про дуплет

       Как водится, история эта со временем была искажена до неузнаваемости. Её сказочно приукрашенный сюжет мне самому пару раз пересказывали совершенно посторонние люди, причём клялись, что были непосредственными участниками всей цепи событий и видели всё собственными глазами. От начала до конца. Не стану никого разубеждать. Но только на самом деле всё происходило так ...

       В снежную зиму охотнику без лыж трудновато. Впрочем и с лыжами не легче. Охотничьи лыжи широкие и проваливаться  в снег не должны. Сразу, по крайней мере. Теоретически. Но проваливаются. Потому что снег бывает рыхлый и глубокий, охотники крупные, а лыжню в лесу заранее готовить некому. Особенно внутри загона. И топаешь почти всегда по "целине". А помимо снега, в лесу ещё встречается и бурелом, и чаща непролазная, и ямки, и кочки. И лыжи непременно цепляются за какие-то препятствия ... ветки ли, бурьян ... не видно под снегом. В результате, бывает, не столько вперёд продвигаешься, сколько лыжи из-под снега выковыриваешь. И себя самого ... после очередного "зацепа". Поэтому в загон ... если ты, конечно, не на пару с собачкой, специально обученной, не спеша, по следу поджимаешь зверя к месту засады стрелка ... верного товарища ... в загон, повторяю, даже в самый глубокий снег, идут загонщики без лыж. Частенько, в обычных "заколенниках". Чтобы снега не набрать за голенища. А замёрзнуть, и в резиновых сапогах не замёрзнешь в загоне. Вот, упариться до полного изнеможения, это да. Обычное дело.

      - Ты кабанов видел?!

      У Аркадия всегда румяные щёки. Признак здорового организма. Постоянно в лесу, на свежем воздухе. Изредка нос бывает красным. Это сами знаете чего признак. А вот сейчас, после марш-броска в заколенниках в снегу по пояс ... Сейчас Аркадия вполне можно было нести на параде. Впереди полка. Вместо знамени. Этот цвет называется "кумачовый". Особенно красив в крупной испарине и стекающих по скулам струйках пота.

      - Видел! Штук пятнадцать ... С поросятами! Вон там, - я показал на кусты у придорожной канавы шагах в пятидесяти справа от себя, - дорогу перебегали!

      - И чего не стрелял?! Я их сюда два километра гнал! А ты?!

      - Так вдоль номеров же!?

      На самом деле не так уж и вдоль. Пальнуть-то можно было. Хоть разок. Можно. И сектор позволял, и время было сообразить. Немного, правда. Секунды три-четыре. Пусть и внезапно они появились и исчезли мгновенно. Просто, откровенно если, в тот важный момент пребывал я во внутреннем космосе. Конкретно ... в размышлениях о воле случая, бренности бытия и здравом смысле. Ещё точнее, о необходимости и обоснованности присутствия обычаев и процессов охоты в жизни современного цивилизованного человека.      

      Это уже потом выяснилось, при разборе, что стоял я последним "номером" на дороге. Стрелков было мало и расставили нас редковато. Метрах в ста друг от друга. Но сколь бы далеко ни было, а вообще-то, положено знать, где сосед по "номеру". Руками, хотя бы, помахать.

      С левым соседом мы помахали. А правого я ждал-ждал ... Не дождался. Что ж, думаю, и так случается. Может, далековато, а может, скажем, "припёрло" человека, аккурат, в тот самый момент. Но всё же, я считаю, егерь маху дал. Иваныч, забодай его комар. Или в спешке, или на мою смекалку расчитывал. И телепатические способности. Только вот, не предупредил, что нет у меня правого соседа. И, что оставшиеся стрелки ушли с дороги. Мне за спину. На поле. Уступом встали. Хорошо хоть, не прямо за мной.

      А потом на это самое  поле загонщики и выгнали лосей. Стадо. Восемь штук. И пошла пальба-канонада. В основном, по целям. Но, частично, и мимо. Чуть выше и, увы, в мою сторону. Это у Семёныча, одного из наших ветеранов, новый прицел оптический взял да и отвалился с карабина. Ну, а он в азарте, наобум святых и ... В районе того самого "наобума", как полагается в таких случаях, находился мой "номер". А тут уж никого долго уговаривать не надо. Лишь первая пуля просвистит, осознаёшь себя уже лежащим в положении  "мордой в снег" в слегка взволнованном состоянии. И только-только вот стрельба стихла и стал я, без лишней спешки подниматься ... Соседи слева уже собрались в кучку, достали термосы и начали о чём-то трепаться. А тут, как раз, те самые кабаны.

       "Всё это пурга на подоконнике!" - скажет первый встречный, искушённый в охоте мужик. "Ты обязан был стрелять!". Я сам бы так сказал. Да и сейчас, как вспомню, думаю ... должен был. А вот Аркадий промолчал тогда. Только глянул пристально, вытер шапкой пот с лица, головой покачал и ушёл.

       А прочим и вовсе наплевать было на всю эту лирику. Четыре лосиные туши нужно было вытащить с поля на дорогу, погрузить, вывезти и разделать. К полуночи еле справились. А подранка "добирать" оставили на завтра. Как хотите, а тут не до чьих-то душевных терзаний.

       На следующий год зима до нового года была без снега. И без морозов. Совсем. Если и сыпал снежок, то ложился на воду и тут же таял. В лесу вовсю зеленела трава, росли какие-то грибы, а деревья, тут и там, были изодраны медвежьими когтями. Лоси и кабаны не вылезали из болот. А зачем, если там вполне безопасно и вдоволь еды? И подобраться к ним было проблемно, а не то, что шугануть из кормных мест. Зато из загонов на номера постоянно выходили одетые в пышные меха лисы и зайцы, уже полинявшие в зимние белые шкурки, особенно яркие и нарядные на фоне "чернотропа". Придут, сядут напротив и смотрят на тебя. Потом не торопясь скачут дальше. "Разведчики приходили! Сейчас лосям расскажут, куда лучше не соваться!" - посмеивались мужики. Между тем, охоты, одна за одной, проходили без добычи и все уже пребывали в состоянии постоянного раздражения, когда чья-нибудь даже небольшая ошибка раздувалась, порой, до скандала.

       Сезон уже заканчивался, когда в очередном загоне на лося расставлять стрелков довелось Аркадию. Перед уходом с опушки Василий Иванович, он же Папа, неожиданно отозвал меня в сторону и сказал:"Идём на лося, но если вдруг кабан будет ... ты кабана в грудь не бей. Там у него броня. Калкан. Пуля может и застрять. В бок бей, под лопатку. Пропусти и бей! Если успеешь." Зачем, почему он мне это сказал, я не понял, но кивнул в ответ. Папа частенько говорит нужные слова, которые вспоминаются в нужный момент. Проверено.

       Минут за десять-пятнадцать линия стрелков была выставлена и, оставшись уже вдвоём, мы с Аркадием продолжили очень быстро, почти бегом удаляться от последнего стрелка в цепи. Метров через триста он короткими жестами показал мне место для размещения и направление стрельбы, затем прищурившись, недолго, но очень внимательно, оценивающе, посмотрел мне в глаза. Я расценил этот взгляд, как напоминание о правилах поведения на "номере" и кивнул в ответ, мол "всё помню". Аркадий указал пальцем на себя, махнул рукой в сторону продолжения тропы и тут же убежал дальше.

       Я зарядил ружьё и начал осматривать свою позицию. Место выглядело крайне неудобным для стрельбы. Прямо передо мной, метрах в десяти, была небольшая, узкая полянка, но из-за густого подлеска я даже не видел её целиком. Лишь кусочек, примерно, четыре-пять метров через полуметровое "окошечко" прогала в кустах. Стараясь не шуметь, я немного прогулялся вперёд-назад по тропинке вдоль стрелковой линии в поисках более удобной точки, но в прочих местах кустарник был ещё гуще.  По всему выходило, что уйти с поляны зверь, например, кабан, появись он там, мог бы только через этот просвет и значит, потенциально, моя позиция находилась прямо на кабаньей тропе. Именно потенциально, потому что прошедший около двух часов назад короткий, но мощный снегопад накрыл все следы и теперь можно было полагаться только на свой опыт и чутьё.

       Вставать на кабаньей тропе настоятельно не рекомендуется. И стрелять, если что, придётся не по самым уязвимым у зверя местам. Да и просто отскочить можно не успеть. А если в тебя на скорости врезается центнер-другой живой массы, да ещё, не приведи господь, добавляет копытами или клыками, сами понимаете ... ничего в этом хорошего нет. С учётом того, что охотился я тогда с шестнадцатым калибром, риски увеличивались. Нет, к оружию не было претензий. Это была  "горизонталка", венгерская,  производства одна тысяча девятьсот тридцать шестого года, с очень кучным боем. Скорее всего, трофейная. Прямо на стволе были выбиты номера пяти американских патентов, обозначавших конструктивные особенности, которые всегда вызывали интерес у охотников. Хорошее ружьё, но останавливающее действие пули шестнадцатого калибра в покупном патроне чуть пониже и по крупному зверю нужно стрелять максимально точно.   

       С учётом всех этих обстоятельств, я слегка, метра на три-четыре,  углубился в лес у меня за спиной и встал так, чтобы оказаться чуть в стороне от прохода в кустах, но целиком просматривать его и часть поляны. Сектор для прицельной стрельбы при этом ещё больше сузился, однако выбирать что-то получше было уже некогда - впереди слева раздались выстрелы - начался загон.

       Примерно через полчаса с линии стрелков прозвучали с расстановкой два выстрела. Били явно по цели. Как обычно и бывает в таких случаях, тут же прекратились и крики и стрельба в окладе. Стало тихо. Добыли зверя или нет, но каждому было понятно - загон закончился. Можно расслабиться.

       Дожидаясь подхода Аркадия, чтобы сняться с "номера", я стоял и смотрел на лес и, медленно падающие в звенящей тишине, снежные хлопья. Мне доводилось бродить и жить в лесу во все времена года, в разное время суток, при всякой погоде. И лес бывал разный. И ситуации. Но каждый раз в лесу я испытываю одно и то же ощущение. Что я часть дикой природы. И жить в её реальности мне внутренне легко и просторно. Откликается что-то древнее ... глубоко-глубоко. Однажды, помню, в ранней юности ещё, мы с друзьями бегали на лыжах в лесу. Тренировались. Вечера зимой короткие. Убегаешь под закат, а назад выходишь уже впотьмах. Намотали круги, выбежали и остановились передохнуть на опушке. Позади ночной, тёмный лес. Впереди светлое снежное поле. Над полем роскошно усыпанное звёздами небо. А в паре километрах за полем тонкая полоса городских огней. Цивилизация. А ты стоишь, смотришь на далёкий город и чувствуешь, какой он чужой тебе сейчас и враждебный. И как шерсть на загривке поднимается. Вроде и нет её там ... А дыбится. Диким зверем себя ощущаешь. И это ты в лесу просто бываешь иногда, а есть люди, что в нём живут. Аркадий вот. И думаешь про себя - а ведь всё рядом, всё близко. Случись какая заваруха, люди в лес спокойно вернутся и как не было тысячелетий эволюции.

      Справа в кустах раздался лёгкий треск. Даже не треск ... Так, тихий щелчок. Я, ещё не успев ничего сообразить, на инстинкте, мягко, стараясь не делать резких движений, вскинул ружьё к плечу, снял с предохранителя, нашёл мушку на планке и зачем-то прицелился в начало видимой части поляны передо мной, в самый край просвета в кустах. Просто больше было некуда. И в этот же момент, именно оттуда на поляну выскочил и понёсся по ней кабан. Мгновенно я повёл стволы за ним, выцелил лопатку и нажал курок. Ба-бах!!! Кабан продолжил бежать  и скрылся из поля зрения. "Неужели промазал?! Как?! Может пуля не пробила "калкан"?!" - успел подумать я и тут же увидел, что справа выскочил второй кабан. "Мужики не простят, если не добуду хоть одного! Нужно бить в голову!!!" - пронеслось в мозгу, пока я делал короткую проводку, упреждая на скорость, выцелил кончик кабаньего пятака и выстрелил во второй раз. Кабан со всего маху кувырнулся через голову и задёргался. "Есть!!!" - не подумал даже, а всем нутром ощутил я, одновременно переламывая и переворачивая ружьё, вытряхивая дымящиеся гильзы, вставляя два новых патрона и вновь прицеливаясь в начало поляны. Краем глаза я увидел, как в это же самое время метрах в пятнадцати слева от меня, первый кабан проломился через кусты и умчался в лес.

       Долго рассказывать, а в реальности заняли все эти события секунды две. Раз-два! Ружейный дуплет. А потом ещё минут пять я стоял с ружьём в плече, напряжённо вглядываясь в подлесок и слушая малейшие шорохи. Но всё, похоже, уже закончилось ...

       - Ну что, с полем тебя?! - Аркадий снял рукавицу и пожал мне руку. Он был абсолютно серьёзен, но в глазах мелькали искорки усмешки. - Смотри-ка ... Никак ты его в глаз прямо?! Шкуру решил не портить?! Иш ... промысловик! А это что за след? Это второй у тебя так накровил?!

       Мы пошли по следу. Второй кабан лежал в лесу, метрах в двадцати от тропы. На всякий случай Аркадий сделал по нему контрольный выстрел. Потому что показалось, что уши прижаты. А прижатые уши у зверя признак того, что затаился он. И может броситься. Но, всё же, первое попадание было убойным. "Классика. Под лопатку" - сказал Аркадий подошедшим мужикам из нашей бригады. Мол, вот вам ещё один пример того, что даже самый точный выстрел может не остановить зверя мгновенно, на месте. И всегда неплохо иметь на примете дерево поблизости. И заранее снятые лыжи. Вдруг пригодится.

       Добытых мною кабанов отдали деревенским. Некогда нам было ездить по ветстанциям мясо проверять. Взамен получили лося, заваленного егерем Иванычем. Вся наша бригада была на эмоциональном подъёме. Распрашивали детали, жали мне руку, хлопали по плечу, наперебой угощали-наливали. И сами потом "травили" каждому встречному-поперечному, налево и направо! Ещё бы! Товарищ по бригаде ... Двух кабанов ... Дуплетом ... Из шестнадцатого калибра! Случай крайне редкий. Вот наоборот чаще. Ездил, к примеру, с нами охотиться одно время офицер в отставке. Пограничник. Всё у него было на высшем уровне, от оружия, до экипировки. И как-то раз выгнали прямо на него приличное стадо кабанов. Егерь выгнал, Лёха рыжий. Стрелял пограничник с пяти метров по стаду из своего карабина. Две обоймы успел расстрелять. Не попал ни разу! Лёха потом удивлялся, как жив остался, он же сразу за стадом шёл. Может, говорил, потому что танкист я ... Меня только бронебойным можно достать.

       Аркадий позвонил назавтра утром.

       - Алё ... Это я! Я подъехал!

       - Ага! Иду! 

       В "цивильном"  он выглядит обычным городским мужичком, примерно с меня, только плечи пошире. А вот в лесу он смотрится покрупнее раза в полтора. И выше на голову. Есть фотки, если не верите.

       - Привет! Как сам? Это тебе. - В чёрном пакете у Аркадия мой бонус, как стрелку - языки и печёнка. Всё в двух экземплярах. Таков обычай.

       - Привет! Всё путём! Держи! Это мужикам ... А это лично тебе! - Я отдаю ему два позвякивающих пакета. - Спасибо за охоту! И за доверие. И за урок ...

       Я смотрю ему в глаза. Мы оба отлично понимаем, о чём речь.

       - Да ладно! Обращайтесь, как говорится! - У Аркадия широкая и твёрдая ладонь. Жмёшь, будто доску неошкуренную. - Всегда поможем ... с вашими проблемами!

       Вот так всё и было на самом деле.

       А прочее выдумки.


Рецензии