Чему учил нас Заратуштра

Я - не философ, но много размышляла и читала о природе добра и зла, и постаралась обобщить мои познания в этом небольшом обзоре.

Одним из первых религиозных учений, в котором раскрывалась проблема добра и зла, был зороастризм - древнейшая религия-откровение, которая появилась много тысячелетий тому назад. Ее Главного Учителя звали Заратуштра или же Зороастр (по-гречески Сын Звезды). Заратуштра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода, которое часто появляется в Гатах. Некоторые исследователи  утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (в качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области).

Собрание священных книг зороастризма "Авеста" когда-то было огромным и состояло из двадцати одной книги, но из них сохранилось лишь три. В своих книгах Заратуштра выделил добро и зло, как две ипостаси изначально существующие в мире природы, которые не имеют между собой ничего общего. Он призвал людей следовать добру и отвергать зло. Зороастризм утверждает, что в конечном итоге, в далеком или близком будущем, но добро обязательно одержит победу над силами зла.
 
Заратуштра принес людям знание, что источником добра является Бог, Творец мира (Ахура-Мазда), источником зла - дьявол, разрушитель (Ангра-Майнью). Все, что служит Богу, - это добро, а все, что служит дьяволу, - это зло. Бог всегда творит добро и никогда, ни при каких обстоятельствах, не может творить зла, дьявол всегда творит зло и не может творить добра. Добро и зло- взаимоисключающие понятия и они не могут порождать друг друга. Между добром и злом идет постоянная борьба и даже перемирие между ними невозможно.

Обе эти основные силы рассматривают нас, людей, как своих потенциальных помощников. Но цели у них абсолютно противоположные. Добру (Богу) нужно, чтобы человек способствовал восстановлению гармонии мира, в полной мере реализовывая свои способности, а Дьяволу нужно чтобы человек стал исполнителем его злой воли - разрушал и осквернял мир, сталкивая и уничтожая его части. Зло - это паразит на теле мира, оно живет только разрушением мира и отдельных творений, а само ничего создать не может.

Таким образом каждый человек обладает свободой выбора - следовать ему дорогой добра или же зла. Человек самостоятельно решает кому он будет служить- Богу или Дьяволу. И в этом состоят кардинальные отличия людей друг от друга, отличия не поверхностные, а существенные и единственно важные. В конечном итоге каждый из нас понесет ответственность за свой выбор, если не на этом, так на том свете.

Вот что писал замечательный писатель, посвятивший много лет изучению зороастризма и проблеме добра и зла, Юрий Новиков:

"Добро и зло- извечный выбор,
Важнейший выбор человека -
Судьбы его первопричина
И смысл его земного века."

Как же понять обыкновенному человеку "что такое хорошо и что такое плохо", как сделать правильный выбор? В каждом из нас звучит голос совести, который иногда лишь шепчет, но временами начинает неистово кричать, не давая нам совершить злой, неправильный поступок. Голос совести и является голосом Бога и человек должен прислушиваться к нему, а не стараться его заглушить. Совесть- это со-весть, причем приставка "со"- означает согласие, а "весть"- происходит от слова ведать, знать. Совесть- это "совместное знание", согласное с Богом и законами нравственности.

Русский писатель Владимир Иванович Даль, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка», характеризовал совесть так: "Совесть- внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, побуждающее к истине и добру". Стыд же- это тяжелое подавленное состояние человека, которое появляется после осуждения его неправильного поведения окружающими или самим собой.

Бывает, что много грешивший в прошлом человек принимает решение отказаться от пути зла и в дальнейшем выбирает добро, видимо пробудился в нем дремавший до того голос совести. Или наоборот, кто-то может решить, что выбранный им ранее путь добра бесполезен и глуп, что есть вещи поважнее добра, например, богатство, власть и становится на путь быстрого осквернения.

Даже в обществе, очень сильно пораженном злом, всегда есть те, которые на этот грех просто не способны. Им физически трудно заставить себя сделать очередной шаг к злу. Они перестанут себя уважать, жизнь потеряет для них смысл, если они перейдут некий порог на путь осквернения. То есть они ясно слышат голос совести, они отождествляют себя с добром, ощущают зло враждебной себе разрушающей силой.

В "Авесте" рассказывается о последнем суде, о рае, чистилище и аде, о множественности воплощений человека, о карме, о возможности выхода из этого круга перевоплощений.

Заратуштра увидел и предсказал рождение в будущем Спасителя мира (Саошианта)- Христа. Так, в апокрифическом Арабском Евангелии о детстве Иисуса говорится: «Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как предсказано было Заратуштрой». Именно маги-волхвы, последователи зороастризма, узнали первыми о рождении Спасителя. Комета, которая «шла перед ними», привела их в Вифлеем непосредственно к тому месту, где родился Христос. Они пришли, чтобы поклониться ему.

О добре и зле повествует и более поздняя, но тоже очень древняя религия - индуизм. Она гласит, что за умение отличать эти два нравственных явления ответственна сердечная чакра Анахата. При слаборазвитой чакре в поступках человека присутствует мало доброты: например он не может убить другого, но способен его ограбить. При высокоразвитой чакре человек вносит в мир максимум доброты, например, если его ударят по правой щеке, то подставит он левую. Если чакра Анахата внезапно закрывается - при потере близкого человека или же при неожиданном подлом предательстве - то человек ощущает внезапный холод в солнечном сплетении и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Для того чтобы снова открыть эту сердечную чакру и заставить ее заработать человеку необходимо совершить добрый поступок.

Все светлые религии учат, что Худо или Зло исходит не от Бога, а является следствием неправильного человеческого выбора. Если человек не следует воле Всевышнего, а стремится к удовлетворению сиюминутных желаний и низменных порывов, не внимая голосу совести, тогда он может скатиться на дорогу зла. Отступление от Бога, разрушение единства твари и Создателя и приводит к тому, что в мир врывается небытие, хаос, внося всевозможные проявления зла. 


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.