Предтеча

22 февраля 1703 года родился Василий Тредиаковский
...
Даже не знаю, с чем это сравнить...
Представьте , что вы с друзьями, в закрытой комнате, ищете в темноте выход. И тут находится один, кто проламывает брешь, через которую все вы выходите на простор. Но при этом браните этого одного за то, что и брешь маловата, и края остры...
Вот так и Василий Тредиаковский. Он был первый поэт, кто вывел русскую литературу из тесной комнаты средневековья на простор эпохи Просвещения. Да, в стихах он был неуклюж, но его исторической задачей и не было входить в число корифеев. Его задачей было подать новые способы самовыражения в возможностях нового русского языка. Очень точно значение Тредиаковского для русской поэзии означил Вадим Шефнер:

"Поэтом нулевого цикла
Я б Тредьяковского назвал".

Всей своей судьбой Василий Кириллович наперед оплачивал судьбы идущих за ним поэтов. Он первым взял на себя карму еще не родившихся в веках стихотворцев, и первым заплатил за талант по главному счету .

"И чем черней его работа,
Чем больше он претерпит бед -
Тем выше слава ждёт кого-то,
Кто не рожден ещё на свет"
(Вадим Шефнер)

Тредиаковский родился в Астрахани, среди бесчисленных рукавов дельты Волги. И кажется - в притоках судьбы он мог выбрать тот путь, который сделал бы его скромным чиновником на окладе. Или священником, как повелось в его фамилии. Но он, словно в наказание самому себе, пошел по главному руслу. Хотя в самом начале пути ещё Петр Первый, увидев упрямого мальца в Астрахани, обрёк его одной фразой : "Вечный труженик. А мастером никогда не станет".
Сегодня мы даже представить себе не можем, что до Тредиаковского в русской литературе не было деления на жанры. Не было отдельно прозы и отдельно поэзии.
По сути, и литературы-то , в нынешнем понимании слова, не было. Было монастырское риторическое письмо в подбор - остатки, ошмётки утраченной грандиозной языческой культуры, с её великим "Словом", былинами и сказами. Это и была та самая запертая комната, в которой к 18-му веку уже не вмещалась народившаяся новая русская словесность.
И. как Петр прорубил для России окно в Европу, так Тредиаковский для русских поэтов прорубил ход в новую культурную реальность.
А что сам Василий Кириллович?
А сам он не торопился выйти из запертой комнаты. Он, оставшись в рамках того самого риторического письма, пытался использовать в нем открытые им приемы и способы. Получалось тяжеловесно. И скоро его ученики обошли учителя. Тот же Александр Сумароков, став на тот самый "нулевой цикл" Тредиаковского, скоро построил собственный поэтический особняк. И это была уже современная поэзия, в которой заблистал великан Ломоносов, куда пришла вся предпушкинская Плеяда.
А Тредиаковский уже при жизни оказался забытым и забитым.Его били в прямом смысле. Над ним издевались цари, заставлявшие дворню, в наказание, читать его "Телемахиду".
Василий Кириллович покорно нёс свой крест. Когда его добивали критики - он уходил в переводы. Надо помнить, что он был просвещеннейшим человеком. А, как скажет много позже Антон Павлович Чехов, в России человек - "чем культурнее - тем несчастней". И Тредиаковский без ропота нёс клеймо плохого поэта.
Но это очень хороший поэт. Просто надо читать его, зная особенности силлабического стиха, привнесенного в русскую литературу им же , уметь пользоваться его гекзаметром. И тогда стих его заиграет. Как вот здесь :

"Видеть все женски лицы
Без любви беспристрастно;
Спознать нову с девицы
Учинять повсечасно;
Казать всем то ж учтивство,
Всё искать свою радость.
Такову то любимство
Дает в жизни всем сладость!"

... Тщетно искал я нынче в программах эфира упоминаний о Тредиаковском. Великий и могучий русский язык не помнит о своём родителе. И я, в меру скромных возможностей, восполняю потерю:
-Василий Кириллович! Через века Поздравляю с днём рождения. Отсюда видно, как , вопреки пророчеству Петра, вы стали великим мастером!


Рецензии