Сердце пришло и ушло

- Но разве можно так травмировать ребенка? – царица едва скрывала слезы.
- Он станет властителем, к нему более высокие требования! – сурово отозвался царь.
Царица вышла, всем своим видом выражая протест.
Царь подал знак, и дружинники ввели человека, бывшего предметом страха царицы, да, впрочем, и не только ее.
На лицах воинов было пренебрежение, - человек был щупл даже для иноземца. Он с достоинством поклонился:
- Что угодно царю от меня?
- Ты узнаешь это скоро, – сурово ответил царь.
- Что ж, я подожду, ведь теперь я ваша собственность…
Царь поморщился.
- Ты свободен.
- То есть я могу просто уйти?
- Да.
Человек не торопился уходить.
- Но ты ведь что-то хочешь от меня?
- Да, кое-что. Говорят, что ты совращал молодежь всякими ненужными рассуждениями?
- Так говорят.
- У меня есть ученик для тебя.
- Кто это?
- Это мой сын.
- Никогда не подозревал, что в вашем великом царстве есть потребность в познании…
- Ты считаешь наш народ безмозглыми дегенератами?
- Ну, - политично отозвался собеседник царя, - всем известно, что ваш народ…
- Что наш народ уважает силу, - закончил царь. – Это так, но если бы мы полагались лишь на силу, история нашего народа не была бы столь славной… и столь долгой… У меня тоже был учитель!.. Приведите моего сына!

В тронный зал вошел парень, он был силен и зол. С недавно расцарапанного запястья текла кровь и капала на пол. На это никто не обращал внимания.
- Познакомься со своим учителем! – сурово сказал царь. – Ты будешь ежедневно ходить на его уроки, и два часа спрашивать его и отвечать на его вопросы!..
- Но мне надо тренироваться! – парень с ненавистью взглянул на своего нового учителя. – Чему может научить меня этот карлик?!
- Меня не интересует ни твое мнение, ни твои трудности! – отрезал царь. – Ты должен слушать этого человека. Ты должен отвечать на его вопросы. Ты должен задавать свои вопросы. – Чеканил он и в голосе его звенел металл. – Если я услышу от него хотя бы одну жалобу на твое небрежение его предметом, я отлучу тебя от участия в соревнованиях!.. Ты все понял?
- Да, повелитель!.. Я просто хотел сказать, что я потеряю эти два часа для тренировок и не смогу победить…
- Ты победишь!.. Ты ведь мой сын!

- Я победил на соревнованиях! – сказал он.
- Что-то не очень-то ты рад? – подивился учитель.
- Устал.
- От тренировок?
- Нет, от мыслей. Твой предмет сложнее тренировок. Ты все специально запутываешь?
- Нет, я просто учу тебя думать.
- Иногда я жалею, что я не простой воин. Им думать не надо…
- Скоро твое обучение завершится. Когда ты пройдешь свои испытания, то и нужда в моих уроках отпадет…
- Да, но это будет еще нескоро…
- Скажи мне, правду говорят, что одним из испытаний будет вырезать семью рабов?
- Да. – Безразлично отозвался юноша.
- А тебе их не жалко?
- Жалко? – удивился тот. – Это же рабы. Они только внешне люди…

- Нам нужно это путешествие! – твердо сказал учитель.
- Он хочет сбежать! – сказала царица.
- Зачем ему бежать? – не понял ее царь. – Он свободен уйти хоть сейчас.
- Чего же тогда нейдет? – вырвалось у царицы.
- Я привязался к вашему сыну, - ответил учитель. – Я хочу дать ему настоящее образование.
- Он уже и так забросил тренировки…
- Ты считаешь, что путешествие разовьет его? – спросил царь, не обращая внимания на замечание жены.
- Да! Ему надо увидеть соседние страны…
- Быть по сему!
- А что если наш сын, твой наследник, останется там, на чужбине, среди этих грамотеев, этих аляпистых домов, разрисованных девок и мужиков, что слабее наших баб?
- Не останется, он там чужой.

- Вот до чего довело это обучение! – царица позволила себе даже немного повысить голос. – Наш сын отказался проходить испытание! Ему жаль убивать рабов!
- Что ж! Испытание можно отложить!

- Нам нужно бежать! – сказал учитель.
- Беги. А я попытаюсь защитить рабов…
- Тебя убьют.
- Я сильнее всех, я сам всех убью…

- Вот до чего довело это обучение! – ныла царица. – Твой сын убил нескольких своих товарищей, а теперь рабы притащили его и сдали за награду!.. Вели убить их!
- Они получат свою награду!.. Как ты, сын? – обратился он к лежащему навзничь царевичу.
- Устал… Запутался…
- Он изранен! – сказала царица.
- Это ерунда! Теперь я предатель и меня самого предали…
- Раны заживут. – Сказал царь. – Зато теперь ты знаешь, что такое рабы и больше не пожалеешь их!
- Зачем нужно было это обучение? – простонала царица.
- Чтобы построить новое строение, нужно снести старое.
- Ты дал мне сердце лишь для того, чтобы сделать бессердечным? – поднял голову сын царя.
- Сердце пришло и ушло, а ум пришел и останется… Я тоже прошел через это в свое время… Спи. Через три дня ты казнишь тех рабов, что выдали тебя, и их семьи…
- Я убью их всех! – пылко отозвался юноша, и впервые за долгие годы на лице царя появилась улыбка.
- Ну, а что ты, повелитель, прикажешь сделать с философом? – зло спросила царица.
- Пусть решает он… Что ты прикажешь сделать со своим учителем?
- Отпустите его… Воины живут по обычаям, философы – по истине, нам же приходится жить по правде, и каждый прав по-своему. Отпустите его!
Царь кивнул и вновь улыбнулся.


Рецензии