12. Билибино

Когда в семидесятых годах прошлого столетия я впервые оказался в Билибино, мне показалось, что представители всех республик СССР собрались здесь. Я понимал, что некоторая часть просто очень хотела заработать, всё-таки здесь один из крупнейших золотодобывающих предприятий Советского Союза – Билибинский горно-обогатительный комбинат, Анюйская Геолого-Разведочная Экспедиция.
Ещё в 1955 году в долине реки Каральваам геологами было обнаружено первое россыпное золото в промышленной концентрации. Началось строительство базы золотодобытчиков Каральваам, что в переводе с чукотского «караль», это загон для оленей, «ваам», или «веем», это река.
Так как основная часть геологов прибыла из посёлка Сеймчан, первую улицу строящегося посёлка назвали Сеймчанская.
10 февраля 1956 года  решением исполкома Восточно-Тундровского района местечко Каральваам было переименовано в Билибино, в честь первооткрывателя «Золотой Колымы» — геолога Юрия Билоибина.
 
Второго августа 1961 года центр района Восточной Тундры был перенесен из села  Анюйск  в посёлок Билибино, и Восточно-Тундровский район был переименован в Билибинский. Статус города Билибино получил 28 июня 1993 года, когда я уже два года после работы в Еврейской автономной области, переехал в Москву.
И вот теперь я вернулся в город, эх какой город, очень красивый, построенный на сваях.
В 2010 году город  Билибино стал центром вновь созданного муниципального образования Городское поселение Билибино, куда вошло сельское поселение Кепервеем. Обидно, что в 2017 году Билибинский горно-обогатительный комбинат,  Анюйская Геолого-Разведочная Экспедиция не работают, заброшены и просто разграблены.
 
Сегодня добычей россыпного золота  в районе Билибино занимаются небольшие старательские артели. Хотя в двадцати километрах от города Билибино разрабатывается крупное коренное месторождение золота - рудник «Каральвеем».

Когда мы с Ролётовичем вылетали из Анадыря в Билибино, я узнал, что рядом с городом ещё работает Билибинская атомная электростанция общей электрической мощностью сорок восемь мегаватт, она обеспечивающая город электрической и тепловой энергией.
 
Первый блок с реакторной установкой был выведен, когда я работал в городе – 12 января 1974 года. И сейчас Билибинская АЭС - единственная в зоне вечной мерзлоты атомная электростанция. В Москве в 2011 году я читал сообщение, что принято решение о начале вывода из эксплуатации станции начиная с 2019 года.
Уже в городе я убедился, что рядом с Билибино строится Базовый склад топлива, необходимый для снабжения проектируемой Дизельной электростанции, которая, в свою очередь, необходима для начала вывода АЭС из эксплуатации.
Зайдя в местный музей, я на центральном стенде прочитал, что Билибинский район образован 10 декабря 1930 года, его площадь составляет 174 652 кв. км.
Билибинский район представляет собой лесотундровую территорию с долинными лесами и расположен в бассейне реки Колымы западной части Чукотского автономного округа.
На западе район граничит с республикой Саха (Якутия), на юго-западе - с Магаданской областью, на юге – с Камчатским краем, на востоке и юго-востоке - соответственно с Чаунским и Анадырским районами Чукотского автономного округа. С севера район омывается Восточно - Сибирским морем.
На территории района расположены одно городское и пять сельских поселений, образованных в ходе реформы органов местного самоуправления.
Расстояние от города Билибино до города Анадыря составляет 625 километров, до города Певека - 255 километров, до города Магадана - 1160 километров, до столицы нашей Родины Москвы - 6500 километров.

Мы с Евгением Ролётовичем долго стояли у стенда, посвященного Юрию Александровичу Билибину -  известному геологу, лауреату Государственной премии, члену-корреспонденту Академии наук СССР,  профессору.
Я прекрасно знал, что имя этого великого геолога вошло в историю советской геологической и особенно металлогенической науки.
Билибин сам стал историей изучения  и  освоения  крупнейших природных богатств северо-восточной окраины нашей Родины – Колымы. По сути Билибин дал «путевку в жизнь» и положил начало развитию горнодобывающей промышленности всей Магаданской области.
В мае 1928 года он назначается начальником Колымской геологоразведочной экспедиции. Преодолев путь через всю страну, экспедиция через два с половиной месяца высадилась в селе Ола, откуда таежными тропами добралась до реки Бохапчи и сплавилась до Среднекана.
В состав первой экспедиции входили геолог В. А. Цареградский, разведчики С. Д. Раковский, Э. П. Бертин.
Тогда шёл первый год первой пятилетки, и молодые геологи прекрасно понимали, что стране нужно золото как источник средств, для индустриализации.
В невероятно трудных условиях, на безлюдных, бескрайних просторах дикой колымской тайги эти мужественные и отважные разведчики сделали величайшее открытие истинно государственного значения.
Билибин впервые в геологической науке применив статистический метод, подсчитал, сколько может дать Колыма золота, если по-настоящему поставить здесь разведку и добычу. Полученные цифры, по выражению самого Юрия Александровича, приводили его в «священный ужас».
Билибин начал работы по ознакомлению правительства и всего народа страны с Колымой. По его предложению организуются несколько геологических экспедиций. Была создана Колымская база Главного геологоразведочного  управления, а в ноябре 1931  года - государственный трест «Дальстрой».
Трудолюбие, целеустремлённость, любовь к Отечеству вот  путь к успеху.
В 1931 году на Колыме уже работало пять приисков: «Среднекан», «Борискин», «Первомайский», «Юбилейный», «Холодный».
Следуя методу металлогенического анализа Билибина, многочисленная армия талантливых колымских геологов всё новыми и новыми открытиями умножала богатства нашей Родины.
До 1934 года Билибин руководил геологическими изысканиями на Колыме, впоследствии он ушёл на научную, а затем на научно-педагогическую работу, но продолжал свои колымские труды, подготовил и опубликовал многие из них.
В 1950 году он возглавлял кафедру полезных ископаемых в Ленинградском университете. Билибиным написано свыше шестидесяти научных трудов.
При мне, в июле 1968 года в поселке Билибино был открыт ему памятник.
В канун тридцатилетия Магадана, 11 июля 1969 года, на улице, носящей его имя, появилась мемориальная доска. Его память увековечена в названиях двух новых минералов - билибините и билибиниските, вулкана в бассейне Большого Анюя.

 Я сильно расстроился, когда узнал, что теперь в городе Билибино проживает всего пять тысяч человек, а в магазинах запредельные цены на продукты и прочие необходимые товары.
Тоска меня «достала», обострился шейный и поясничный остеохондроза. «Вступило» в спину так, что я невольно охал при ходьбе и сильно немела левая нога. Но я должен был закончить намеченное мной путешествие.

Мы с Ролётовичем выехали за город. Я несколько раз бывал в Америке на Аляске, а ведь наша Чукотка, это почти Аляска, только наша земля до сих пор! Здесь очень много полезных ископаемых - золота, урана, меди, олова, серебра и ещё половины таблицы Менделеева.
Какие же здесь великолепные горы и белое безмолвие. Стоишь на перевале и не можешь насмотреться на всю эту красоту.
 
Я долго думал, почему с северов постоянно уезжают люди - опытные, самые мобильные, приехавшие в советское время в регион на заработки, все высокопрофессиональные специалисты, работавшие в трудных условиях многие годы.

Стояли мы со старым пилотом рядом и молчали, я вспомнил недавно прочитанное интервью с  заместителем  председателя Магаданской городской Думы, Виктором Бариновым и его слова.
Я вспоминал их, глядя на красоты тундры с душевной болью.
С начала девяностых годов в результате происходившего  тогда в стране экономического кризиса начался массовый выезд жителей области «на материк».
Население Магаданской области за несколько лет сократилось быстрее, чем в целом на Дальнем Востоке.
За двадцать пять лет с 1990 года оно уменьшилось более чем на шестьдесят процентов, хотя на Дальнем Востоке только на девятнадцать.
Даже, когда экономическая ситуация в стране выровнялась, а рождаемость в Магаданской области превысила смертность, миграция сохранила отрицательное значение.
Здешняя беда - нехватка рабочих рук, это не просто головная боль малого и среднего бизнеса, чей персонал уже давно говорит на иностранном языке.
Пока изменить ситуацию ещё не поздно. Профессионалов, колымчан можно удержать на своей малой Родине. Уезжают ведь лучшие специалисты, экономике региона не хватает квалифицированных работников.

Я (Евгений Кожемяко) узнал, что крупные золотодобывающие компании привозят людей из других регионов и зарубежных стран, создают для вахтовиков общежития и столовые.
Для местного среднего, малого и даже крупного бизнеса, которые являются фундаментом экономики, эта ситуация становится настоящим кошмаром. Предприниматели сталкиваются с тем, что людей особенно не хватает в строительстве, сфере услуг, торговле, поэтому и  нанимают иностранцев. Но давно всем ясно, что на «севера» не всегда приезжают лучшие работники. В основном это часть населения, которая не нашла места у себя на Родине.
Сейчас высоких зарплат на Колыме и Чукотке не платят, а жить на Севере гораздо трудней, чем на «материке», здесь очень суровый климат, некачественные продукты. Вот и получается парадокс - люди, любящие свой дом, его покидают, а приезжают те, кому Колыма, безразлична.

Я (Евгений Кожемяко) лично убедился, что здесь не хватает врачей (лечить меня от застарелого остеохондроза было некому), инженеров, педагогов.
Достойной зарплаты и социального пакета здесь явно недостаточно. В советские времена сюда ехали в основном «за длинным рублем», хотелось заработать больше и уехать. Это и сейчас происходит.
Хотя в прошлом было много идеалистом, таких как я (Евгений Кожемяко и мой товарищ Евгений Медведев).
 Получается, что в девяностые годы были запущены центробежные силы, остановить которые пока здесь не могут. Как можно оставить Север без население, постоянно проживающего в этих местах?
На Дальнем Востоке, Колыме, нужны адекватные энерготарифы, государственные гарантии, которыми могли бы пользоваться северяне-бюджетники. Необходимо помочь молодым семьям сделать доступным жилье. Ставки ипотечного кредитования здесь выше, чем на материке. Банки дают кредиты на покупку квартир по сниженным тарифам, но жилье это находится в центральных районах страны.
Вот и получается, что молодая семья в возрасте 23–25 лет, не имея стартового капитала, вынуждена откладывая деньги на покупку жилья, откладывать рождение детей.
Нужно устранить причины, по которым люди бегут отсюда, стараться изменить психологию жизни людей на Севере, создать здесь условия, которые действительно нужны человеку.
Колыма – это необычное, мистическое место, которое может  удержать человека всю его жизнь.
Неподалёку от того места, где мы любовались тундрой, я увидел куст шикши, её ещё называют водяника сибирская, вороника. Я помню вкус этой ягоды, она очень сладкая, но в ней так много косточек.
 
Кода я жил в этих местах, мне нравилось бродить в окрестностях поселка. Меня предупреждали, чтобы я опасался болота, но где там. В очередной раз, взяв ружье, я пошёл на охоту. Солнце грело мне лицо, беспощадно искусанное комарами.
Под ногами мягко пружинила трава, ярко зеленая и без признаков старения. Низкорослые кустики шикши, росшие недалеко, служили домом птицам, которые громко пели, рассказывая о светлом солнечном дне, о счастье жизни, о своих детях, которые скоро встанут на крыло.
Над моей головой пролетела стая уток, а вот и гуси сели на воду. Словно аплодисменты, раздавались шлепки крыльев, всплеск воды и разговор птиц между собой. И нет им никакого дела до существа, которое пытается нарушить их покой.
Вот, вижу табунок шилохвости, птица не пуганная, подпускает близко, поднимаю ружье, выстрел.  Захожу в воду, неглубоко, достаю две тушки, думаю, будет знатный обед.
В поселок возвращался, расстреляв весь патронташ. Решив сократить путь, пошёл через болото, в стороне от тропы. Около часа шёл потихоньку, кочки, проваливаясь под ногами, скрывались в воде, с шипением выдавливая из-под себя черную жидкость. Не удержав равновесия, соскользнул в воду и сразу по грудь.
Ружье висело на шее, приклад лег на одну кочку, стволы на другую. Однако это не помогало, я всё глубже погружался в болото. Попробовал подтянуться на ружье, кочки предательски шипели, не выдерживая веса моего тела.
Страха не было, только в голове в мгновение промелькнули лица родных, не покидала мысль о том, что никто не будет знать, как и где я пропал.
Ноги в холодной воде совсем замерзли, я практически перестал их чувствовать. Но тут, словно что-то уперлось под колено правой ноги. Я попробовал поставить ступню на «это», получилось, я постепенно выпрямил, согнутую в колене ногу.
Освободился из водного плена по пояс, поставил вторую ногу. Что это было, ледяная линза, труп животного, не знаю, но я выбрался.
 
Вспомнив прошлое, я внимательно смотрел на город, стоящий на сваях неподалёку. Меня угнетало, что сегодня Билибино – самый дорогой город на земле! Переехавшие на материк пенсионеры, которые сейчас проживают в Москве (вот и я тоже), или в Питере, не голодают, как здесь.
Из опустевших посёлков вдоль Колымской трассы много коренных колымчан переехало в Хабаровск и Магадан, поэтому цены на жилье в Магадане и Хабаровске резко поднялись.
Вот и моя знакомая,  прожившая в Магадане сорок лет, продала свою «двушку», денег её как раз хватило на однокомнатную квартиру в городе Луга, что под Санкт-Петербургом.
Одиночество пенсионерам при переезде не грозит, как правило, на «материк» раньше уезжают их дети и молодые родственники. Большинство коренных колымчан, кому денег  не хватает, оседают в Магадане, или Анадыре.
В прошлом году в Магаданскую область прибыли немногим больше пяти тысяч человек, а выбыло - девять тысяч человек.  И что меня (Евгения Кожемяко) особенно огорчило - в очереди «на отъезд» стоят двадцать тысяч колымчан.
А что особенно больно было слышать, для того, чтобы все они получили жилье на материке, при том же уровне финансирования Севера, понадобится около ста лет!
 
Осмотрев перед отъездом сравнительно новый, так и недостроенный микрорайон «Арктика», мы попрощались с памятными для меня местами.

Пора возвращаться в Магадан, мой тёзка решил из Хабаровска поехать в Комсомольск на Амуре,  а я хотел провести два дня в Хабаровске, сделать выписки из материалов, имеющихся в краевой научной библиотеке.


Рецензии