Судьбы сотрудников НКВД

    В 1934 г. был образован НКВД СССР, у него сосредотачивались все функции охраны общественного порядка и госбезопасности.  Сотрудники НКВД СССР оказались непосредственными участниками массовых политических репрессий в стране. Их главным организатором выступило ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП (б) во главе с И. В. Сталиным. 7 октября 1937 года Управление НКВД по Алтайскому краю возглавил капитан госбезопасности Серафим Павлович Попов до декабря 1938 года.

 Новую структуру составляли два управления: управление государственной безопасности и управление рабоче-крестьянской милиции. Начальником управления милиции был назначен И. И. Вейнберг. В состав управления милиции входили отделы уголовного розыска, отдел БХСС, административно-хозяйственный отдел, политотдел, командный отдел, особая инспекция, группа виз и регистрации, финотдел, отдел ГАИ, квалификационная комиссия, конвойная команда, медпункт и некоторые другие службы.

В стране стало традицией отмечать ежегодно первомайские и октябрьские праздники. Студенты, школьники, рабочие всех предприятий колоннами ходили на демонстрацию, славили коммунистическую партию Советского Союза и её руководителей. Повсюду проходили в этой связи праздничные представления. Не оставались в стороне и работники милиции. Они тоже отмечали праздники.  У меня в семейном архиве есть фото, на котором выступают гимнастки-жёны чекистов на одном из праздничных вечеров. И это тоже вошло в историю семьи.
 
В это время Андриан Михайлович Черепанов - мой дядя уже работал в Барнауле, в Управлении милиции начальником отдела уголовного розыска. Его перевели  из Усть-Пристанского районного отделения милиции  в Управление НКВД. Необоснованные репрессии коснулись и милицейских структур. Судьбы сотрудников НКВД переплелись тогда в сложный узел, так же как и понятия «добра» и «зла». Чудовищны факты произвола и беззакония.

Ещё в июле 1937 года ЦК ВКП (б) направил на места строго секретную инструкцию «О порядке и масштабах акции по изъятию остатков враждебных классов». В НКВД  составили списки на весь «социально-чуждый элемент»  и приступили к их арестам. Местным органам устанавливался лимит на аресты, но начальник Управления НКВД Серафим Павлович Попов запросил у Ежова разрешение на арест сверх лимита ещё 3 тысяч и такое разрешение получил. Для ареста достаточно было справки из отдела кадров, в которой указывалось «сын попа», «бывший эсер», «брат за границей», доноса.

Только во второй половине 1937 года было арестовано 13534 человека, из них 7437 были приговорены к расстрелу. В маховик репрессий попали и сотрудники алтайской милиции. Некоторые начальники районных отделений пытались противиться необоснованным арестам. Все они по распоряжению Попова были сами арестованы. Самые рьяные исполнители тоже оказались, репрессированы, как и те, кто отказывался исполнять указания.

Перед судом предстали начальники отделов краевого УНКВД, начальник следственной части и его заместитель, начальник бийского оперативного сектора НКВД. Все они были расстреляны. А в декабре 1938 года был арестован и сам начальник Управления НКВД Серафим Попов. Следствие длилось больше года. 28 января 1940 года Военная коллегия Верховного суда СССР приговорила Серафима Попова к «высшей мере наказания» – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

 На фото из семейного архива автора: гимнастки. Мария Захаровна – жена Андриана стоит вторая справа.


Рецензии
Добрый вечер, уважаемая Алифтина! Очень интересный материал. Этой теме (массовым репрессиям) я посвятил много лет, тайно собирал картотеку репрессированных выдающихся деятелей СССР. Когда-то тайное становится явным. КГБ стало известно о моей картотеке и за ней началась охота, приходилось разбивать ее на части и прятать у друзей. Слава богу, все обошлось, с развалом СССР им стало не до меня. Однако моя картотека , как оказалось, была одной из самых значительных в стране.
В своей повести "Стукачи" я рассказал об этом периоде своей жизни, а так же в очерке "Санька-рецидивист". Вы все верно пишите, волна репрессий коснулась и самих работников НКВД, но если милицейские кадры подверглись репрессиям, по большей части, необоснованно, то в государственной безопасности все обстояло иначе.
Первая мощная волна накрыла аппарат с приходом Ежова под эту волну попало много настоящих чекистов внешней разведки, но с приходом Берии, под раздачу попали в основном следователи-липачи, которые из ничего лепили дела о "заговорах", "контрреволюционной деятельности","вредительстве", "контрреволюционной агитации", "повстанческой деятельности"...... , в главе "Записка капитана Галицкого" (повесть "Стукачи")на реальном материале я показал, как это происходило.
Бериевские палачи поставили к стенке ежовских, потом тоже самое произошло, но уже с бериевцами. Эта тема - настоящая трагедия огромной страны, когда массовым и необоснованным репрессиям подверглась значительная часть общества.
С уважением и дружеским теплом Владимир.

Владимир Пастернак   27.02.2019 19:45     Заявить о нарушении
Спасибо большое. Я буду читать Ваши работы.

Алифтина Павловна Попова   28.02.2019 03:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.