Читая письма отца. 1400 км от и до машиной

«Я уехал от Вас на Северо-Запад. Расстояние примерно от тебя 1400 км от начала до конца машиной.» «До меня езды 4 суток.»

Между прочим, начинается это величайшее письмо в моей жизни так:
«Здравствуй моя любимая, дорогая Машенька!»

Машеньку мы отрефлексируем отдельно в другом месте.
А пока повспоминаем о машине ЗИС.
Точнее – ЗИС-150.
Википедия холодно констатирует:
«ЗИС-150 (с 26 июня 1956 — ЗИЛ-150) — советский грузовой автомобиль, выпускавшийся в период с 1947 по 1957 год. В 1957 году был заменён на модель ЗИЛ-164, фактически представлявшую собой модернизированный ЗИС-150. Было выпущено 771 883 экземпляров всех модификаций.»
А какие ещё там крутились автомобили?
Самый массовый довоенный  грузовичок Газ АА? АМО?
Мощный ЯГ-3? ЯГ-5? ЯАЗ-200?
Лендлизовский Студебеккер?
Мне больше известно об автопарке, строившем 18 тысяч километров дороги на Аляске, чем о машинах, ходивших по трассе Магадан-Хандыга.

Между прочим, обратите внимание на парадоксальный момент.
Что такое ГУЛАГ?
Это непрерывная стройка!
Это постройка каналов, железных и автомобильных дорог.
То есть путей транспортных связей.
Например, трасса Якутск-Магадан.
Дело в том, что страна нуждалась в золоте, в уране, в олове.
Да много в чём.
Решение было найдено чудовищно простое.
К разведанным местам добычи полезных ископаемых должны были вести транспортные пути.
Ведь полезные ископаемые надо каким-то чудом доставлять в центр!
Или в порты.
В общем надо!
И вот вам загадка: подробно описан перечень лагерей, перечень добываемых ресурсов, перечень начальников, худо-бедно – законодательная база.
Иногда, даже «половина» узников.
Иногда ни одного…
Но вот вам новость: а где описан автотранспорт ГУЛАГа?
Где описано всё то, что и должно было двигаться по всем этим транспортным магистралям?
Где описаны грузовички, легковые и штабные машины?
Где описаны средства доставки продуктов?
Где эти перечни караванов собачьих упряжек?
Где эти перечни Газиков-АА, ЯГов, ЗИСов и протчая, и протчая, и протчая?
И получилась огромная карта бесчисленных автодорог державы, а на ней, если верить представленному массиву –  ничего!
А ведь транспорт был!
Был автомобильный транспорт!
И дороги строили именно для него!
И дорог этих было так много, и такой протяженности, что вообще непонятно, как такое малое число людей могло за столь короткие сроки всё это возвести.
Пояснить мысль?
А не надо считать по спискам!
То есть и списки неплохо бы иметь.
Но… давайте рассмотрим все множество построенных дорог.
Просто общий километраж и тоннаж.
Вот вам пример – трасса Якутск-Магадан – грубо 2000 километров.
Чуть меньше, чем от Берлина до Мадрида.
Две тысячи километров такой трассы могли построить сколько заключённых?
Давайте предположим, что их было грубо говоря 100 тысяч.
Сто тысяч делим на две тысячи и получаем по 50 заключенных на один километр дороги??

Нет!
Нет!
И ещё раз нет!
Так сейчас считать мы не будем!
Есть в Интернете несколько скупых слёз о автотранспорте ГУЛАГа.
Написано так, что бы как в песне: «никто не догадался».
Но мы не будем ссылаться!
Отец дал нам несколько чётких ориентиров:
1400 километров.
4 дня.
Это по 350 километров в день!
Что это был за чудо автомобиль?
Да!
За бортом в конце ноября, начале декабря 1952 года было прохладновато.
Начиная с 18 ноября температура колебалась от минус 52 до минус сорок два и обратно!
Самый «тёплый» день – 9 декабря!
Минус 36!
Теперь представим себе это всё на трассе!
Надеюсь, вы понимаете, что зимник после ледостава – конечно получше, чем необходимость преодолевать горную реку вброд.
Но там таких «бродов» не один и не два на полутора тысячах километров!
И кроме бродов, перекатов, уклонов, петель там хватает красот и неожиданностей.
Но за четверо суток отец «машиной» добрался до тихой гавани на реке Алдан.
Не с этих ли четырёх дней начинается моя любовь к числу «четыре»?


Рецензии