Полевая почта юности

23 февраля - День защитника Отечества
...
"Кто к знамени присягал единожды, тот
у оного и до смерти стоять должон".
"ВОИНСКИЙ АРТИКУЛ" Петра Великого
...
Перебираю старые фото.
Бац!
А кто этот юноша с чубом, выбивающимся из под козырька форменной фуражки?
Да это ж я в годы службы в непобедимой и легендарной Советской Армии!.
И вот хлынули воспоминания, грозя затопить остальную память. Ибо ни дни отрочества, ни лета студенчества, ни иные, бесцельно прожитые годы, по чистоте воспоминаний не сравнятся с армейскими. Потому что Армия - это как чрево матери. Там ты обеспечен всем и от тебя требуется только одно - вызреть до дембеля.
И вправду. Никогда больше отношение тебе не будет, как к ребенку. Вовремя и напоят, и накормят, и по шее надают. От тебя требуется только одно - полное и безоговорочное послушание. Ты не отвечаешь ни за что. Велено копать от забора до обеда - ты копаешь так неторопливо, словно обеда никогда не будет. А когда звучит команда к обеду, ты оставляешь так и не начатую работу, и идёшь, как говорится, хавать. Все вокруг течет ни шатко,ни валко. Не случайно у нас сочетание ПВО переводилось, как Погоди Выполнять - Отменят.
Армия - великая школа пофигизма. Потому что человек здесь лишался конституционных свобод, и превращался в болваничка. Но, как ни странно, именно внутри этой оболочки солдат, как иконописец внутри догмата, чувствовал себя совершенно свободным. Здесь складывалось неподдельное мужское братство, где четко проявлялись все человеческие качества. И если кто прикрыл друга в самоволке -знали все. И кто жрал под одеялом сласти из припрятанной посылки - тоже знали все.
Каждый из нас чувствовал, что без него армия вполне бы обошлась. Да больше! Каждый осознавал себя обузой, отрицательной величиной в общем строю. Но именно все мы, минусы, в массе создавали ту самую грозную силу, перед которой трепетал мир.
Мы были Армией, чье спокойствие распространялось на весь глобус
Отдельная тема - солдатская любовь и девичья верность. ...Холодной осенней ночью нас по тревоге погрузили в громадный транспортный самолет Ан-22 и всю ночь в окно иллюминатора я видел лишь лунную дорожку на морской зыби внизу да небо с рафинадинами звезд, когда самолет ложился на крыло. Никто ничего не объяснял. Ясно было лишь то, что мы летим на юг. А какой юг может быть южнее Крыма?.. Только зарубежный.
И высадились мы, как нам объяснили, на военном аэродроме у города Александрии. Генерал в полевой форме прошелся вдоль нашего строя и сказал, что накануне Израиль напал на Египет и мы находимся тут, чтобы помогать свободолюбивому народу в его справедливой борьбе с захватчиками. Это начиналась известная теперь кампания 1973 года.
Ну, как мы выполняли свой интернациональный долг, я уже рассказывал другим людям и в другом месте. Сообщу лишь, что уже тогда наш аэродром по периметру окружен был наблюдательными вышками, на которых торчали американские солдаты в характерных касках. А по периметру аэродрома то и дело проносились их джипы с жующими жвачку рейджерами. Америка внаглую прибирала Египет к рукам. Писем, друзья мои, мы никаких не получали и в свою очередь жевали жвачку кислых солдатских буден.
Я не совершил в ту кампанию не то чтобы геройских поступков -даже глупостей никаких сделать не удосужился. Однако по алогичным законам войны в каком-то из наших штабов то ли по ошибке, то ли по созвучью - но занесли мою фамилию в список погибших. И пока я спокойно сгорал на средиземноморском солнце - дома меня уже помянули и, как положено в таких случаях, наговорили обо мне много хорошего. И моя невеста тут же вышла замуж. А когда я приехал в отпуск, она честно сказала ;
-Я же не виновата, что тебя не убили.
Вот поэтому в армии я чувствовал себя намного лучше, чем на гражданке. А потОм много лет...да что там лет - десятилетий! - я все служил во сне в Армии.
И сегодня честно могу сказать: в жизни я давал Присягу один раз. И нынче я так же верен Советскому Союзу и его Армии, как 22 июня 1971 года, когда дал Торжественную клятву. Да, у меня сложное отношение к государству, меняющему знамена по дуновению политических ветров. Но сегодняшние мои поздравления тем, кто не стали флюгерами, чья память о своих воинских братствах свята так же, как моя о войсковой части 92808.


Рецензии