Не герой
Не герой, а просто родину люблю
И всей душой сейчас секунды тороплю
Хочу успеть и не взорваться просто так.
Встречаю смерть, чтоб не топтал Отчизну враг.
Ю.Е.Акимов.
Имя заместителя командира эскадрильи 436-го истребительного авиаполка лейтенанта Ивана Егоровича Федотова не увековечено в Воронежской области, хотя в донесении о потерях 8-й воздушной армии записано, что седьмого июля 1942 года лейтенант И.Е.Федотов сбит зенитно-пулемётным огнём. Похоронен в пяти километрах северо-западнее города Павловска, на левом берегу реки Дон.
В воронежской земле лежит один их самых результативных лётчиков 1942 года. Михаил Юрьевич Быков в книге «Победы сталинских соколов» отмечает, что Федотов, совершил около 250 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв. В них Иван Егорович лично сбил семнадцать, а в группе – восемь вражеских стервятников.
Родился Федотов в 1921 году в деревне Исаково Малоярославского района Калужской области. В 1939-му вступил в ряды ВЛКСМ. С 1940 года Иван Федотов, призванный Ленинским РВК Московской области, – в рядах Красной Армии. Отец его, Фёдор Илларионович, проживал на станции Царицыно.
Пятого октября 1941 года, окончив Борисоглебскую военную школу лётчиков, Иван Егорович уезжает защищать Москву. В 233-м истребительном авиаполку 6-го истребительного авиакорпуса, который дислоцировался в Тушино, на самолетах И-16 и МиГ-3, он отражает с боевыми друзьями беспрерывные атаки немецких бомбардировщиков, штурмует фашистские танковые колоны, рвущиеся к российской столице.
Для того, чтобы обмануть наши средства ПВО, фашисты летали бомбить Москву партиями по 9-20 самолётов. Немецкие бомбовозы шли волнами через каждые 20-30 минут, сначала – на высоте 2000-3000 метров, а поняв, что на такой высоте не проскочить, – на 5000-6000 метров. При подлёте до цели на 100-150 километров стервятники разлетались на мелкие группы по два - три самолета, а то и поодиночке, пытаясь проскочить три пояса обороны 1-й воздушной истребительной дивизии ПВО.
В ноябре в налётах на Москву участвовали 1953 самолета противника. Прорвать к столице удалось только тридцати бомбардировщикам. Остальные на подступах к городу были рассеяны истребительной авиацией и зенитной артиллерией. Прорвавшиеся самолеты сбросили около 300 фугасных бомб и 2500 зажигательных, но большого ущерба столице арийские варвары не нанесли. В ноябре по городу воздушная тревога объявлялась 18 раз в дневное время, 28 раз – в ночное. Нашими истребителями было сбито 170 самолетов врага, штурмовыми налетами по наземным войскам уничтожено много танков, автомашин и живой силы противника.
В декабре в воздушных боях сбито 80-85 немецких самолетов, уничтожено 100 танков, 1685 автомашин. Потери несли и наши лётчики. К декабрю 1941 года в полку Федотова из десяти И-16 на ходу осталось четыре самолета, а из пяти Миг-3 в воздух поднимался один.
Двадцатого января 1942 года части 6-го авиационного истребительного корпуса (ИАК) прикрывали войска Калининского и Западного фронтов, железнодорожные перевозки, выгрузку войск на железнодорожных станциях, аэродромы посадки и город Москву. 233-й авиаполк дислоцируется на аэродроме «Тушино». Днём было произведено восемь воздушных боёв. Летчики Калужской группы, куда входил 233-й истребительный авиаполк (ИАП), провели четыре воздушных боя, в том числе один групповой. В журнале боевых действий 6-го ИАК ПВО записано: «Лейтенант Самсонин и сержант Федотов 10 км юго-западе Юхнов сбили 1 Юнкерс- 88. В групповом бою, сбит 1 МЕ-109»
Когда сержант Федотов перешёл в 436-й истребительный авиаполк, пока не известно. В боевом журнале ВВС Западного фронта отмечается: «8 февраля 1942 года 436 иап прикрывал наземные войска в районе Мончалово, Бахмутово, Быково. 1 НЕ-111 был атакован тремя И-16. Немецкий самолет после атаки старшего сержанта Федотова загорелся и пошел со снижением к земле». 22 февраля Ивану Егоровичу было присвоено офицерское звание «младший лейтенант».
Командир звена младший лейтенант И.Е.Федотов 22 марта 1942 года был представлен командованием части к первой награде – ордену Красного Знамени. В документе командир полка майор Панов Алексей Борисович и батальонный комиссар Горшков Алексей Федорович отмечали: «За период военных действий Федотов показал себя как лучший лётчик. Летает смело и уверено. Воздушных боях настойчив и дерзок. За время войны произвёл 154 боевых вылета, из них: на штурмовку наземных войск 19 вылетов, имеет 20 воздушных боёв. Лично сбил два самолёта противника. Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым. Штурманская подготовка хорошая, ориентируется хорошо. Были случаи, когда он, не зная страха, вступал в бой один против четырёх самолётов противника, в паре дрался с девятью самолётами противника. Делу партии Ленина-Сталина предан. Свою преданность оправдывает в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками».
К сожалению Иван Егорович, эту награду не получил, так как приказ №333 по войскам Калининского фронта вышел уже после его смерти, четвёртого сентября 1942 года.
В соответствии с приказом №00101 Народного Комиссара обороны в городе Верея была сформирована 235-я истребительная авиадивизия. 24 мая 1942 года она приступила к работе на Западном фронте. Летчики 46-го,191-го и 436-го истребительных полков, входящих в соединение, на ленд-лизовских «харрикейнах» (англ. – «ураган») сражаются с врагом под Вязьмой, Ельней, Ярцево, Спас-Деменском. Эти самолеты лётчики называл, на русский манер, «харитон», «харитоша».
Двенадцатого июня, по приказу Ставки, дивизия перелетела без потерь на аэродромный узел «Старый Оскол» и вошла в состав 8-й воздушной армии. На Юго-Западном фронте пилоты прикрывают наземные войска на Волчанском направлении у населённых пунктов Круглик, Должанка, Федоровка Харьковской области, в районе Некрасовка, Топлинка, Никольское Белгородской области. За 15 минут до завершения боевого вылета, и при отсутствии немецких самолётов, пилоты штурмуют наступающие немецкие войска.
Истребители ведут разведку и воздушные бои. Защищают с воздуха выгрузку наших войск на станциях Волоконовка и Новый Оскол. Полки дивизии располагались на аэродромах сначала Белгородской области – Старый и Новый Оскол, Большая Яруга, Иловское, – а затем, в связи с отступлением наших войск, – в Воронежской области: Коротояк, Красный Октябрь, Павловск.
Второго июля 1942 года командование полка представляет Ивана Егоровича к званию «Герой Советского Союза». В наградном листе отмечалось:
«В Отечественной войне с августа 41-го года. Тов. Федотов участник трех воздушных боев с превосходящими силами противника 1 июля 1942 года в районе станции Волоконовка. В результате которых полком сбито 9 вражеских стервятников. Воздушный бой в составе шести самолетов вели против 14, 18, 22 немецких самолетов. В этом бою Федотов сбил Ме-109. За отличное ведение боя группе объявлена благодарность от военкома 8 ва и командира 235 иад. За период военных действий с немецким фашизмом товарищ Федотов показал себя как отличный лётчик, который хорошо ориентируется в любых метеоусловиях. Своей инициативой и смелостью, и решительностью вдохновляет молодых пилотов, закаляя в них бесстрашие в воздушном бою, несмотря на численное превосходство противника. Летает смело и уверенно. В воздушных боях дерзок и настойчив. За время Отечественной войны им сделан 271 боевой вылет с налётом 221 часов 18 минут, за что награждён денежной премией на основании приказа НКО №0229.
Участник 41 воздушного боя, в которых лично сбил 11 самолётов противника, из них 7 бомбардировщиков: 20 января 42-го года сбил Юнкерс-88 в районе города Юхнова, 8 февраля Хенкель-111 в районе Воскресенска. 10 февраля уничтожил МЕ-110 в районе Воскресенска, 22 февраля сжег Мессершмитт 110 под городом Ржев и районе Двоевка сбил Мессершмитт-109. В районе озера Тростянское им уничтожен самолёт Ме- 109.
24 июня 42-го года в районе Лублянка Федотов отправил в землю Focke-Wulf. 30 июня сбил Хенкель 111 в районе Журавка, в районе Землянки и Бибиково сбиты два Ме- 109. 1 июля сгорел от меткой очереди Федотова Юнкерс- 88 в районе Волоконовка.
В групповом воздушном бою сбил три самолёта противника. 25 боевых вылета произвёл на штурмовку мотомехколонни аэродромов противника, в результате которых уничтожено до 5 танков, до 3 бронемашин, 18 автомашин, 32 повозки с различными грузами, 18 мотоциклистов, подавленно три зенитных точки, рассеянно и частью уничтожено до роты пехоты. Им проведено 23 разведки глубокий тыл врага, которые дали отличный материал командованию. Шесть вылетов произведено на прикрытие бомбардировщиков, 19 вылетов по спецзаданию командования. Остальные вылеты на патрулирование над важными военными объектами и прикрытие наземных частей. Один вёл бой против четырёх самолётов противника. В паре дрался с 9-ю и 14-ю вражескими самолётами. Дисциплинированный, требовательный к себе и подчинённым командир».
Наградные листы на представление к высокому званию на заместителя командира 1-й эскадрильи лейтенанта Головкова Николая Матвеевича (погиб 06.01.1943) и командира 2-й эскадрильи лейтенанта Федотова Ивана Егоровича дошли до военкома 8-й воздушной армии бригадного комиссара Александра Ивановича Вихарева, который размашисто на них написал: «К ордену Ленина. 29.7 Вихарев». Чем руководствовался комиссар, видевший бой шести летчиков против 18 фашистов и объявивший Федотову и его товарищам за сбитые самолеты благодарность, снижая награду, не известно.
отчёте «Итоги боевой работы 235 иад на фронтах Отечественной войны с 24.5.42 г. по 31.1.43 г» так описано это воздушное сражение: «Наша шестерка под командованием командира 2-й эскадрильи старшего политрука Ибатулина Хасана Мингевича в составе лейтенантов Ивана Егоровича Федотова, Апухтина Владимира Федоровича, Скачкова Михаила Акимовича, сержантов Латышева Владимира Александровича (будущий Герой Советского Союза) и Солдатова Алексея Никифоровича, сопровождавшая наши штурмовики, встретила 18 вражеских истребителей. Бой происходил над расположением наших войск. Первым заметил врага тов. Ибатулин. Передав по радио команду: «За мной в атаку», принятую всеми летчиками, он устремился на «Ме-109» и с первой же очереди сбил его. Через несколько минут Ибатулин уничтожил второго «Мессершмитта». За 30 минут боя лейтенанты Федотов, Скачков, Апухтин и сержант Латышев сбили еще по одному «Ме-109». Всего в результате боя немцы потеряли 6 самолетов. Наши истребители потерь не имели. Этот бой наши летчики вели парами. Старший политрук Ибатулин, сбивший лично два «Мессершмитта», все время управлял боем по радио».
Четвёртого июля 1942 года Совинформбюро рассказало об этом бое в рубрике «О боях на Белгородском и Волчанском направлениях»: «Шесть наших истребителей под командованием старшего политрука Ибатулина встретили 18 немецких «Мессершмиттов-109». Советские лётчики атаковали противника и сбили 6 немецких самолётов. Тов. Ибатулин сбил 2 самолёта противника. Лейтенанты Фёдоров (ошибка в публикации -авт), Скачков, Апухтин и сержант Латышев уничтожили по одному немецкому самолёту. Все наши самолёты вернулись на свой аэродром».
Приказом по войскам Сталинградского фронта № 3/н от 31 июля 1942 года награждены орденом Ленина Ибатулин и Федотов. Скачков (не вернулся с боевого задания 22.07.1942), Апухин (умер от ран 17.12.1942) и Латышев получили ордена Красного Знамени, а Солдатов – медаль «За отвагу».
В книге Губина Б.А. и Киселёва В. Д. «Восьмая воздушная» отмечается, что второго июля «Ибатулин снова вёл неравный воздушный бой, был ранен в обе ноги, но, несмотря на это, усилием воли довёл машину до аэродрома и благополучно произвел посадку. Вдохновлённые его мужеством лётчики Федотов и Скачков сбили по одному истребителю и по бомбардировщику, при этом заместитель командира эскадрильи Федотов сбил два самолёта во время лобовых атак».
На следующий день, по данным М.Ю.Быкова, Иван Егорович сбил МЕ-109 у деревни Хитрово Чернянского района, пулеметные очереди его «харитона» настигли четвертого июля бомбардировщик Ju-88 в районе Круглое – Уколово. Пятого июля ушел в землю Не-111 северо-западнее города Коротояк. Так, совершая ежедневно не менее четырех боевых вылетов, дрались с врагом двадцатиоднолетний лейтенант Федотов и его боевые друзья. Всего только за первые пять дней июля летчики 436-го ИАП сбили двадцать немецких самолетов.
В номере газеты «Сталинский сокол» от 21 августа 1942 года в статье «Стойкая защита войск» батальонный комиссар Владимир Георгиевич Земляной писал:
«Летчики N-ской части за дни жестоких боев на юге вписали в историю отечественной войны не одну славную страницу героических подвигов. За последние полтора месяца они сбили в воздушных боях более пятидесяти вражеских самолетов, потеряв при этом всего четырех летчиков. Были дни, когда они выдерживали по десятку боев, жгли немцев, разгоняли их, не отступая, не позволяя бомбить наши войска и мирные города.
На днях два летчика этой части тт. Кукушкин и Смирнов, патрулировали над железнодорожной станцией. Внизу шла выгрузка войск. Прибыло новое пополнение. Возле эшелонов скопилась техника. Десятки машин направлялись к Дону, туда, где шли жестокие бои. Каждый час спокойной выгрузки мог повлиять на исход боев. Летчики знали это и зорко всматривались в небо.
Вскоре появились «гости». Девять «Ю-87» под прикрытием двенадцати «Мессершмиттов» торопились к станции, собираясь нанести по ней удар. Два советских истребителя смело вступили в бой с этой большой группой. Ещё на подходе к объекту Кукушкин (лейтенант Кукушкин Михаил Дмитриевич 24.07.1942 погиб у хутора Суровикино Сталинградской области), и Смирнов (сержант Смирнов Александр Мамонтович погиб 26.07.1942 Сталинградская обл., х. Буденный, юго-западнее, 5 км) врезались в строй бомбардировщиков. В первой атаке они подожгли двух «Юнкерсов». Увертываясь от огня истребителей, они повторяли свои атаки и вскоре сбили еще один бомбардировщик. Вражеский строй был разбит, немцы, не дойдя до цели, сбросили бомбы и по одному пустились наутек.
А в это время завязался жестокий бой истребителей. Два против двенадцати! Превосходство фашистов было подавляющим. Однако наши летчики, поддерживая друг друга, активно оборонялись и сумели поджечь еще два вражеских самолета.
В этом бою смертью храбрых погиб истребитель Кукушкин. Погиб, но устоял и выполнил задачу. Дорого заплатили немцы за смерть одного героя – под обломками пяти машин погибли и их экипажи.
Подобных примеров стойкости и мужества в части много. Жива в памяти борьба сержанта Латышева с девятью Ме-110, пытавшимися бомбить один военный объект. Латышев навязал им бой, сбил одного «Мессершмитта», остальных заставил уйти. За двадцать дней этот молодой летчик поджег пять вражеских машин. За это же время сержант Баришнев уничтожил 6 немецких самолетов, а сержанты Новичков и Елисеев – по 4. Молодым летчикам есть с кого брать пример. Их командиры лейтенанты Головков и Федотов имеют на своем счету по одиннадцати сбитых немецких самолетов.
Со славой и честью летчики части выполняют первостепенной важности задачу – уничтожают вражеских бомбардировщиков. Стойко и мужественно они защищают наземные войска от воздушного врага».
Лётчик Иван Федотов погиб, но его ученики проявляли образцы мужества и беззаветного служения Родине в битве за Сталинград.
На северной окраине города Павловска, в 400 метрах от трассы «Воронеж – Ростов» долгое время находилась безымянная одиночная могила. По воспоминаниям старожилов, в ней покоился прах неизвестного лётчика. В ходе паспортизации 2014 года на могиле появилась надпись: сапер Карпичко С.Г. 1942 год. По данным архива Министерств обороны, сапёр 127-й стрелковой дивизии Карпичко Степан Гаврилович убит 12 октября 1942 года и похоронен на кладбище города. Какими документами руководствовались власти, в паспорте не указано.
Настало время увековечить, к 75-летию Победы, имя Ивана Егоровича Федотова на воронежской земле.
На снимке: Федотов Иван Егорович. Фото из личного дела (архив МО).
Свидетельство о публикации №219022301938
Олег Каминский 23.02.2019 21:19 Заявить о нарушении
Валентин Котюх 25.02.2019 15:20 Заявить о нарушении