Гл. 2 Врубель к собранию сочинений Лермонтова

    
 
     Врубель был полон напряженных сил, и не знал ещё, куда направиться. 
     Осенью 1889-го он переселяется в Москву, где через год заканчивает первого «Демона».
     Эскиз картины «Демон сидящий» был создан художником в доме Саввы Мамонтова. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон».

     Полны грусти и глубокой печали глаза Лермонтова на его автопортрете.
     У Михаила Врубеля и его тёзки Лермонтова в жизни было ещё одно, трагическое для обоих, совпадение. Художник, как и поэт, потерял мать в младенчестве, в три года. И оба одарены огромным талантом, но нет рядом самых любящих, самых внимательных, родных заботливых глаз!

     В 1891 году именно Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же Врубель начал с «Демона»! Художник считает: "Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем том - дух властный, величавый. Он — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы и сомнений".
   
      Врубель рисовал его бесконечно, сделав множество набросков.               
               
                И дик и чуден был вокруг
                Весь божий мир; но гордый дух
                Презрительным окинул оком
                Творенье Бога своего,
                И на челе его высоком
                Не отразилось ничего,
                Поныне возле кельи той
                Насквозь прожженный виден камень
                Слезою жаркою, как пламень,
                Нечеловеческой слезой!..

     После выхода книги, иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».
     Врубель объяснял, что его Демона не надо путать с традиционным чертом. Демоны — это божественные сущности, наделенные величием. На его картинах они «мифические существа, посланники... ».
     «К религии его отношение было таково, что указывая на работу, которая поглощала его в данный момент, Михаил Врубель сказал: "Искусство — вот наша религия. А, впрочем, кто знает, может, ещё придется умилиться".

     Притягивают взор его картины «Гадалка», дух «Сирени», «Девочка на фоне персидского ковра», но и они чужды русской эстетике. "Здесь переночевал восток с его губительной Шамаханской царицей".
     В картине «Царевна-Лебедь» в лице, глазах в пол-лица, в повороте головы — та же демоническая тоска. Не унес ли Демон, вопреки Лермонтову, Тамару в свой безрадостный мир? Не превратил ли в Царевну-Лебедь?
     А от портрета, названного «Девочка на фоне персидского ковра» отец девочки - Маши Дохнович отказался.

     В 1898 году Врубель, спустя десятилетие, возвращается к лермонтовскому «Демону» (сам Лермонтов до конца жизни переделывал своего «Демона», сохранилось девять его редакций)
     Врубель колеблется между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный». «Летящий» остается незавершенным. Над «Поверженным» он работает неистово, без передышки, без конца переделывая...
    Но тут началась в нем перемена. Врубель приходит в мрачное и очень возбужденное состояние. Окружающие стали замечать в нем страшную раздражительность.
     Картину он писал долго; лихорадочно переделывая и завершая её, на удивление публики, прямо в выставочном зале.


Рецензии
А я был у твоей мамы в гостях и до сих пор очень приятные воспоминания, её маленькая комнатка на 1ом этаже, кровать и тумбочка, служебнаяа площадь.Ты могла бы бывать у неё каждый день.Да и с папой по моему ты не скучала,картошку набирала бесспросу, значит голодом он тебя не морил. А я тоже жил на 2-3-4 дома,и если меня небыло неделю дома мама не беспокоилась я мог быть у бабушки у папы, в другой семье у друга детства я так кругами и жил у всех по очереди.Все перемёрли жалко но так устроена жизнь и наше время не далеко,зато увидим всех и если будем с ними в одном месте в раю или в аду то сможем вечно общаться.А если в разных местах то сможем только увидеть,но есть книги,где описано свободное общение со всеми,можем пока только предпологать что нас ожидает?

Александр Лемпинин   07.01.2022 09:51     Заявить о нарушении
Про картошку повторяю: это было наше общее дело - вскопать землю и посадить картошку. Потом собрать урожай и отправить в подвал. Нам её хватало на весь год.

О том как организован загробный мир я даже не хочу предполагать. Но известно, что он будет зависеть от нашей жизни на Земле. От того как мы выполняли Заповеди, верили мы вообще, любили ли мы Бога, его творение и близких.


Наталья Алексеевна Горенко   08.01.2022 21:32   Заявить о нарушении