Гл. 4 Врубель. Просветление

 

    В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. А внутри — мукой купленное просветление.
    Врубель окончательно расстается со своими демонами. Он рисует портрет своего врача, доктора Усольцева, человека очень религиозного.
   
    Мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь.  Демон оказался лжепророком. За всеми его соблазнами на деле лежала пустота, бездна. Врубель душой коснулся этой страшной пустоты и заплатил за это знание слишком дорогой ценой — разрушением души.
   “Ему дана власть за то, что я, будучи не достоин, писал Богоматерь и Христа. Он все мои картины исказил”.
   Михаил Александрович горько сожалеет о том, что к нему столь поздно пришло прозрение; что он тратил свой несомненный дар на возвеличивание пустоты.
   
   С 1896 года художник был женат на известной певице Надежде Ивановне Забеле, портреты которой неоднократно писал.
   «Дорогая моя женщина, чудесная женщина, спаси меня от моих демонов...», — пишет Врубель своей жене, находясь в больнице. Его жена приходила к нему и пела, пела только для него. Михаил Александрович это очень любил.
   
     10 февраля 1902 года Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу 1-го Московского университета. Диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич».
    Тяжелая психическая травма — смерть единственного, трёхлетнего сына Саввочки в 1903 году — сильно бьет по и так не крепкому здоровью художника, и снова приводит его в больницу.
    В сентябре его перевезли в клинику Сербского. Мании у Врубеля постоянно менялись, хотя преобладала все же мания величия, эгоцентрические и нарцистические черты.
    Но если раньше он говорил, что Демон — это «мятущийся человеческий дух», то теперь он, без доли сомнения, стал считать его злом, «исказившим» его картины!

    На обороте портрета доктора Усольцева с иконой, Врубель сделал надпись на французском языке, примерный перевод которой таков:
    «В течение моих 48 лет я полностью утратил (особенно в портретах) образ честной личности, а приобрел образ злого духа.
 Теперь я должен подчиниться суровой обязанности видеть других людей и полноту образа моего Бога».


Рецензии
Твоя статья заставляет о многом подумать, но для этого нужно время чтобы разобраться в этой картине событий.

Александр Лемпинин   09.01.2022 08:25     Заявить о нарушении
Хорошо бы узнать,что стоит за фразой:"Мучила Врубеля мысль о том,что он дурно,грешно прожил свою жизнь".Тогда можно было бы сделать разбор"Анализ" и причину его болезни.

Александр Лемпинин   09.01.2022 08:40   Заявить о нарушении
Ну он же погрузился в очень опасную область духовного мира. При этом без помощи Церкви. Ты ведь сам понимаешь, что этого человеку нельзя делать. Зло спорило с Творцом, а мы должны быть с Богом, с помощью Ангела-Хранителя и Святых, особенно в честь которых мы названы. Меня к моему сожалению назвали в честь Наташи Ростовой, а по Святцам я должна быть названа Александрой, именины 6 мая.

Наталья Алексеевна Горенко   09.01.2022 15:44   Заявить о нарушении
А Врубель погрузился в область, запретную для людей, так как мы слабее. Даже для Святых с их подвигами молитвы и поста духовного и телесного это сложно и опасно.
Не будем даже об этом больше говорить.


Наталья Алексеевна Горенко   09.01.2022 15:50   Заявить о нарушении
А мне Наташа Ростова Очень нравится:"Ну что за прелесть..." есть у неё такое высказывание,наверно в 17 лет на первом балу или в 15 лет,летом в имении,на природе.Так что в честь:"Ну что за прелесть эта Наташа".И это здорово.Сколько лет тебе было когда вы приехали в лен.область?

Александр Лемпинин   11.01.2022 08:46   Заявить о нарушении