Ч. 37 Начало большой трагедии

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/20/1253

По мере продвижения противника и отхода частей советской 8-й армии, минные постановки продолжились. Над Ленинградом нависла угроза захвата, поэтому постановку мин на Восточной и Тыловой минно-артиллерийской позициях вели круглосуточно.

Всего на этих позициях выставили 5657 контактных мин и 1480 минных защитников.
Немцы не могли оставить в своём тылу район с главной базой КБФ и батареями на Моонзундском архипелаге.

Сухопутные сообщения Таллина с тылом были перерезаны, противник вышел на побережье Финского залива. Снабжать войска и корабли в этом районе можно было только морем.

Главнокомандующий Северо-Западным направлением Ворошилов и нарком ВМФ Кузнецов приказали Военному совету КБФ защищать Таллин до последней возможности. За оборону базы  отвечал вице-адмирал Трибуц, его заместителем назначили командира отступавшего с боями 10-го стрелкового корпуса генерал-майора Ивана Фёдоровича Николаева.
 
10-й стрелковый корпус имел только 36 орудий среднего и 28 орудий  малого калибра, поэтому к обороне Таллина привлекли корабельную и береговую морскую артиллерию.

С кораблей сняли свыше 1000 офицеров и 15 000 матросов и старшин. Они воевали с винтовками и пулемётами на берегу. Бои шли уже в парке Кадриорг.

26 июня из 438 курсантов первого и второго курсов Высшего военно-морского училища им. Фрунзе сформировали отряд особого назначения для выполнения специальных заданий в Таллине.
 
Сначала курсанты охраняли в городе самые важные объекты, а затем, когда обстановка стала критической, их ввели в состав 1-й отдельной бригады морской пехоты. Они сражались на нарвском направлении между озёрами Юлимисто и Порамом.

Командованию Северо-Западного направления стало ясно, что Таллин не удержать. 26 августа наконец-то, поступил, приказ на эвакуацию морем. 27 августа в 16 часов началась погрузка на корабли.

Грузили боевую технику, ценности, в частности, на крейсер «Киров» погрузили большую часть золотого запаса Эстонии. На него же приняли и правительство Эстонии.
 
Погрузка войск и грузов окончилась в 6 часов утра 28 августа. На корабли приняли порядка двадцати тысяч пятисот человек армейцев и моряков. Всё время корабли подвергались обстрелу немецкой артиллерии, с которой вела контрбатарейную борьбу корабельная артиллерия, и атакам с воздуха.

Их отражала зенитная артиллерия, мешая немецким лётчикам точно прицеливаться.
Кроме того, производилось задымление рейда и города.

Во время погрузки специальные команды в городе подрывали склады, арсенал, вагоны с боеприпасами, тысячу вагонов сбросили в море. Словом, творился кромешный ад.

План эвакуации, составленный штабом флота, по объективным и субъективным причинам неоднократно нарушался, учёт людей, поступавших на корабли и суда, не вёлся.

Из-за штормовой погоды, в которую нельзя было выводить в море малые корабли, задержались с погрузкой на 15 часов. 28 августа в13 часов начался выход кораблей с Таллинского рейда.

Предстояло пройти 30-мильную укреплённую позицию противника в районе, Юминда, Кери. Немцы заняли всё побережье Эстонии от Усть-Нарвы до Таллина.

Впереди шёл отряд главных сил. За ним следовал первый конвой, отряд прикрытия. Затем третий конвой, параллельно шли второй и четвёртый конвои, и, наконец, колонну замыкал арьергард.

Всего вышли в море 225 кораблей и судов. Были ещё и малые гражданские суда, которые никто не учитывал. Некоторые офицеры, солдаты и матросы, прикрывая отход, не смогли попасть на корабли, поэтому догоняли их на шлюпках и катерах. Часть судов оказалась перегруженной людьми.

Транспорты имели ход не свыше 7 узлов, а отряд прикрытия шёл за базовыми тральщиками со скоростью 12 миль. Дело в том, что минимальная скорость, с какой должны были идти тральщики, составляла не менее 12 миль, в противном случае параваны оказывались бесполезными, потому что только на такой скорости они могли перерезать трос, на котором крепилась якорная мина.

Корабли и транспорты вытянулись в колонну длиной около 15 миль. В районе маяк Кери – маяк Кохни корабли попали на минное заграждение. Их атаковали финские торпедные катера противника, и обстреляла 150–мм батарея немцев. Начались налёты немецкой авиации.

Погода стояла штормовая, волнение моря до 7 баллов, хотя раньше была прекрасная.

Ещё до начала эвакуации отправлялись конвои в Кронштадт с ранеными и гражданским населением. В утренних сумерках 11 августа вышел конвой с первой партией раненых. На пассажирском лайнере «Балтика» разместили 2402 раненых, из которых сотни были лежачими.

Кроме того, на лайнере находился медперсонал двух госпиталей, гражданские лица эвакуируемых учреждений, а также часть золотого запаса Эстонии. Всего с командой на судне находилось свыше трёх тысяч человек. Тех, кого нельзя было разместить на «Балтике», распределили по кораблям охранения.

Переход происходил сначала удачно, подсекли девять мин, и уклонились от них. Но внезапно от взрыва мины переломился пополам и затонул тральщик охранения «Крамбол».

В масляном пятне плавали десятки оставшихся в живых раненых и контуженых моряков и пассажиров. Для их спасения оставили два катера. Получил повреждение от взрыва мины эсминец «Стерегущий».

Советские моряки не знали, что немцы добавили в устройство мины два секретных элемента.

Продолжение следует


Рецензии
Владимир,
и все же любая трагедия оценивается, как мне кажется, не по начальному периоду, а по финалу. Пусть это будет даже победоносный финал.
С уважением

Владимир Руссь   28.02.2019 14:06     Заявить о нарушении
Совершенно верно.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   28.02.2019 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.