Политология Августина

Литература

1. Августин. Исповедь. – М., 1991.
2. Августин. О граде божьем. В 4-х т. – Киев, 1905–1910.
3. Августин: Pro et contra. – СПб., 2002.
4. Дуденкова, И. Начинание, рождение, действие: Августин и политическая мысль Ханны Арендт // Соиологическое обозрение. – 2015. – 1. – С. 105–119.    
5. Епифанова, Т. В., Буреев, А. А. Божественный закон в “De civitate dei” Августина Блаженного (354–430 гг.) // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – 6. – С. 231–236.
6. Зайцев, П. Л. Блаженный Августин и общество переживаний // Вестник Омского государственного университета. – 2018. – 3. – С. 152–155.
7. Красин, М. Творение блаженного Августина “De civitate dei” как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. – Казань, 1873.
8. Сыров, В. Н., Суханова, С. Ю. «О граде божьем» и современная философия истории, или Что нам могут сказать размышления Августина об истории // СХОЛЕ. – 2014. – 2. – С. 480–491.
9. Уколова, В. И. Время и история на исходе империи: Аврелий Августин // Вестник Российского государственного гуманитарного университета: Серия: История, филология, культурология, востоковедение. – 2013. – 17. – С. 12–36. 
10. Уколова, В. И. Поздний Рим: Пять портретов. – М., 1990.

Августин, епископ Гиппона Регийского в Северной Африке, святой католической церкви, один из трёх её главных святых, «отцов» (354–430 гг.) (Красин, М. Творение блаженного Августина “De civitate dei” как апология христианства в его борьбе с римским язычеством. – Казань, 1873; Уколова, В. И. Время и история на исходе империи: Аврелий Августин // Вестник Российского государственного гуманитарного университета: Серия: История, филология, культурология, востоковедение. – 2013. – 17. – С. 12–36), очень плодовитый христианский богослов, сочетавший в своих текстах античную учёность и риторичность с христианской фанатичностью. Свой драматический путь из язычества и манихейства в христианство он описал в своей известной «Исповеди» (Августин. Исповедь. – М., 1991). Наиболее подробно свою политологическую концепцию он изложил в труде «Полис божественный», написанном в 413–427 гг. (Августин. О граде божьем. В 4-х т. – Киев, 1905–1910). Учение Августина стало официальной концепцией католической церкви на восемьсот лет (Августин: Pro et contra. – СПб., 2002. – С. 514). Влияние Августина на современную философию и политологию достаточно сильно (Дуденкова, И. Начинание, рождение, действие: Августин и политическая мысль Ханны Арендт // Социологическое обозрение. – 2015. – 1. – С. 105–119; Сыров, В. Н., Суханова, С. Ю. «О граде божьем» и современная философия истории, или Что нам могут сказать размышления Августина об истории // СХОЛЕ. – 2014. – 2. – С. 480–491).

По Августину, с момента возникновения христианства в мире идёт борьба между полисом земным – государством, материальной субстанцией, наследником сына Адама Каина, убившего своего брата, и полисом божественным – христианской церковью, идеальной сущностью, наследующей судьбу Авеля, убитого Каином. Полис земной – Римское государство - переполнен всяческим злом, катастрофами. Полис божественный есть идеал взаимодействия человека и бога. Оба полиса имеют свои законы (Епифанова, Т. В., Буреев, А. А. Божественный закон в “De civitate dei” Августина Блаженного (354–430 гг.) // Среднерусский вестник общественных наук. – 2015. – 6. – С. 231–236). Чтобы доказать негодность и неправильность полиса земного Августин подробно излагает свою концепцию истории Рима. Большое место в политологической концепции Августина занимает полемика со сторонниками языческого Рима, обвинявшего только что пришедшее в Римской империи к власти христианство в неудачах Империи, в разрушении римской государственности.

Как известно, Западная, католическая, империя была сокрушена германцами окончательно через 46 лет после смерти Августина, а сам Августин скончался в осаждённом варварами-германцами вандалами североафриканском городе Гиппоне Регийском. Но ещё за 21 год до смерти писателя вандалы прорвали хорошо охраняемую рейнскую границу Римской империи, и пошли в свой рейд по Галлии, Испании и Африке - богатейшим западным провинциям Империи. Ещё за 35 лет до смерти Августина Римская империя распалась на Западную, латиноязычную и католическую, и Восточную (Византийскую), константинопольскую, грекоязычную, империи.

Для успешного существования христианской церкви следовало защитить себя от обвинения во всех этих катастрофических событиях, поскольку ещё за 32 года до распада империи на две части умер последний римский император-язычник, империя христианизировалась. Проблема причин распада Империи и заката античности и античной культуры, наступления эпохи Средних веков не решена в науке и до сих пор. Современник этих событий Августин, таким образом, своим сочинением «Полис божественный» попытался внести вклад в решение этой масштабной исторической и политологической проблемы (Уколова, В. И. Поздний Рим: Пять портретов. – М., 1990).

Понятно, что Августин, важнейший латиноязычный христианский писатель за всю историю христианства, не находит причин обвинять христиан в катастрофе Римской империи. Империя, по Августину, была слишком обременена многими пороками, чтобы не подвергнутся тем неодолимым испытаниям, которые она испытывала в его время. Христиане же, хотя и отвергают язычество, к крушению Империи отношения не имеют. Главный порок Империи, Рима, то есть полиса земного, есть страсть к господству. Здесь точно сформулирована главная проблема политики и политологии – проблема власти, воли к власти. Желание власти Августин считает главным антихристианским пороком, политика, таким образом, в целом им осуждается.

Между тем, считает Августин, как раз римлян, людей политики, власти, сторонников языческой Империи, и защищали христиане, отрицающие власть, давая римлянам убежище в своих храмах во время взятия Рима вестготами Алариха в 410 г., эти варвары не решились нарушить право христианских храмов на убежище. И само по себе это спасение от варваров в храмах было необычным для самой истории языческого Рима, который в эпоху своих завоеваний не считался ни с какими принципами гуманности. Христианский гуманизм – вот что, по мнению Августина, выгодно отличает божественный полис, христианскую церковь от земного полиса, Рима, ото всех государств, существовавших до возникновения христианства. Но этот гуманизм особого, бездельного, уклоняющегося от жизни рода (Зайцев, П. Л. Блаженный Августин и общество переживаний // Вестник Омского государственного университета. – 2018. – 3. – С. 152–155).

Августин, таким образом, попытался обосновать появление нового предмета новой, религиозной политологии – полиса божественного, религиозного, христианского, который вмешивается в существование полисов земных, государств, к выгоде отдельной личности внося в политику гуманное, человеческое отношение к человеку, гуманизм в отношениях государств. Августин считает, что христиане, граждане полиса божественного всегда находятся в большей выгоде, чем граждане полиса земного, так как получают помощь сверхъестественной силы.

Сами страдания, материальные, телесные, переносимые населением от варварских нашествий на умирающую Западную Римскую Империю, для христиан, граждан божественного полиса, по Августину, не сильно влияют на их, христиан, правильную жизнь, в отличие от язычников, граждан земного полиса, Рима. Августин, таким образом, прямо заимствует концепцию бытия Платона, где чувственная материя только подчиняется сверхъестественной идее, вечной и умной, поэтому значение материального мира и его событий не так уж много значат для причастного к миру идей.

Противоположность двух полисов у Августина выражена формулой: полис земной есть любовь к себе, доведённая до ненависти к богу, а полис божественный есть любовь к богу, доведённая до ненависти к себе. Таким образом, под полисом Каиновым, проклятым и материальным, Августин имеет ввиду любое человеческое государство, которое он противопоставляет христианской церкви, антигуманной, аскетической, антиматериалистической и анархической. Убегающие от очередного свирепого человеческого (варварского, готского) полиса на территорию церкви, полиса божественного, антихристиане – главный символ труда Августина «Полис божий».

Так виноваты христиане в гибели Римской империи или нет? Августин не видит прямой связи христиан с этой катастрофой, поскольку и сам Рим был вполне достоин возмездия от своих противников-других земных полисов. Христиане только уклонились от человеческой политики, изобретя политику церковную, политику уклонения от человеческой политики. Гражданин Рима, констатирует Августин, превратился в прихожанина христианской церкви. Для Августина это – спасение человечества от человеческой политики. Для человеческого полиса – Римской империи это – уничтожение её, Империи, главного ресурса – римского гражданства.

Само противопоставление хорошей церкви государству есть само по себе уже разрушение государства, что и произошло во времена Августина. Только репрессии против христиан могли спасти Империю, но внутреннее, христианское идеологическое разложение, отравление Рима зашло уже слишком глубоко, спасать Империю было уже некому. Античная культура, на позднем своём этапе воплощённая в Римской империи, была наукой жизни, а христианство оказалось религией смерти, смерти государства и науки.

Урок политологии Августина состоит в том, что религиозная организация с государством не совместима – либо церковь, либо государство. Под улюлюканье Августина вместе с гибелью государства – Римской империей – погибла античная цивилизация, погибли наука и высокая культура, которым суждено было возродиться только после тысячелетней интеллектуальной катастрофы Средневековья – в эпоху Возрождения. Анархический эксперимент эпохи Средневековья, таким образом, стал интеллектуальной катастрофой, показав прямую связь систем политики, власти с научными достижениями человечества. Христианство в лице Августина повернуло вспять интеллектуальный и социальный прогресс человечества под предлогом слишком большого напряжения власти, с которым боролось христианство.


Рецензии