Тайна одной фотографии 1

ФОТОГРАФИЯ ФРОНТОВЫХ ЛЕТ. СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

ОТКУДА ОНА ПОЯВИЛАСЬ?
   
Эту фотографию я нашёл в букинистическом магазине на Литейном проспекте Питера, кажется, год тому назад. Кто-то отдал её на продажу, оценена она была в смехотворную цену, которая и была отмечена на обороте – 10 рублей. И хотя на ней были запечатлены неизвестные лица, я не мог её не приобрести.
   
Оба моих деда Леонид и Дмитрий погибли в той последней войне – оба пропали без вести. А как говорили в старину: «безызвестность хуже худой вести». Когда эта фотография попала мне в руки я всматривался в неё в надежде найти дорогих мне людей – моих дедов, но, к сожалению, на ней их не оказалось. Возможно, кто-нибудь узнает на этом снимке своих родственников или знакомых и станет соавтором, рассказав о них в комментариях.

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ БЫЛА СДЕЛАНА ФОТОГРАФИЯ И В КАКОЕ ВРЕМЯ?      
   
Попытаемся посмотреть на случайно оказавшийся в наших руках снимок военных лет с разных сторон. Нет никакого смысла анализировать фотографию просто так, в отрыве от её назначения. За плечами многих на этом снимке: годы войны, лишений, страданий и горестных, трагических потерь. Всех их связывает вместе настоящая проверенная фронтовая дружба, по сути – это одна армейская «семья».
   
Цель этой групповой фотографии – «снимок на память», и он отличается от семейного фото, только стройностью рядов и сдержанностью эмоций. Учитывая, что любая фотография – это эмоционально-образное сообщение, уместна спросить: зачем нужно это сообщение? Если ответ на этот вопрос понятен и фотографу, и снимавшимся, и нам – значит, фотография удалась!
   
Не секрет, снимок сделан фронтовым фотографом по просьбе коллектива, с надеждой получить каждому своё фото в кругу своих товарищей и командиров. На нем запечатлены офицеры одной воинской части. Вероятнее всего, было отпечатано 19 снимков по числу фотографируемых малого формата 8 х 11 см. Такие размеры позволяли легко хранить фотографию в нагрудном кармане гимнастерки между страницами одного из документов. Таким образом, снимок оказавшийся у меня не единственный.
   
Для съёмки фотографу понадобились 9 табуреток и расположение офицеров в четыре ряда. Второй и третий ряд сидят, задний стоят, а на переднем фоне двое молодых офицера расположились полулежа. Снимок скомпонован профессионально и почти идеально симметрично. При этом фон снимавшихся не интересовал, что ещё раз указывало на основную цель: сохранить только образы однополчан, а место, где они фотографировались не имело принципиального значения.
   
На фотоснимке почти все в зимних шапках и только пятеро в фуражках. В армии переход на летнюю форму одежды происходит согласно приказу обычно в середине апреля. Позволим себе предположить, что фото сделано в марте-апреле 1945 года на одном из фронтов не ведущих активные боевые действия.

КТО НА НЕЙ СФОТОГРАФИРОВАН И КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ НА СНИМКЕ.
   
Никто не станет возражать, что в центре поместили командира – полковника. Он сидит во втором, а по сути в первом ряду, так как два молодых лейтенанта лежат у его ног. Справа и слева от командира-центра сидят на табуретках, по-видимому, его заместители – по левую руку, предположительно, подполковник – комиссар, по правую – начальник штаба тоже подполковник.
   
Остальные офицеры-однополчане расположились произвольно: кто где хотел. Одни стали или сели справа от командира части, другие слева. Для фотографа важно было поместить командование в центре. Повторюсь и это важно(!), остальные расположились произвольно и бессознательно. Никто из них не делал свой выбор посредством логических умозаключений, какое место занять справа или слева от полковника. Руководствовались только одним внутренним посылом – с какой стороны хотели бы видеть своего командира, ведь всё группировались именно вокруг него.

НА СНИМКЕ У ФОТОГРАФИРУЮЩИХСЯ НА ЛИЦАХ РАЗНЫЕ ЭМОЦИИ. БОЛЬШИНСТВО УЛЫБАЮТСЯ СДЕРЖЕННО, НО НЕКОТОРЫЕ НЕ СДЕРЖИВАЮТ УЛЫБКУ, А НЕКОТОРЫЕ НЕ УЛЫБАЮТСЯ ВОВСЕ.
   
Вы никогда не задумывались, почему человек, относительно значимого для него объекта, занимает то или иное положение в пространстве и делает это не задумываясь, чтобы обеспечить себе наиболее удобное удержания значимого объекта в левом или правом поле зрения?
   
Если вы интересовались работой головного мозга, то знаете, что оба полушария у правшей образуют, так называемою, функциональную асимметрию, благодаря которой левое полушарие обеспечивает восприятие правого поля зрения, правое – совсем наоборот. Вы не станете отрицать, что конкретно-образное, более эмоциональное, восприятие, отличается от рационально-логического? И их центры находятся в разных полушариях.   
   
Таким образом, те, кто расположились от командира справа подсознательно желали воспринимать его правой гемисферой – эмоционально; а те, кто – слева от командира воспринимали его рационально, если они и улыбались, то сдержанно.
   
Разумеется, это гипотеза, но обратите внимание на эмоции лиц правой и левой половин снимка. На левой части фотографии преобладают выраженные положительные эмоции №1, №2, №3, №4 (особенно у тех, кто отмечен красным). На правой половине – «хмурые» и «серьёзные» особенно №19, №18 (отмечены серым). Остальные в выражении своих эмоций более или менее нейтральны.

Обратим внимание на некоторых офицеров на снимке.
№11 – младший лейтенант посажен во второй ряд (условно говоря, командирский). Чего ради? Если предположить, что он адъютант или работник штаба, – тогда понятно, как он там оказался. За ним стоит подполковник, он должен был на этом месте сидеть, и он вместо этого приятно улыбается. А вот у младшего лейтенанта не то улыбка, не то ухмылка.
№5 – лейтенант на переднем плане, выпадает их нашей гипотезы, так как уложен в первом ряду по указке фотографа, а улыбается, поддавшись «общему веселью».
№17 – старший офицер, без эмоционален, производит впечатление уставшего человека. В отличие от многих он (начальник штаба?) в портупее, как командир и, сидящий рядом, младший лейтенант (адъютант, порученец?). Последний в портупее, которую носили обычно кавалеристы. №17 отодвигает локтями порученца и какой-то степени командира.
№16 – подполковник. Сидит по левую руку от командира, в шинели без ремня. Командир левым локтём отодвигает назад его правую руку. Общему веселью не поддаётся, вероятно, комиссар.
№10 – офицер в фуражке и бородой явной не строевой командир, возможно, из тыловой службы.
   
Вот, что поведала мне старая фотография и на какие мысли навела при внимательном её рассмотрении. Позволю себе сформулировать гипотезу: когда собирается группа людей вокруг лидера, то каждый стремится занять около него такое положение, при котором «первый номер» попал бы в предпочтительное поле зрение для того, чтобы как можно адекватнее на него резонировать.
   
Некоторые посчитают мои рассуждения беспочвенными, дескать фронтовики собрались просто для фотографирования (что тут выдумывать) и расположились случайным образом и бесполезно искать причину: почему одни стали слева, другие – справа.
   
Но как надоели эти «игры случая», которые нас окружают, как я устал от поведения людей, в котором не видят никаких причин и объясняют те или иные поступки случайным стечением обстоятельств…


Рецензии
Сергей, оригинальные размышления получились у Вас.
А у меня эта и много-много других, вот таких фотографий участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., вызывают грусть. Из-за того, что фронтовики не названы. Всё есть: форма, погоны, звёздочка, улыбки, а имён нет.
Конечно, при желании, пересмотрев тысячи или миллионы таких фотографий в архивах, музеях, можно найти зацепку: что за фронт, часть, где они, когда сделан снимок? А затем узнать хоть одно имя.
В Интернете очень много вот таких групповых фото. И ещё огромное количество фронтовиков, судьба которых не известна и сегодня: пропавшие без вести, умершие в госпиталях и похороненные, как "Не известный"; погибшие и не сразу похороненные: нередко - без документов...

Я считаю, что нужно больше показывать такое, как Вы опубликовали, и другие фото. И не только накануне Дня Великой Победы. Надо найти в каждом городе, селе России площадки для вот таких Мемориалов фотографий. Чтобы они были открыты круглый год. И не жалеть для их обустройства денег.
И, конечно, обязательно надо сделать поиск "не известных" фронтовиков более активным. Это должно стать делом государственным (Правительства РФ, Министерства обороны РФ, Министерства просвещения РФ, Академии наук РФ, Союза писателей РФ, Российского союза журналистов, архивов (по всей стране), музеев и др.).

А я усмотрела на опубликованном снимке и женщин. Например, вторая в верхнем ряду (рядом с офицером в фуражке) и чуть ниже - в 3-м ряду. И ещё! Да, условно говоря,
на раскадровке мужские лица. А вдруг не все мужские.
Странная история - продажа фото в магазине. Но к тому человеку она как-то попала! Не на улице ведь он её нашёл. Лучше бы тот гражданин (гражданка) отнёс бы снимок в местный музей, объяснил бы его происхождение; может, там кто-то из родственников.
Всех благ!

Лариса Прошина-Бутенко   27.01.2025 18:48     Заявить о нарушении
Лариса, полностью с Вами согласен. Плохо, что подобные фотографии продавались в антикварных магазинах, но это лучше, чем, если бы они были выброшены на помойку за ненадобностью, как не представляющие никакой ценности. А между тем - это наша общая история, а её надо оберегать. Высказанные Вами мысли очень правильные. Надеюсь они будут воплощены в жизнь.
С большим уважением к Вашим убеждениям по сохранению исторической памяти,

Сергей Десимон   27.01.2025 19:51   Заявить о нарушении