Я знаю, что ничего не знаю. Сократ

«Я знаю, что ничего не знаю»
Сократ

Знаем ли мы свое собственное незнание? Сократ утверждал, что он знает о том, что ничего не знает. Как мне кажется, красота этой фразы отражается тем, что когда мы признаем свое незнание мы становимся умнее тех людей, которые не могут этого признать. Слепой, который увидел и признал свою слепоту, близок к прозрению! Порой наше невежество и упрямство губит наше собственное представление о положении вещей и не только вещей, но и людей, ведь сколько ученых сожгли в средневековье, сколько людей не понимало ученых и отвергало их мнение. В знаменитом фильме Юрия Быкова – «Дурак», народ в конце фильма забивает главного героя на смерть подтверждая свое невежество и тупость. Тем более в народе очень много упрямцев, которые уверены в своей правоте. Я работая Тренинг-менеджером по продажам понял, что люди в силу возраста или бывшего успеха мнят себя Великими и непревзойденными, что в последствии мешает им добиваться успеха сейчас, общаясь с женщиной, которая уверяла меня в том, что она продажник с опытом в 20 лет, и её не нужно ничему учить, совершала порой элементарные ошибки, она проявляла свое невежество постоянно, мол эта методика продаж не работает, та не работает! И как обычно делала по-своему, то есть практически никак. Открыть в себе силы и признать, что ты идиот, хоть с образованием, хоть с ученой степенью и званием для некоторых тяжело, но когда это получается, то мы открываемся для нового мира знаний, новых впечатлений и горизонтов. Кстати, Сократ говорил нравственность - есть истинное знание. Одно только благо - знание. Одно только зло - невежество. Приводя к нравственному поведению, к правильному выбору между добра и зла, между знанием и невежеством. Человек создан, чтобы создавать, ибо ему присуще возможности интеллектуального созидания и для того, чтобы эти возможности развивать, нужно и развивать интеллект, но человек по своей природе глуп и человечен. Для нас остается одно понять, кто мы? Знаем ли мы, или знаем все!


Рецензии
Какой Вы умница! Ваша короткая заметка сплошь соткана из одних мудростей! "Когда мы признаём свое незнание, мы становимся умнее тех людей, которые не могут этого признать". Я неоднократно в своей почти семидесялетней жизни встречал людей, не желающих знать чьё бы то ни было мнение, кроме собственного, обо всём, что делают они сами и что делается в обществе! Когда споришь с таким человеком, то по его колючим непримиримым глазам видишь, что он слушает тебя только потому, что просто ждёт своей очереди высказать своё мнение, в котором не будет и малейших следов от множества высказанных тобой, казалось бы, просто убийственно неопровержимых и абсолютно объективных аргументов и доказательств твоей правоты!.. И таких людей, к сожалению, недопустимо много! В номинальном исчислении много. Но, к счастью, и я это заметил очень давно, в процентном отношении ко всему народу России их явное меньшинство. Просто умный человек, когда он с чем-то или с кем-то согласен, может промолчать, а выше описанный будет очень громко и грубо доказывать оппоненту свою собственную доморощенную истину, чем иногда создаёт впечатление, что глупцов больше, чем умных. "Порой наше невежество и упрямство губит наше собственное представление о положении вещей и не только вещей, но и людей". Именно так! Таким людям не только невозможно объяснить реальность происходящих событий, но и остановить поток их "обличительных оценок" общества и людей нельзя. Они всегда очень активны. И именно это заставляет спорить с ними, не смотря на понимание бесполезности спора: хочется хоть как-то оградить общество от лжи и глупости. В этом именно главная проблема, истекающая из тех, кто не желает знать чьё бы то ни было мнение, кроме своего собственного. Такие люди по определению не могут быть личностями, обладающими общественно полезной нравственностью. А ведь "нравственность - есть истинное знание". Верно! Если ты нравственно чист, считай, что ты обладаешь главным знанием: познанием мира ради его совершенствования! Да, ты почти ничего не знаешь в сравнении твоих знаний и незнаний, но ты ориентирован на добро, на общественно полезные деяния, а значит, считай, что ты знаешь самое главное: во имя чего нужно двигаться от незнания к знанию! Поэтому совершенно верен из этого вывод: "Человек создан, чтобы создавать, ибо ему присущи возможности интеллектуального созидания и для того, чтобы эти возможности развивать, нужно и развивать интеллект". Да, безусловно, нужно развивать интеллект. Но помнить при этом, что интеллект без совести и без человеческой нравственности - разрушительная сила, и чтобы он стал силой созидательной, начинать нужно с формирования лучших нравственных качеств души человека с первых дней его жизни. Тогда человек будет способен на главное - сопереживать достижениям и неудачам, горю и счастью каждого иного человека.

Отпусти меня...

Отпусти меня, равнодушие:
Боли нет чужой и слезы!
Сердцем чуткую душу слушая,
Повторю любви я азы.
И возрадуюсь чьей-то радости,
И несчастию огорчусь.
И склоню чело перед старостью.
Перед юностью повинюсь….
Отпусти меня, неуступчивость:
Я и прав во всём, и не прав.
Забери тоску и задумчивость
В чтенье времени новых глав.
Дай мне мудрости и терпения
Злобой истину не затмить
И в объятиях заблуждения
Очевидности уступить…
Отпусти меня, нерешительность.
Знаю, трусости ты сестра.
Есть в молчании унизительность,
Если речь держать уж пора…
Издалёка свой начинаю путь.
Опыт пращуров – мой багаж!
Но молчу, его коль забыта суть! –
Разгони, молю, эту блажь…
Отпусти меня, независимость.
Как цена твоя высока!
За свободою – счастья видимость
Для счастливого дурака…
Без корней листок увядающий,
Долю жалкую я влачу! –
Для друзей живя и товарищей,
Я зависимым быть хочу!..
Отпусти меня, одиночество.
Много лиц вокруг, я – чужой…
Мир жестокости, как пророчество,
Не сулит судьбы мне иной…
Эстафетою одиночества
Время движется только вспять. –
Мне вперёд идти, к людям, хочется:
Есть ещё мне им что отдать…

Я опубликую эту свою рецензию на портале со ссылкой на Ваше имя и название Вашей замечательной заметки.

Алексей Морозов 3   01.02.2020 19:13     Заявить о нарушении
Очень приятно читать столь хорошую рецензию на моё скромное эссе!

Мне очень понравилось в это замечание:
...то по его колючим непримиримым глазам видишь, что он слушает тебя только потому, что просто ждёт своей очереди высказать своё мнение, в котором не будет и малейших следов от множества высказанных тобой...

Большинство людей могут и не слушать вовсе предпочитая доказывать, а не слушать, что вы им говорите, сразу вспоминается изречение нашего советского писателя Эффенди Мансуровича Капиева - "Будь первым, когда надо слушать и последним, когда говорить".

Большое спасибо за Ваш отзыв.

Александр Косоруков   01.02.2020 20:06   Заявить о нарушении