В гости к победителям

Это хобби появилось у меня 10 лет назад. Сказать честно - оно просто украсило мою жизнь. Я купил металлоискатель и стал копателем. Не черным, не серым, просто человеком, который старается все свое свободное время провести в общении с природой, ходить-бродить по бескрайним полям и лесам в поисках исторических артефактов. Не тревожить могилы, не копать курганы, не тревожить места, где происходили исторические баталии, а поднимать потерянные когда-то нашими предками вещи. Потерянные в пылу работы на поле, при переправе через речку, во время поисков грибов в лесу, во время кулачных боев - деревня на деревню.
Я так и не приобрел опыта определения старых деревень или дорог с помощью компьютера и наложения старинных карт на современные. Так называемым «методом тыка» по принципу : «где бы я поставил дом, где бы переправлялся через речку, где бы поставил мельницу», находил места бытования ранее живущего населения. Каждая находка это повод углубиться в историю, узнать её предназначение, кто был царем тогда, что происходило в этот период в Великой Российской империи. В конце концов показать находки друзьям, детям, внукам, повысить свой и их кругозор.
В общем моё хобби не было тайной. Как-то коллега по работе, Толик, предложил поехать к нему домой в Смоленскую область. Я давно обошел все поля и леса в радиусе 15 километров от места проживания, отказаться не смог. Поделился открывающейся перспективой с другом Олегом, он попросился со мной. Ну поехали. Больше года дружок мой не работал, сократили должность, а найди-ка другую работу, когда до полтинника пару годков осталось. В общем в депрессии, надо было развеяться ему. Более ста пятидесяти верст по Минскому шоссе от Москвы. Еду и горжусь, ну чем не Европа, трасса освещена, заборы шумопоглащающие, заправки с магазинами, асфальт шуршит под колесами. Говорю ему: «Чем тебе не Франция?», как раз год назад с ним так же ехали из Страсбурга в Париж. Хочется ехать и ехать прямо, но навигатор просит повернуть направо, пора съезжать. Тут конечно ситуация изменилась, ни дороги, ни фонарей, уже не Франция. Ничего страшного, кроссовер уверенно несет нас к цели. В оговоренном месте нас встречает коллега. Это, не конец пути, это районный город, нам еще ехать до деревни. Апрель, но к счастью, ночью еще подмораживало и на дорогах стояли лужи с твердой корочкой льда. Еще 30 километров едем уже с повышенным содержанием адреналина в крови. Вот и деревня, дом Анатолия стоит на окраине, да и ничего так домишко, 50-60 квадратных метров точно есть, банька, сараи, гараж. Усад соток 15, за ним забор, а дальше необъятные просторы Родины.
Позавтракали с дороги, собрались и вперед на поиски артефактов. Проехали насквозь всю деревню, домов таких, как у приятеля, оказалось не много, 3-4, это новостройки. А так деревня -одна улица, справа и слева стоят черненькие покосившиеся срубы. Из труб подымается дымок, топятся печки, а газе здесь даже не мечтают. Раннее утро, но люди уже не спят, хозяйство. Бабка опираясь на крюку, выгоняет за усад корову, дед на другом дворе, что то разбрасывает курам. Гостеприимный мой коллега, самый молодой в деревне, ему тоже под полтинник. Он здесь и родился, знает всю округу как пять пальцев. Предложил поехать к руинам старого монастыря.
Первый же сигнал под прибором монетный, вот это класс! Но вместо монеты я выкопал осколок. И так раз 20 подряд. Осколки, гильзы, пули, здесь ими все усеяно. Друг мой не фанат копа, и после 30 выкопанных ямок объявил: «Да ну его на …. Поехали отсюда »
Толик показал мне лагерь официальных копателей, поисковиков. Они стояли в полутора километрах от нас. Святым делом люди занимаются, поиском и перезахоронением наших солдат. Мы переехали на другое место, ситуация не изменилась, на каждом метре десяток гильз. На обещанные мне еще в Москве домонгольские селища, мы сегодня не успевали. Поехали домой отдыхать. Там нас ждала затопленная деревенская банька, уже коптилась рыбка. Брат хозяина дома привез и готовил.
Перед деревней кладбище, человек 15 – 20 выходили с него.
-Похороны? Спросил я у товарища.
- Нет, немцы.
- Как немцы?
- На могилки приезжают. На нашем кладбище захоронены больше сотни немецких солдат. Вот раз-два в год и приезжают родственники.
Я остановил машину. Это надо было видеть. Два немецких старика отстали от группы и присели на лавку. Один показывал пальцами на разные дома, второй все больше кивал головой. Конечно я не слышал разговора, да и вряд ли что понял бы из него. Но мне показалось, что эти люди что то вспоминают: «Видишь тот дом? Помнишь молоко и яйца там брали. А в этом Рита жила, славная девка. Вот там Ганса убили, а тут еще три дома стояли, сожгли мы их со всеми живущими за Ганса». Примерно такой разговор мог проходить между стариками. Больше 70 лет прошло, а деревня то русская почти не изменилась. Старик в баварской шапке полез в карман и достал фляжку. Они сделали по глотку и пошли догонять свою группу. На окраине деревни стоял автобус Мерседес.
А мы поехали к дому коллеги. Днем температура поднималась до 12 градусов, замершее ночью, оттаивало и кроссовер с трудом греб по центральной и единственной улице.


Рецензии