Тюрнев Николай Иванович

   Я, Тюрнев Николай Иванович, родился ы 1928 году в селе Соловьиха Петропавловского района Алтайского края, в семье православных, глубоко верующих людей. Мой дед - Тюрнев Карп Николаевич, 1877 года рождения, был церковным старостой. Прадед Тюрнев Николай Петрович, строил эту церковь и был первым её старостой.
   Во время раскулачивания  в начале 30-х годов, у нас отобрали всё, что имели: два дома, много скота-лошадей,коров, овец и свиней, а кур не считали. Была своя пасека. Забрали всё, даже мою детскую одежду.
   За деревней выкопали землянку и жили там до 1937 года. Односельчане с нами боялись здороваться, чтобы не попасть в подкулачники.
   Документы факта раскулачивания у меня есть. Из краевого архива по моему запросу пришли копии документов о наличии имущества на период раскулачивания и о выплате положенных налогов. Всё добросовестно платилось. Земля в 36 гектаров не пустовала.
   Доброжелатели советовали отцу уйти от деда, как от бывшего церковного служителя, которых подвергали особо жестоким преследованиям, но отец не ушёл. Уходить было некуда, да и поздно.
   В 1937 году летом их арестовали в селе Антоньевка, где они  помогали друзьям в строительстве. В это же время аресты проводили и в Соловьихе. Я видел, как раскулаченных и арестованных увозили на подводах. Крик женщин, матерей, детей - всё сливалось в едином стоне.
   Никто не вернулся домой. Отца и деда судили военным трибуналом в Новосибирске по статье 58. Дали им по 8 лет. Отбывать срок наказания отца отправили в г. Ухта Архангельской области, деда в Магадан.  Там они погибли, дед в 1941, отец в 1943 году.
   Мама моя Тюрнева Федосья Ефимовна ушла в Бийск, где устроилась на строительство школы № 26. Я жил у её старшей сестры Аксиньи до 1938 года, пока мама не забрала меня в Бийск. Жили с мамой в маленькой комнатке при школе, где мама работала уборщицей.


Рецензии