Солдатская дочь

Пришел внук из школы вчера. Девочки поздравляли мальчиков с Днем Защитника Отечества и устроили им чаепитие. Купили пиццу, заказали чай в школьной столовой. А сами отказались от чаепития. Но мой внук Никита настоял на том, чтобы девочки сели праздновать рядом с мальчиками.

- Это не мужской праздник - это всеобщий. Победа - это результат сложения всех сил. У моей бабушки была мама, она была солдатом на войне. Наравне с другими стояла на линии фронта. Так что праздник этот зря считается мужским. Он и для вас, девочки!

Когда вечером мой четырнадцатилетний внук заглянул ко мне и рассказал эту историю, я даже всплакнула. Как хорошо, что он помнит мою маму, о которой я ему столько рассказывала.

Я - солдатская дочь. Маму с папой свели фронтовые дороги. Мамочка из города Красноярска пошла добровольно на фронт.

- Вызвали меня и Ларису в кабинет начальника управления статистики, где я работала после окончания финансового техникума. Вчерашняя робкая студентка. Объявил нам начальник новость - прислали разнарядку на управление - послать двух девушек на фронт. А война к тому времени уже полгода длилась. И сказал, чтобы мы писали заявление и несли его в военкомат. И написали мы с Ларисой заявление. Понесли в военкомат. Стали проходить комиссию. Ларису почему-то признали непригодной для службы, а меня взяли. Попала я на курсы радисток в городе Омске. Закончила их и на фронт. Настоящий ад был. Вспоминать не могу и не хочу. Но спасибо судьбе - выжила.

Так рассказывала мне моя мама.

- Служить я попала в роту связи. При выпуске нам всем присвоили звание ефрейтора. И вот стою я дневальным на посту при входе в казарму. А тут нагло так проходит какой-то чужак в казарму. В девчачью. Так я ему и позволила. Перегородила винтовкой дорогу. А он отодвигает меня, как комара какого-то. И идет дальше. Я вцепилась в него изо всех сил и закричала: "Помогите, помогите!" Сбежались на крик, а это оказался старшина роты нашей. Он в командировке был, получал оружие. Ну, я извиняться начала. И подумать не могла, что полвека с ним проживу. Так он не приглянулся мне вначале.

Отец тоже помнил их первую встречу.

- Стоит такое чучело на посту, что без улыбки и смотреть было нельзя. Длинная юбка, огромные ботинки (у мамы ножка золушки - тридцать пятый размер) с загнутыми вверх концами, обмотки, короткие волосы, пилотка, как блин на голове, сползает на глаза и вид закрывает. Голосок тоненький-тоненький. Но глаза - василькового цвета. Я таких никогда и ни у кого не видел. Вот на глазки эти я среагировал первый раз.

Второй раз я обратил на неё внимание, когда она на вечернем построении упала в обморок. Подумал, что беременная. А врачи сказали, что обморок голодный, а девочки в роте сказали, что она свой ужин мальчишкам отдает. Призвали подростков, а им еды не хватало. Вот она и отдавала им свою порцию.

Повел её к командиру. А она там так свой голос возвысила! Стала доказывать, что мальчики растут и им больше еды нужно. И заставила ввести дополнительный паек для новобранцев.

А третий раз на передовой. Все попрятались при артналете, а она винтовку в руки и куда-то там стреляет в сторону неприятеля.

За сердце она меня взяла. Умница. Стихи читает наизусть для всех, а вечером при коптилке в блиндаже на платочке беленьком васильки вышивает.

А когда я настоял на том, чтобы мы поженились, мы пошли искать, где расписаться. И нашли Сельский Совет. Нас зарегистрировали. Она строгих правил была. А потом она уже Людочку носила, а все не оставляла меня, скрывала свою беременность. И вот её в блиндаже засыпало. А в такой ситуации главное - успеть откопать, дать воздух. И я стал копать напротив окна. И пробился.

А дальше мамин рассказ.

- Накрыло меня в блиндаже. Темно. И воздух кончился. И я вся мокрая и сознание уже теряю и с белым светом прощаюсь. И вдруг вижу тоненький лучик света. А раз свет проходит - значит и воздух проходит. И поползла. И пила тоненькую струйку воздуха и дышала им. А потом вход откопали, но я все равно без сознания была. Вынесли на воздух. А Ванечка кричит громко, чтобы дышала и не умирала. И я стала в себя приходить. И на второй день он добился для меня отправления домой.

Разлука была долгой. Мама уехала в деревню к своим родителям и там ждала Победу. После девятого мая отца не отпустили домой, он дослуживал действительную. И он настоял на том, чтобы мама, как его жена, поехала на Дальний Восток в далекий Благовещенск и там ждала его возвращения. Мама поехала. Тяжко ей было слышать плохие слова в свой адрес. Солдатской подстилкой за глаза её называли.   

Я - второй ребенок в семье. Старшая сестра старше меня на шесть лет. Это она себя так называет - солдатская дочь.

А я тоже беру себе это звание. Я тоже солдатская дочь. Два бывших солдата стали началом моей жизни. Солдат - защитник Отечества.

Они жили трудно. Много и тяжело работали. Вырастили троих детей. Дали нам образование. А потом нахлынули на них внуки - десять человек. И квартира их стала похожа на столовую. Все время на маленькой кухне кто-то из внуков сидел за столом, а мамочка всех кормила. 

В свободное время они играли в карты друг с другом и в шахматы. Мама почти всегда проигрывала, а папа мухлевал. 

Война догоняла их болезнями. Папа получил тяжелую болезнь легких. Он тяжело дышал. Рядом с ним была мама. Она его кормила и ухаживала за ним очень бережно. А когда его не стало, она пережила своего Ванечку только на год. Все время твердила, что нужно обязательно помянуть его в годовщину ухода. И помянула большим застольем, но через месяц ушла сама.

Похоронили мы их рядом. Бережно ухаживаем за могилками. Я уже догоняю их прожитыми годами.  Иногда я вижу их во сне. Почти ушло уже поколение победителей.

В этот день я вспоминаю их ясно. Вот я стою под знакомой дверью и звоню.

-Звонят, - кричит папа очень громко, потому что мама после контузии плохо слышала всегда.

И шаркающие шаги в коридорчике, и щелчок замка.

-А кто это к нам?

И присматривается подслеповато.

-Доченька! Внучата!

Мои ребятишки поздравляют дедушку с бабушкой очень торжественно и дарят подарки.

Отец смотрит на маму с улыбкой.

-И здесь она норовит меня обойти. В других семьях этот день - мужской праздник, а в нашей - общий. Так вот что характерно - она еще и на восьмое марта получит подарки, а мне - шиш.

-Что он сказал, Валечка?

-Подарок хочет к восьмому марта.

-Да это, пожалуйста. Я ему охотно что-нибудь подарю!

=Да что я - женского рода, что ли? Ты меня ни с кем не путаешь?

И отец обиженно замолкает. А мы улыбаемся.

Хорошо нам было вместе всегда. Теперь они только в памяти моей живы. И как хорошо, что 23 февраля это день, когда о них можно поговорить. Светлая им память.
Портреты их висят в простенках моего дома. А мои внуки знают о них по моим рассказам. И как зажженную свечу, я передаю эти рассказы дальше. Да не погаснет она.


Рецензии
Мир душе и светлая память вашим родителям и всем, кто ценой здоровья-жизни защитил Родину от фашистской чумы!
Но как бы ни переименовывали и саму державу и праздники, а для меня 23 февраля был и останется Днём Советской Амии и Военно-Морского Флота.
Спасибо за повествование, Валентина.
Удач.
С уважением

Пранор 2   15.08.2019 09:55     Заявить о нарушении
Спасибо за такой человечный отзыв. И всем им. И соседке Спициной тете Пане. Она матросом на корабле была- помощником кока. И тонула и чудом осталась жива. И многим другим, кто не побоялся этого ада. Но ведь и она - бывшая матроска и моя мама родили больных детей. Меня - с диабетом. Мучительная жизнь. Тетя Пана прекрасную девочку, но с пороком сердца. Позвоним друг другу поплачем. Людочка моя подружка бедная. Врачом стала. Уже третий год её нет. Не нужно было бы девочек на войну брать. Обошлись бы. Но все равно им поклон низкий. Родная моя такой нежной девочкой была. Особенной. Глухая от взрыва. В тишине жила. И машина сбила, потому что глухая. И я маленькой уже знала, то маме все нужно говорить громко и раздельно в правое ушко, чтобы быть услышанной. Она мечтала учительницей быть. А я стала. Она мной гордилась.
Будьте здоровы.

Валентина Телухова   15.08.2019 12:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.