Загадки Зощенко. Глава Где родился Михаил Зощенко

Где родился Михаил Зощенко?

Откройте любой словарь или статью в Википедии и вы прочтёте: « Зощенко родился в 1894 году на Петербургской стороне, в доме № 4, кв. 1, по Большой Разночинной улице и провёл детство на Петербургской стороне

Вроде ясно. Но этого просто не может быть!

Дом этот построен через 15 лет после его рождения! Некоторые авторы статей, всё же, вняв явному противоречию, исправили это традиционное утверждение  на следующее:  «Зощенко родился  в доме, который стоял на этом месте», но сохранили в новой версии неизменным номер квартиры.

В длинном перечне адресов проживания семейства Зощенко в Петербурге действительно есть такой адрес (см. Адресные книги СПБ), но относится он к 1913 году. В тот год Зощенко закончил гимназию, получил аттестат и поступил в Университет. Все эти события требовали указания в бумагах точного адреса проживания. Таким образом, упоминание этого адреса и сохранилось в архиве писателя. Но числился этот адрес проживания за семейством Зощенко всего несколько месяцев, что легко установить по тем же адресным книгам. До этого Зощенко проживали (с 1911 года) по улице Ропшинская,дом 11, а с осени 1913 и до 1918 года по адресу: Большая Зеленина, дом 17.

Что же было на месте дома по Большой Разночинной,4 в тот год, когда родился будущий писатель?

Хозяйкой этого земельного участка тогда была Дивова Феодосия Васильевна. На её участке стоял деревянный дом, в котором она и проживала. Доходным дом не именовался, номеров квартир в нём тоже не значилось. Она никому из Зощенко - Суриных не родня, что хоть как-то могло объяснить их появление в её доме.

Но главное противоречие, даже не в этом.

Традиционным местом проживания художников тогда был Васильевский остров. Поскольку там и находилась Академия художеств. Отец Михаила Зощенко к тому же служил в Мозаичной мастерской Академии, располагавшейся на 3-ей линии Васильевского острова. А это указывает на то, что и жил он неподалеку. Ведь  средства у него, как и у его коллег, были весьма ограничены. Родня его жены, в квартире которых он жил до 1893 года, проживала на Васильевском острове. Что же могло заставить молодую малообеспеченную семью художника Зощенко отправиться жить вдали от привычного окружения, родни, в другом, совсем не популярном и незнакомом районе города с двумя малолетними детьми в ожидании третьего? Непонятно на какие средства они могли снимать это жильё (которое по стоимости не отличалось от имеющегося на знакомом им  Васильевском Острове). К тому же, от этого дома молодому художнику пришлось бы долго по темному в осеннее и зимнее время городу добираться до места службы, да ещё по «криминально известному» Тучкову мосту, а его молодой жене обходиться на новом месте без налаженных бытовых связей!

Во всё это категорически не верится.

 В исследовании Екатерины Юхневой("Петербургские доходные дома")доказано, что «подавляющее большинство небогатых нанимателей того времени(78%) обычно снимали квартиру в непосредственной близости (не далее 5 кварталов) от места службы. На работу ходили пешком. Этот слой населения собственным выездом не обладал, а пользоваться извозчиком регулярно не было возможности. На общественном транспорте ездили только летом, если жили на даче".

Отец молодого семейства, Михаил Иванович Зощенко, как известно, был художником. До женитьбы он учился в Академии Художеств и проживал на Васильевском острове – этой Мекке художников, студентов и учёных.

В 1888-89 гг. он снял комнату в квартире академика-мозаичиста Павла Семеновича Васильева и познакомился с его падчерицей Еленой Иосифовной Суриной. А в 1890 году они уже обвенчались. К этому времени Михаил Иванович Зощенко окончил лишь основной курс Академии и был не классным художником. Службы не имел. Значительных заработков тоже. Вскоре у них родилась первая дочь, через 2 года вторая. Он должен был содержать семью.
Видимо, по протекции отчима жены, этот молодой художник 16 марта 1893 года поступил учеником в Мозаическое отделение.

Своим адресом проживания при этом  он по-прежнему указывал в бумагах квартиру П.С. Васильева - Средний проспект В.О., 59 (угол 15 линии,38). Похоже, что две его старшие дочери родились в этой квартире. А вот ко времени рождения первого сына Михаила у него уже есть собственный адрес: 10 линия В. О.,  дом 41.

Принадлежал этот дом по 10-й линии (как  и соседние с ним два других) Архипу Ивановичу Куинджи - известному в Петербурге художнику и покровителю неимущих молодых коллег.

Вот как писал об этом доме и о меценатстве Куинджи в своих воспоминаниях художник К.Я.  Крыжицкий(соученик отца Зощенко по Академии художеств) :

 «Как рассказывала мне В. Л. Куинджи, дом - или, точнее, целых три дома, да еще с надворными флигелями (по 10 линии близ Малого проспекта) - находился в чрезвычайно запущенном состоянии: только одна треть квартир была обитаема, остальные вопияли о ремонте...С энергией отчаяния принимается Архип Иванович за хозяйство. Целые дни мечется он по огромной постройке: самолично - «то мореплаватель, то плотник» - вставляет дверные замки, ручки, задвижки; за всем присматривает, изобретает особое отопление снизу холодных помещений и т.д. - словом, усиленно «молотит рожь на обухе». Дом наполняется жильцами. Но многие из них не платят, а у хозяев долго не хватает духу выселять неисправных плательщиков».

 «Особенно чуток он был к нужде собратьев по искусству - художников и среди них, конечно, прежде всего к поистине горькой участи большинства начинающей молодежи».
«Узнав через товарищей, что такому-то приходится туго, он давал деньги, говоря: «Передайте ему, ему нужно, у него нет... Я с ним незнаком, мне неловко, так вы... Вы это передайте ему».

 Когда он говорил об окружающей среде, - пишет далее К.Я.Крыжицкий, - его нельзя было без умиления слушать: - «Ведь вы знаете, что делается? Кругом такая нищета, что не знаешь, кто сыт, кто нет... Одних своих сколько... Ведь они сидят, пишут, - ведь только мы знаем, как это трудно... А тут у него ничего нет. Картины совсем мало кому нужны, а их никто не знает... Он с голоду умрет, пока будет кому-нибудь нужно».

Именно в этом доме, принадлежавшем Архипу Ивановичу Куинджи, и поселилась молодая семья Зощенко, ожидающая третьего ребёнка. Отец семейства к тому времени работал учеником художника - мозаичиста с окладом всего 25 рублей. Правда, Михаил Иванович Зощенко состоял  в Обществе художников иллюстраторов (что давало работу в журналах) и выставлял свои картины на выставках, но это приносило небольшой и нерегулярный доход.

Только в 1896 году М.И. Зощенко был утверждён младшим художником-мозаичистом в Мозаическое отделение при Императорской Академии художеств и стал получать квартирные деньги, то есть уже мог гарантированно обеспечивать семью жильём. В 1896 году в этой семье появилась ещё одна дочь - Юлия. А со следующего года семья на лето стала регулярно выезжать в деревню Пески на дачу.

Квартиры Зощенко менялись ежегодно. Но это тогда была норма жизни небогатой интеллигенции.

Квартиру обычно снимали на 7-9 месяцев(с октября по апрель), потом съезжали на дачу, где жизнь была много дешевле, А осенью искали уже другую квартиру, если прежняя была сдана. Впрочем, снимали её неподалеку от прошлого места, так как дорожили налаженными связями с лавочником и  прачкой,  молочницей, водовозом и т.д.
Крестили Зощенко первых трёх своих детей в церкви, находившейся буквально в 5 минутах как от дома № 41 по 10 линии, так и от дома где проживали Васильевы. - в церковь Св. Мученицы царицы Александры, что при Доме Призрения бедности императрицы Александры Федоровны (Средний проспект, 55).

Обнаружив в метрических книгах этой церкви записи о крещении не только Михаила, но и Елены, Валентины, а потом и Тамары Зощенко я решила, что эта церковь была для семьи приходской, что подтверждало предположение о проживании этой семьи неподалеку.

В Архиве РГИА есть документ, отражающий всю историю этой домовой церкви и то, каким образом она стала приходской для окрестных жителей.
 «…С постепенным увеличением помещений и числа призреваемых - явилась необходимость расширения церкви, хоть и была увеличена в 1889г. посредством уничтожения примыкающих жилых пенсионерских помещений, обращенных в зало, соединяющееся с церковью двумя пролетами. По расширении церкви, были допущены в оную посторонние молящиеся, от чего увеличился доход по церкви, который по Устав Дома поступает на содержание заведения. Отдаленность приходских храмов и удобства домовой церкви прогрессивно увеличивают число прихожан, что и доказывается ежегодным возрастанием доходов».

Итак, работал отец семейства Зощенко на Васильевском Острове, все родственники его жены жили поблизости, она сама родилась и выросла в этом районе(здесь же и работала в театре до замужества) – это была привычная для их семьи среда, где находился их приходской храм.

А родился будущий писатель Михаил Михайлович Зощенко, видимо, в доме 41 по 10-й линии Васильевского Острова.Хотя не исключено, что это произошло в доме его бабушки и его крёстной - Дарьи Васильевны Васильевой, там же,где были рождены его старшие сестры.

А откуда вообще взялось это предположение о рождении писателя по адресу Большая Разночинная,дом 4 кв.1, которое попало в «хронологическую канву» Ю.В.Томашевского, а из неё перекочевалово во все книги биографов Зощенко?

Описанием биографии писателя Зощенко первой занялась его жена,Вера Владимировна Зощенко(урожденная Кербиц), но к сожалению, уже после его смерти. Руководствовалась она при этом советами своей гимназической подруги – внучки Н.Г. Чернышевского, служащей директором музея своего деда в Саратове. Сделала Вера Владимировна для сохранения наследия своего мужа и памяти о нём многое, но далеко не с тщательностью музейного работника.

К тому времени не осталось в живых прямых родственников Зощенко, которые знали бы правду о его детстве. В сохранившемся семейном архиве писателя именно этот адрес был самым ранним по времени. В своей (хранящейся ныне в Рукописном отделе ИРЛИ)Вера Владимировна задавала вопросы друзьям юности мужа о его детских годах. Но те мало чем смогли ей помочь, поскольку познакомились с Михаилом Зощенко в 1911 году, когда семейство Зощенко поселилось на Петроградской стороне по улице Ропшинская, 18 кв.2.

Его друзья - ученики Историко-филологической гимназии, конечно знали, что будущий писатель учился в 8-й гимназии на Васильевском острове, но не более того.
А Зощенко на Васильевском острове не только учился в гимназии! Именно на Васильевском острове и прошли его детские годы. Самые счастливые, благополучные и безмятежные годы его детства, с ёлками, детскими забавами, домашними играми и спектаклями.

Именно под впечатлениям от василеостровского детства родились позже его очаровательные рассказы о "Леле и Миньке"(«Ёлка», «Не надо врать», «Тридцать лет спустя», «Золотые слова»). Некоторые из василеостровских адресов он описывает так же в своей главной книге» «Перед восходом солнца».

В семье же самой Веры Владимировны, где было всего трое детей,был другой достаток и другие традиции. Они подолгу жили на одном месте и на лето, съезжая на дачу,  квартиру за собой сохраняли. Видимо, она решила, что и Зощенко жили таким образом. И, назначив местом рождения писателя Петербургскую сторону, вычеркнула из его жизни василеостровское детство. Именно с её слов и был этот адрес указан как место рождения Зощенко.

…………………..
В тексте использованы сведения и цитаты из источников:
1. РГИА. Фонд Академии Художеств

2. Неведомский  М.П. Биография-характеристика // Русский художник Архип Иванович Куинджи: [сайт]. - [СПб],2007-2013. - URL : http://www.kuinje.ru
3. Сведения о жизни и быте того времени  взяты из книги Екатерины Юхнёвой «Петербургские доходные дома».
                ***

        С другими публикациями по этой теме можно познакомиться  тут:
http://www.proza.ru/2019/02/20/2039
http://www.proza.ru/2019/02/25/1987
http://www.proza.ru/2019/02/27/1767
http://www.proza.ru/2019/04/05/1467
http://www.proza.ru/2019/04/13/444


Рецензии
Не пробовали внести в Википедию в статью о Зощенко ряд дополнений и уточнений?

Владимир Байков   05.09.2019 22:49     Заявить о нарушении
Пробовала. Не получилось.Кто-то, правда, внёс там выкупленную мной в архиве метрическую выпись, которая представлялась на конференции...

Елена Ромашова   06.09.2019 00:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.