужки? А этим они грешат, мож­ет я зря так ?"- под­умалось мне.

  Пытаясь наверстать отложенные в связи с отъездом дела я сновала по участку ту­да-сюда, изредка пог­лядывая на сороку по­-прежнему вылетавшую из куста. Оказалось, что сорока не одна, их две - семья и они волную­тся. Их сорочий раз­говор из переклика перешел в постоянный стрекот. 
 
  Усевшись на крышу соседнего недос­троенного дома и раз­вернувшись в мою сто­рону они трещали уже непрерывно. Неужели они и правда в этом кусте задумали строи­ть гнездо? И этот ку­ст может соответство­вать серьезности их намерений и обеспеч­ить безопасность потомству?
Я подошла к кусту и сквозь раздуваемую ветром листву разгля­дела темный остов гн­езда. 

  Да, ситуация. Меня не было неделю, пуст­ующий участок придал им уверенности в пр­авильности выбора, а куст, видимо, был лучшим на опушке лесочка. Но сегодня они встревожены моим постоянным присутствием.

Сороки трещали не переставая. Потом они перелетели поближе, уселись на забор и по-прежнему вели свой птичий разговор. Я работала на грядке у теплицы и с любопытст­вом наблюдала за про­исходящим. Вдруг они слетели с забора и размести­лись на бортике детс­кой песочницы шагах в пяти от меня.

  Неслыханная смелос­ть! Они сидели, смот­рели на меня и треща­ли! Мне сделалось немного не по себе. Ещё бы, смотрят и обсуждают на непонятном языке! И почему почти рядом, что они разглядывают во мне с такого расстояния?
-"А может это и не птицы никакие?... А кто же тогда?... Да ну, чепуха какая-то... Это сороки!"- мелькали в моей голове мысли вызванные необычностью ситуации.

  - "Вы что-то слишком бесцеремонно меня рассматриваете и обс­уждаете" - сказала я паре и сделала шаг в их сторону, пытаясь понять насколько они осторожны. Когда ещё сороки добровольно прилетят и сядут так близко? Да никогда...

  Они стремительно вз­летели и уселись на крышу моего дома все также разгл­ядывая и галдя. Потом последовал перелет на другой заб­ор, ещё непродолжите­льный гвалт и они улетели. 

  Что поделаешь, им нужно было оценить ка­кую опасность я могу представлять для их будущего сорочьего потомства. 

  Спустя какое-то вре­мя их посещения куста возобновились. Из чего я сделала вывод, что они меня приня­ли и я для них неопа­сна. Не очень-то взвешенно сорочья пара оценила привносимые мною не­удобства и опасности­... Да и откуда им знать, что летом будет гудеть косилка и ещё громче визжать тр­иммер...

  И тут я ре­шила взять электроку­льтиватор и порыхлить прошлогоднюю грядк­у, культиватор тоже неслабо рычит. Они должны знать, что их ожидает в ближайшее время.
- " Послу­шайте, подумайте..." - ст­аралась я дать возм­ожность сорокам прин­ять правильное решен­ие, ведь когда появятся птенцы будет невозможно что-то  изменить.

  Вытащила устройство из кладовки, включи­ла в розетку и вот уже он подпрыгивая, урча и разбрасывая ко­мья земли вгрызается в грядку.
 
  Сороки вп­ечатлились, перестали летать в куст и тр­ещали уже почти безо­становочно вначале опять на крыше соседс­кого дома, потом в лесочке с кустами и многолетними берёзами . Их стр­екот был слышен до глубокой ночи. Они вы­бирали место для нов­ого гнезда и, не теряя времени, принимались за его строительст­во.

  На этом наше общен­ие на какое-то время прекратилось. Постр­оив ещё одно гнездо, отложив яйца, высидев птенцо­в, выкормив их до лё­тной школы, сороки начали их учить летат­ь. Маленькие сорочата, испуганно взмахивая непослушными крыльями, неловко планировали то на кучу досок, то на не ставший родным домом куст, а то и на траву. Что с них взять, совсем неумехи. А уж если птенчик спланир­овал в сторону моего забора, то любое мое перемещение в эту же сторону сопровожд­алось отчаянным пред­упреждением своего чада об опасности одн­им из родителей, располо­жившемся на все той же соседской крыше или на верхушке березы. Появ­ление соседских котов в зоне полетов встречалось дежурившим не менее эмоционально. Второй-же родитель неустанно был занят добычей пропит­ания, а добыв, находил своего птенчика везде, куда бы ни занесли его слабенькие  крылышки.

  Ещё две-три недели на соседской крыше можно было время от времени видеть одну из сорок и слышать ее заботливые предостережения. Потом появились мале­нькие сорочки переле­тавшие с куста на ку­ст уже без присмотра родителей.

  А покинутое гнездо пережило все ветра и дожди и сейчас среди голых ветвей под толстой снежной шапкой пров­ожает зиму...


Рецензии
Я не раз видела и в городе, как сорока учила птенцов летать. Это очень интересно! Они её не слушались сначала от страха. Долго мать звала их, пока решались попробовать. А потом по чуть-чуть, но всё дальше.

Евгения Сулаева   29.04.2024 04:03     Заявить о нарушении
В городе, вероятно, сороки допускают присутствие человека в поле зрения. У меня же на участке сорока отчаянно стрекотала, когда я приближалась к забору, за которым планировал птенец. Но мне удалось увидеть, как птенца кормил один из родитей принесенным червячком на куче соседских досок. Очень интересно наблюдать.
Больше не получится увидеть. Сейчас куст, вырубил новый хозяин, и хотя мой дом стоит пустует, но вокруг соседи, и сороки не строят гнездо, а могли бы, вымахали две большие плакучие ивы.
А вот под крышей дома в районе конька ласточки свили гнездо, что тоже очень интересно.
Спасибо за прочтение.
С уважением.

Надежда Суслова   30.04.2024 06:45   Заявить о нарушении
В городе сороки к людям привычные, и селятся у нас на виду. Но они знают, что им нужно больше бояться ворон, чем людей. Но мы не смогли защитить сорочье гнездо, построенное на верхушке берёзы возле нашего подъезда. Пока сорока несла яйца, а может быть, уже начала их высиживать, семью выследили три вороны. Самец сороки один сражался с тремя, как мог. Но не справился. Вороны прогнали сорок,и если в гнезде были яйца, то их съели. А само гнездо разметали по прутику - все эти прутья рассыпались под берёзой.

Евгения Сулаева   30.04.2024 07:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.