Тайны творчества отвергнутый дар

                Тайны творчества отвергнутый дар
                или
                Возвращенный билет Ивана Карамазова.
                (Философские этюды к вопросам Ф.М.Достоевского)

                "Не бога я не принимаю, Алеша,
                я только билет ему почтительнейше возвращаю...
                Я спрашивал себя много раз:
                есть ли в мире такое отчаяние,
                чтобы победило во мне эту исступленную
                и неприличную, может быть, жажду жизни,
                и решил, что, кажется, нет такого...
                Это вопрос, который я не могу решить"
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы")

               "Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и
                незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы
                сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни,
                дает смысл и смерти...
                Меленький Моцарт, как и все, попадет под тот же
                чудовищный пресс. И станет наслаждаться гнусной музыкой
                низкопробных кабаков. Моцарт обречен...
                Мучительно не уродство этой бесформенной измятой человеческой
                глины. Но в каждом из этих людей, быть может убит Моцарт"
                (Антуан де Сент-Экзюпери "Планета людей")

"...1. Научись быть благодарным. Почаще говори "спасибо"...
      Помогай людям, предлагай миру маленькие и большие дары. Плачет ребенок на
      улице - подойди и помоги. Упало в ручей дерево и мешает ему свободно течь -
      вытащи, дай воде свободу. Добрый дар от мира ты обязательно получишь. Это
      не лирика, а следствие закона сохранения энергии: сколько ты затратишь своей
      энергии для мира, столько мир вернет тебе в виде дара.
      Одна мудрая женщина мне говорила: безнравственно помогать другому с расчетом,
      что он ответит благодарностью. Сначала эта идея меня ошеломила и ужаснула,
      но со временем я понял ее суровую правду. Будь щедрым. Твори добро, дари себя
      миру без надежды на ответный дар. Верь, что ответ обязательно будет, но
      не жди ответа.
      Большая обида человеку - отвергнутый дар. "Я хочу стать красной дорожкой
      для твоего победного шествия, а ты доказываешь, что по лужам и кочкам
      топать значительно интереснее". "Я хочу подарить тебе целый мир, а ты
      отказываешься, говоря, что это слишком хлопотное приобретение". Отвергая
      мой дар, ты отвергаешь и меня. Что же мне делать? Смириться. Переориенти-
      роваться. Не помог любимому человеку - помоги лягушке, кошке, ослику с
      печальными глазами...
      Научишься быть благодарным - станешь родным миру, мир станет родным тебе
      и обязательно поможет. Не бойся тратить свою силу и свое "спасибо" миру.
      У мира ресурсов и возможностей значительно больше, и он тебе обязательно
      поможет.
        2. Выращивай уверенность в себе (настроение спокойное, ожесточенно-насту-
      пательное: "мы справимся, мы одолеем").
        3. Создай собственную систему образной символизации и управляй при ее
      помощи своим настроением"
 (Из очерка "Советы, наверное, никому не нужные" (А.Ф. Управителев, 18.06.2005).


                "Большая обида человеку - отвергнутый дар.
                "Я хочу стать красной дорожкой
                для твоего победного шествия, а ты доказываешь,
                что по лужам и кочкам топать значительно интереснее".
                "Я хочу подарить тебе целый мир, а ты отказываешься,
                говоря, что это слишком хлопотное приобретение".
                ОТВЕРГАЯ МОЙ ДАР, ТЫ ОТВЕРГАЕШЬ и МЕНЯ..."
                (А.Ф.Управителев)

                ***

            Мне уже давно мерещится этот сон, эти сны, эти вопросы в виде "мысли про творчество". И вот решил все-таки записать эти "сны" про творчество. О творчестве сказано-пересказано многими: и учеными, и философами, и частными мыслителями, наконец, сами художники и поэты многое говорили о творчестве. О Достоевском, о вопросах Достоевского сказано-пересказано и, наверное, всего Достоевского перевернули тысячу раз туда и обратно, даже более тысячи раз...
            Но все же что-то нечто остается такое, что невозможно исчерпать. Не то что исчерпать, а до дна коснуться невозможно. Эта тайна неисчерпаема, как сама Бесконечность! Там Бездна! И все же мне хочется прикоснуться к ней, как кончиками пальцев до безграничной глади воды, а вода та, разве не океан. Попробуй выпить "океан" всего того, что люди называют "творчеством"?.. Не хочу я "океана", оченно солено будет тогда. Мне бы всего лишь взглянуть в маленькое зеркальце той капельки, в которой отражается весь и всё...
            Подхожу к такому вопросу Достоевского, выворачивая "Подполье" вопроса, и хочу рассмотреть тему "Творчества" с той точки, с которой, возможно, еще никто и никогда не рассматривал. Что ж, дерзай!..

                ***

                "Друг мой, я знаю одного прелестнейшего и милейшего
                русского барчонка: молодого мыслителя и большого
                любителя литературы и изящных вещей, автора поэмы,
                которая обещает, под названием: "Великий инквизитор"...
                Я его только и имел в виду!.."
                (Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы")


                (Начато 23.02.2019)



               


Рецензии