Тайна благодати

      Данный материал представляет собой краткую выдержку из одной статьи митрополита Лимасольского Афанасия с некоторым дополнением. Размещен здесь ради духовной пользы православноверующих читателей.


      Церковь всегда подчеркивает пример праведного Иова, а святой Иоанн Златоуст говорил: «О, блаженный голос Иова! Когда стал блаженным Иов? Когда умерли его дети, когда он все потерял, когда он был презренным, отвергнут, когда его бросила жена, когда он страдал, то тогда он сказал: «Да будет благословенно имя Господне!» (Иов 1:21)»
      И действительно, тогда он был блаженным, а не тогда, когда у него все было хорошо, и он произносил слова: «Слава Богу!» Тогда эти слова не имели никакой ценности, и они нечего не стоили. Когда у нас все хорошо, легко сказать: «Слава Богу!» И горе нам, если мы этого не говорим!

      Представьте себе, у вас все хорошо, а вы не говорите «Слава Богу!». Это говорит о вашей огромной неблагодарности. Но когда в жизни у тебя все идет наперекосяк, ты испытываешь боль, но находишь в себе силы сказать «Слава Богу!», то ты действительно блаженный. Ты нашел ключ, и хотя он маленький, но этим ключом открывается большая дверь. Именно этот ключ откроет дверь в Царство Божие, где все уже блаженно.

      Авва Исаак Сирин говорит: «Уста, которые благодарят за все, принимают благословение от Бога. В сердце, в котором живет благодарность, приходит благодать». Он еще сказал, что ни один дар Божий не обходится без прибавления, кроме того, за который мы не благодарим.

      Старец Ефрем Катунакиотис, этот большой столп Церкви, рассказывает, что однажды старец Иосиф Исихаст вздохнул и сказал:
      – Ах, столько лет мне потребовалось, чтобы раскрыть тайну благодати!
      Старец Ефрем, будучи молодым, не посмел спросить его, какова эта тайна. Прошло время, и спустя годы он спросил его, и старец Иосиф ответил:
      – Благодарность. Это тайна благодати.
      – Хочешь преуспеть в духовной а жизни? Учись благодарить Бога за  всё.

      Св. Исаак Сирин говорит, что  сердце, которое постоянно благодарит Бога, приносит Божьи дары  человеку. И наоборот, ропот сердца приносит искушения в душу человека. Почему? Святой объясняет: «Бог терпит все  немощи человека, но не терпит человека, который постоянно ропщет, и наказывает его, оставляя впасть  в искушение».

      Мы постоянно ропщем, а ропот превращает добро во зло.
      Давайте позволим Богу действовать в нас, и узнаем тайну благодарения, и будем достойно и праведно благодарить Христа. Тогда благодарность преобразит наш характер.

              «Учиться говорить благодарю!»

         Учиться говорить "благодарю"
         За ночи тьму и тихую зарю,
         За буйство гроз и солнца яркий свет,
         Урок провалов, торжество побед,

         За ликование и сердца боль,
         И слез нечаянных скупую соль...
         Благодарить людей, что помогли,
         Что не страшась по жизни рядом шли.

         И тех, кто лгал, кто подводил не раз –
         За то, что сделали сильнее нас.
         За отчий дом, за колокольный звон,
         За Родину, в которую влюблен,

         За даль небес, которым нет конца -
         За каждый вздох благодарить Творца!


            «Тайна благодати»

         Неземной высоты дыхание
         Веет в очень простых словах.
         Ими редко звучит сознание
         В искушениях и скорбях.

         Как глубины постичь  бездонные,
         Не слукавить и не солгать,
         Чтобы в дни потрясений темные
         "Слава Богу за всё!" - сказать?

         Где взять силы, молитвы искренней
         Немощь ближних с любовью несть,
         Чтобы  Солнце  взошло лучистое,
         Растопило тяжелый Крест?

         Осужденья бежать и ропота,
         И терпением всё покрыть,
         Лишь у образа ночью шёпотом
         Свою душу Творцу излить.

         И даст сил, и прибавит мужества,
         И поможет вперед идти.
         С нами - братий, сестёр содружество,
         Сонм святых, Сам Господь - в Пути!

         Век страстей мчится вепрем яростно,
         Сердце силится в грязь втоптать...
         Только славящим Бога радостно
         Посылает Он благодать!

                (Автор стихов: Лариса Долягина)

         *                *                *    


Рецензии
Спаси вас Бог за притчу, ведь не все читают Евангелие

Прасковья Горбатова   13.08.2019 18:40     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отзыв, Прасковья, храни Вас Господь!

Сергий Пономарь   13.08.2019 19:47   Заявить о нарушении
Извините. К Сергею:
Косвенно к этому тексту о благодати выскажу следующее:
посмотрел Ваш текст об обличении. Больше бы уважал Вас, если бы ясно, без двусмысленностей сказали бы, что мы обязаны обличать. Для этого не нужно долго писать.
Но у Вас этого нет. Вам хотелось показать, что порицать нельзя. Но заголовок то не о порицании.
Тогда зачем?

Вы эпиграфом поставили слова Златоуста. Он хорошо знал и библию и Евангелие. И занимался именно обличением. Самый знающий сейчас труды Иоанна Златоуста - по моему мнению - богослов Н.В. Сомин, десятилетиями работавший над историей его трудов.
Но Сомин - игнорируется массой псевдо высокодуховных православных.
Как и работы святого Златоуста в обличении.

К этому можно ещё отметить, что слова из Притч гл 9 из церковного языка в современный переведены на католический лад, слова "даждь премудрому вину" уже не имеют этот смысл после перевода на современный.
Стараются, чтобы искоренить обличение как явление.
Вот и Вы несколько поддаётесь этому направлению.

Тем не менее, выделяетесь явно от тех, кто работает на это сознательно.
Поэтому хочется с Вами подружиться.
Будете чётче и честнее - буду рад возможной дружбе. Спаси Боже.

Георгий Сотула   14.08.2019 04:14   Заявить о нарушении
Георгию:
Любой внешний поступок или действие, в том числе обличение, может иметь разные внутренние мотивации в человеке, как положительные, так и отрицательные, - греховные, вызванные наличием и действием страстей в душе человека, например, гордыни, тщеславия, превозношения, ненависти, раздражительности, высокоумия, самолюбия, гнева и др.

Поэтому, прежде чем предпринимать, то же обличение, нужно немножко в себе разобраться: «А что движет мною? А может даже – кто движет мною в той ситуации?» Благими намерениями вымощена дорога в ад. И ни один бес не подойдет к человеку и не скажет: «Я твой враг!» Он скажет: «Я твой друг! А ты ведь прав – нанеси удар, обличи или даже уничтожь того, он ведь теперь твой враг!»(или т.п.)
«Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога»(1Кор.4:5).

Статья и направлена в помощь на то, чтобы человек немного посмотрел в себя с духовной точки зрения, не потерял бы в своей жизни видение своих грехов и покаяния, сменив это на самомнение и гордыню. Материал явился конкретным ответом на конкретный вопрос, размещенный в начале статьи, одного из авторов ко мне в личной переписке, который был вполне удовлетворен ответом. И так как он может в чем-то оказаться духовно полезным некоторым другим людям, то мною он был оформлен в виде статьи, чтобы потраченное время и силы мои на это приносили и дальнейший плод нуждающимся.

Сам смысл статьи - не во внешнем вопросе: «обличать или не обличать?», а во внутреннем: «Готовы ли мы обличать?» Чтобы навести свой «порядок» в других людях, мы должны навести порядок сначала в своей душе.
Обличение зла с нашей стороны должно иметь цель воспитать отвращение и ненависть ко злу, как таковому, в душе самого человека, а не реализацию ненависти и пренебрежения к какому-либо человеку. Для этого нужно иметь духовную мудрость, как у святых отцов. Святитель Иоанн Златоуст имел такую духовную мудрость и даже святость, так что Дух Святой действовал через него и его слова. Много ли найдется подобных ему людей сейчас?

Вы пишете мне: «Стараются, чтобы искоренить обличение как явление. Вот и Вы несколько поддаётесь этому направлению».
Должен отметить, что в своих действиях я не смотрю на то, кто и в чем старается, и не собираюсь ни под кого подстраиваться или кому-то подражать, или же себя представлять кем-то нечто, будучи ничто, поэтому «поддаваться» мне нечему. Я представляю лишь то, что есть, и «для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь»(1Кор.4:3-4). А так - я просто православный верующий бомж, только пока в отпуске, 1960 г. рождения, рост 176 см, вес 68 кг. Так же не добиваюсь ни уважения, ни дружбы с кем-бы то ни было. На сайте стихи.ру, где дублируются мои статьи, приходилось «поцапаться» с атеистами, протестантами, сектантами, даже с одним антихристом (выдающего себя за Христа), некоторые беседы с ними оформлял также в статьи «Диспут с атеистом», «Диспут с протестантом», «Диспут с сектанткой о святых Церкви», «Ответ атеисту о …», чтобы время, затраченное на них, не явилось «метанием бисера», а пошло на пользу православным в укрепление их веры.
И целью всех моих собеседований с ними является не попытка в чем-то переубедить собеседника, изменить или переспорить его, - я прекрасно понимаю, что это было бы занятие бесполезное, и даже так скажу, что в результате этих дискуссий, атеист станет еще более убежденным атеистом, а верующий человек станет еще более убежденным в своей вере. (Таков психологический парадокс всех споров, поэтому люди, затевающие споры в интернете в надежде «победить» соперника своими «разгромными» аргументами, находятся в плену собственных иллюзий, и не видя фактической возможности их реализации, просто не сдерживаются, раздражаются, а то и гневаются, и переходят уже просто на попытки оскорбления, уничижение и морального подавления оппонента. Меня же такие выпады как-то мало беспокоят, так как прекрасно вижу «болезнь» этого человека, который лишь в своем сознании и воображении создает удобный для себя уничиженный (лицемерный, притворный, подлый, хитрый, трусливый и т.д.) образ своего «врага» и воюет, и бичует его в свое удовольствие, возвышаясь в своих глазах, услаждая свое самолюбие. Тем более, - когда противника рядом нет, - победителем оказаться нетрудно.)
Основной целью всех моих собеседований является прославление Бога в своей душе и в душах читающих их людей, дивного во святых Своих и делах Своих! Таким образом, - «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его!»(Пс.102:1)
Спаси Вас Господь!

Сергий Пономарь   14.08.2019 22:26   Заявить о нарушении
Благодарю о пожелании.
Здесь Вы чётче прояснили свою позицию. Чётче обозначили отсутствие у Вас вопросов к обсуждению, в которых Вы по Вашему мнению не нуждаетесь.
По моему мнению это вовсе не так, поскольку Вы пишете вне, и то немногое, что считаю неправильным в Вашей позиции, проецируете на других, влияя - подчёркиваю - вовне.

Но поскольку сейчас Вы чётче ответили именно мне, у меня почти нет возможности что то анализировать и отмечать.
Такая моя позиция является по сути предательской в отношении общего уровня, церковного, общественного.

В чём признаюсь, прося прощения.
С надеждой на лучшее -

Георгий Сотула   14.08.2019 23:36   Заявить о нарушении
Георгий, не переживайте, можно попроще относиться к себе, - «там, где просто, там ангелов – со сто, а где сложно, там – ни одного!» Воздвижение и видение себя на каком-то «общем уровне, церковном, общественном» - есть в этом, мне кажется, что-то от тщеславия или высокоумия, что чревато всегда каким-либо падением или разочарованием в душе. «Перед падением возносится сердце человека…»(Притчи Соломона, 18:13)
Иногда нужно просто помолиться Богу, смиряясь и предоставляя в Его Руки себя и возникшее недоразумение. Господь видит наше сердце и сделает так, чтобы было и нам, и другим, - хорошо. Что значит поверить в Бога? – Поверить в Его Любовь!
Храни Вас Господь!

С уважением,

Сергий Пономарь   15.08.2019 06:36   Заявить о нарушении
Принужден ещё раз поблагодарить Вас за честность:
Вы не видите себя живущим на церковном общественном уровне и
не скрываете этого. Это редкость. Обычно наоборот.

Георгий Сотула   15.08.2019 08:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.