Вечерняя прогулка в магазин

Вечерняя прогулка в магазин

Пасмурный октябрьский вечер, неторопливо иду с работы. Темнеет,  люди спешат домой, обходя лужи, иногда задевая друг-друга. Наверно, не обращал внимания, также торопился куда-нибудь — холостяцкий вечер только начинается. Сегодня торопиться некуда, сегодня надо принимать решение. Запереться дома, неторопливо, вкусно поужинать и еще раз все взвесить. Завтра — последний дедлайн, из многих. Мнения заинтересованных сторон, экспертов и просто собутыльников, давно известны и заканчиваются одной фразой — тебе решать. Пойду решать, не торопясь. Впереди весь вечер и пол ночи чистого времени, если сосед не заглянет. На что, в глубине души, я рассчитываю. Пить, разумеется, не буду. Ну, рюмку, может быть, как обычно. Кстати, где сосед? Недели две не объявлялся. Вот он, узнав о моих планах, уверенно толкает на «вольные хлеба», на себя работать, а не хозяина. Ему легко советовать, чужие заботы — всегда мелочь. Оформиться предпринимателем — дело не хитрое, когда знаешь что и как. Но есть еще предложение от представительства крупной иностранной компании, очень заманчивое, с хорошим окладом. Наши как-то сразу прознали; повысили в должности и зарплату. И коллектив хороший. С другой стороны: написали мы с корешем по институту пол года назад программу для небольших транспортных компаний. По просьбе знакомого, в качестве шабашки. Протестировали, вроде неплохо работает. Заказчики сами стали приходить и деньги предлагать, даже искать не надо. Только собрался увольняться — иностранцы — потом наши. Всем сказал, что подумаю недельку. Вот и стою, месяц, как «буриданов осел», а рядом три одинаковых стога сена. Сколько осел протянул? Не помню, но силы воли уже нет. Что они в меня вцепились? Думал, надоест людям ждать — кто-то отвалится. Два варианта все легче, а там, глядишь, и выбирать не придется. Нет, целый месяц звонят с трех сторон и вежливо спрашивают о моем решении. Завтра узнают, и я тоже.

Длинный, длинный вечерок намечается. Уборку, что ли сделать? Но сначала ужин... Очнулся у подъезда — совсем из головы вылетело. Прошел мимо двух магазинов на автопилоте. Не бывает ужина без продуктов. Дома пустой холодильник, даже хлеба нет. Ругая себя, кутаясь от ветра, побрел в ближайший супермаркет на проспекте. Уже прохладно,   придется срезать через старый микрорайон хрущевок. Его недавно огородили, надеюсь, ворота открыты. После выселения жильцов район этот окутала дурная слава. Вечно там шпана околачивается. Бабульки-соседки ахают и охают: то ограбят там кого-то, то побьют. Сколько раз ни проходил — все нормально: гуляет школьная молодежь, пиво пьет, бутылки бьет. На прохожих ноль внимания, правда, у меня рост почти метр восемьдесят,  слегка подкачан, спортивный стиль и короткая стрижка.

Ветер пронизывает, ныряю в ворота. Тут совсем ничего не видно; фонари не горят, и в окнах света нет. Прошел один дом, поворачиваю за угол, иду мимо другого. Вглядываясь под ноги, жду когда глаза к темноте привыкнут. Впереди закат, сквозь разрывы облаков слабо освещает тропинку между деревьев. Поднимаю глаза — стоят трое: взрослые, лет за двадцать. Ростом ниже меня, в черных куртках, черных джинсах. Эти — точно пришли не пиво пить. С двумя еще «договорился», но трое — уже перебор, как показывает практика. В любом другом случае отбивался бы до последнего, но впереди такой важный день. После месяца «завтраков», вряд ли мое лицо обрадует американцев. Подхожу ближе, один шепчет другим и показывает рукой в мою сторону. Вперились, глаза злые, будто я им должен.
— Курить есть?
— Не курю, — стараюсь спокойным тоном, ускоряя шаг.
— Стой-ка, по базарить надо.
— Некогда мне, тороплюсь.
— Э, подожди.
Сзади топот — я срываюсь. Выставил руки вперед, ориентируясь на просвет между деревьев, бегу. Дома надо проскочить — дальше пустырь, там не догонят. Сзади долетает:
— Стой, гадина!
Блин, догонят ведь. Впереди дом, куда: налево или направо? Направо, туда где видней! Тут понимаю, что раньше здесь не ходил. Ладно, до пустыря бы добраться. Бегу осторожно, в голове стучит: «Только не упасть, только не упасть!» Вдруг, из темноты вырастает куча кирпичей, досок и всякий строительный хлам — чуть не врезался. Как стена — не перелезть. Некогда думать — слева. Пригибаюсь от веток, обегаю кучу почти вплотную с домом, вижу просвет в деревьях по диагонали двора — это шанс. Только в разгон и... подворачиваю ногу — боль, падаю, кувыркаюсь. Где они? Шум справа от кучи — значит не видели. Сердце колотится, адреналин зашкаливает. Слышу:
— Где он?
— Черт его знает.
Побежали дальше. Нога болит, что делать? Обратно ползти? А если они вокруг дома? Там пустырь, сразу поймут, что я здесь — надо спрятаться. В темноте не найдут, только пройти вдоль дома, подальше от тропинки. Ветер сильный — не слышно как ветки ломаю. Пригнувшись, хромая, крадусь вдоль стены. Глаза привыкли, вижу углубление из цемента, видимо, было окно в подвал, только ниже уровня земли. Как раз можно скрыться, тесновато, но с тропинки не видно. Осмотреться бы, фонарик включить — нет, не буду рисковать. Какие-то доски вдоль стены, дыру в подвал что-ли закрывают? Отдышался, успокоился, нога побаливает, но уже терпимо. Ощупал — не опухла, надо тихо выбираться. Только высунулся — меж деревьев свет фонариков — я обратно. Болтают, мимо прошли, не заметили, у кучи кирпичей остановились. Ветер в мою сторону, доносятся обрывки фраз:
— Надо разделится...
— Ты уверен?
— Да точно — он тогда у Санька был.
— А ты?
— Вроде, он. Я же говорю — пьяный был. Как они пришли еле помню. А что он побежал?
— Вот, крыса! Поймать его — всё бы вернули.
— И сверху еще столько же.
— Угу.
— Пошли искать.
Шаги удаляются. О ком, вообще, речь? Они что, меня за другого приняли? В любом случае — ну их к черту! Пусть уйдут, я подожду — и в другую сторону. Только повернусь, а то бедро болит, отлежал на цементе. Тихонько разворачиваюсь, ухватился за доски, подтянулся и... с грохотом падаю в подвал. «А-ы-ы-ы!» — вырвалось что-то похожее на рык. Страшно лететь в темноту. Так на эти доски и приземлился.

Ну вот, сейчас придется объяснять, что я не тот. Они сначала пинать начнут, а потом разбираться. Не шевелюсь, смотрю в окно и слушаю. По листьям деревьев мелькнул свет — все! Есть несколько секунд спрятаться. Включаю фонарик и быстро хромаю вглубь подвальных катакомб. Должен же быть отсюда выход! Чем больше поворотов, тем лучше: свет от фонарика не видно. Петляю, подвал заканчивается, справа помещение — захожу, осматриваюсь. Квадратная дыра у самого пола, влезть можно. Заглядываю: несколько кирпичей, потом лаз. Аккуратно вытаскиваю кирпичи и карабкаюсь. Через два метра поворот направо под прямым углом. Там, думаю, можно затаится. Грязь, вонь — да плевать. Повернул, здесь еще — налево. Ползу, впереди по периметру лаза пробивается слабый свет. Все, уперся в освещенный тупик. Тут не кирпич, а фанера что-ли? Надо вперед — хуже уже не будет. Фанера поддалась легко, но она двигает что-то мягкое. Кислый запах — противно. Стараясь не шуметь, на четвереньках вползаю в небольшую квадратную комнатушку без окон. Свет, из соседнего помещения через приоткрытую дверь, выхватывает из темноты ведра, щетки: видимо, чулан. Кусок фанеры поставил обратно, жаль, припереть нечем. Надо осмотреться, а потом решать что делать. Здесь тепло, и откуда электричество — дома расселены. В щель приоткрытой двери видна часть комнаты: справа стена, по середине которой еще дверь, видимо, в другую комнату. Пол старый, деревянный, но чистый и стены покрашены синим. Осторожно приоткрываю дверь, заглядываю. Большая комната; вдоль противоположной стены длинный стол с ноутбуками, стопки документов, принтер. Слева стеллажи с подписанными коробками из под бумаги, как в бухгалтерии. У стола три рабочих кресла. На левом, спиной ко мне в пол оборота, сидит девушка. Нога на ногу, в голубых джинсах и светло-красном вязаном джемпере. Откинулась на спинку, в наушниках, держит планшет. Только успел отметить привлекательность, как она повернулась в кресле, заметила меня и застыла от удивления.   
— Здрав-ствуйте, — говорю.
— Вы кто? Как сюда попали? — девушка снимает наушники.
— Из подвала, заблудился, руки можно помыть? — делаю шаг, улыбаюсь, но как-то криво.
— Стойте, вы кто?
— Меня зовут Владимир, я все объясню. Я заблудился в подвале и вот, сюда, случайно. Мне только выйти — на улицу пройти — и все.
Девушка на секунду задумалась, медленно встала с кресла, положила планшет на стол, подошла к стеллажу. Глядя на меня, правой рукой порылась в коробке и достала... пистолет. Направила на меня ПИСТОЛЕТ МАКАРОВА! Вот черт!
— Я не вор и не грабитель! Я все объясню! — поднял правую руку, как-бы успокаивая.
— Не делайте резких движений.
— И не собираюсь. Я шел в магазин...
— Подождите.
Левой рукой достает из кармана джинсовых брюк смартфон, поглядывая на меня, давит на экран большим пальцем, подносит к уху:
— Иван Алексеевич... да, добрый вечер, здесь у нас в офисе парень из чулана вышел... Да-да он здесь... Вроде, адекватный, трезвый, говорит заблудился в подвале...  Все понятно...  Да, он у меня...  Хорошо, жду, — опускает телефон. — Сейчас приедет начальство, надо подождать.
— Ну, подождем.
У меня что, есть выбор? Девушка присела на стол, не опуская пистолета. Держит не умело — это плохо: еще шмалять начнет, чего доброго с перепугу — надо аккуратней. Что за контора в подвале, где в коробках пистолеты лежат? Куда я попал? Подпольный склад оружия, или, еще чего? Может, об этом не должна знать ни одна живая душа? Вот же влип — из огня да в полымя! Если рвануть обратно? Сдамся гопникам; ну, поколотят, отберут что-нибудь — дело житейское. Все лучше, чем...

Резкая боль напомнила о ноге. Попросить стул? Лучше не надо, непонятно, что ей взбредет в голову. Что делать? Эти приедут — кто такие? Когда приедут? Когда я отсюда выйду — если выйду? Что со мной будет!? Вдруг понимаю, что не вижу себя в будущем. Проблемы с выбором работы растворились — их нет! Мне бы их сейчас, эти проблемы. Там, дальше, на оси времени — ничего нет. Все, кого могу представить, сидят дома и строят планы на завтра — счастливые люди! Как я не ценил все эти свободы: передвижения, воли, выбора. Предупреждали мудрые люди: «Будь осмотрительней, не попадись в капкан — всю жизнь на цепи сидеть будешь». Что-то воздуха не хватает, дышать тяжело.
— Можно к стене прислонится — нога болит, подвернул. Я медленно, аккуратно, без резких движений.
— Да, пожалуйста... то есть, без резких движений.
— Спасибо.
Хромаю два шага назад. Девушка опускает «Макарова». Вроде, полегчало, немного. Их что здесь стрелять не учат, в этом подпольном... подвале. Как будто в первый раз оружие держит: правая рука висит как плеть под тяжестью пистолета. И на бандитку не похожа, а вполне домашняя. Высокая, стройная, приятное, без вульгарного макияжа, лицо. Светлые волосы, чуть ниже плеч. Сейчас, конечно, не до этого, но выглядит очень даже не плохо. Очень даже хорошо, только напугана.
— Если не секрет, где я нахожусь?
— Потерпите, скоро узнаете.
Громко заиграла мелодия — одновременно дернулись. Дуло пистолета уже смотрит на меня — вот это реакция! Между нами метров пять — за мгновенье успел вспотеть. Девушка опускает ПМ и берет смартфон:
— Да, Антон, здравствуйте... да, сейчас Иван Алексеевич приедет... Ах так, понятно, еще лучше, жду. Еще пять минут, — говорит мне.
Обреченно киваю, не буду спрашивать, от греха. Стоим; она разглядывает меня, я разглядываю комнату, стеллажи и, иногда ее. Лишь бы мой телефон не зазвонил.

Хлопнула дверь, шаги. Запыхавшись, входят двое; впереди седой, коренастый невысокого роста, лет пятидесяти, с крупными чертами лица. Второй высокий, худощавый, лет тридцать. В дорогих темно-синих костюмах, белых рубашках без галстуков, аккуратные короткие стрижки. Сейчас начнется.   
— Как ты, Женя? — спрашивает коренастый.
— Теперь нормально, испугалась очень.
Высокий остался в дверях, скрестив руки на груди, а коренастый подошел ко мне, обыскал. Повернулся, жестом дал понять, что пистолет можно убрать. Женя спокойно кладет «Макарова» на стопку бумаг и направляется из комнаты. Проходя мимо Саши, тот, приободряя,   потрепал за плечо:
— Все нормально, успокойся, мы тебя домой подвезем.
— Нет, спасибо, прогуляюсь, воздухом подышу, — девушка улыбнулась.
— Точно?
— Точно.
Коренастый смотрит на пистолет, вздыхает, подходит к столу и кладет оружие во внутренний карман пиджака.
— Иди, присядь сюда, — говорит мне. — Есть пара вопросов.   
Сажусь в кресло, он напротив.
— Я — директор охранного предприятия, зовут Антон. Это Саша — мой помощник, — показывает на высокого. — Здесь наши клиенты — уважаемая фирма, точнее, один из филиалов. Как тебя зовут?
От такого голоса пробегает дрожь. Человек знает как разговаривать с контингентом.
— Володя.
— Хорошо, Володя, у тебя документы с собой есть?
— Нет.
Не хочу доставать паспорт, они же не полиция. Антон улыбается и взглядом показывает на левый нагрудный карман моей куртки — при обыске нащупал.
— Можешь из своих рук, — говорит «дружеским» тоном.
— Вот,  — смущенно показываю нужные страницы.
— Понятно, спасибо, — Антон поворачивается к Саше и кивает.
— Итак, Володя, зачем ты сюда залез?
— Я же сказал девушке — случайно. Ходил по подвалу и вот, залез. Дома скоро сносить будут. Думал, вдруг интересное люди забыли. Я и не ожидал, что здесь контора — в подвале.   
Антон, откинулся на спинку кресла, сцепив пальцы рук, отрицательно покачал головой. После небольшой паузы:
— Слушай, Володя, я позвоню в полицию, а я собираюсь позвонить — они выбьют из тебя все. Преступление налицо и преступник пойман. Остались детали и они будут. И тебя накажут, обязательно. Мне же нужна правда. От этого зависит: будет у тебя срок или нет, понимаешь?
Насчет срока сомневаюсь, но...
— В общем, шел в магазин на проспекте, решил срезать здесь. Нарвался на гопников в двух домах от сюда — погнались. Убегая, подвернул ногу, спрятался у окна в подвал, на той стороне дома, — я показал пальцем. — Окно досками закрыто было, вот я с этими досками в подвал и провалился. Эти услышали — и за мной. Здесь, в подвале, от них ховался. Вот, нашел лаз, решил спрятаться, сюда и вылез. Так, если кратко.
— Гопники, значит?
— Да, может до сих пор по подвалу шарятся.
Антон задумался, опустив голову, стучит пальцами по столу.
— Так, пока не ушли — еще версии есть? — спрашивает.
— Нет, так и было.
— Ладно, поищем гопников. Саша, пойдем прогуляемся, фонарики возьми.
Проходим через другую, по размерам такую же, комнату. Здесь все завалено офисной мебелью: столы, стулья, шкафы, разная оргтехника. Обходим дом, боль в ноге утихла, наступать уже могу, слегка прихрамываю.
— Где эта дыра в подвал? — говорит Антон.
— Вот здесь, — показываю рукой.
Антон подносит палец к губам, подходим, прислушиваемся.
— Вроде, нет никого. — Саша наклонился к дыре.
— Где же они могут быть? В твоих интересах с ними повидаться, — Антон смотрит по сторонам.
— Может, в том месте где их встретил? Здесь, через дом, по тропинке, — показываю направление.
— Ну пошли. Саша, выключи фонарик, иди за нами.
Идем: Антон, я, потом Саша. Ветер стих, подходим к месту встречи. Луч фонаря выхватил из темноты три фигуры, слышен шепот. Антон на ходу перекладывает пистолет из внутреннего кармана пиджака за пояс впереди. Подходим ближе, нас, как по команде, освещают три ярких фонаря. Саша включает свой. Секунду разглядываем друг друга, Антон вопросительно смотрит на меня — киваю.
— Здесь запретная территория, кто такие? — спрашивает Антон хозяйским тоном.
— Так, стоим, курим. А вы кто? — неуверенно отвечает первый, поглядывая на пистолет.
— Служба безопасности, этого знаете? — Антон показывает на меня.
Гопники переглянулись.
— Нет, — первый, повыше ростом, видимо главный.
— Вы только-что бежали за ним.
— Не за ним, нам другой нужен, — второй.
— Да обознались мы, перепутали в темноте с козлом одним, — третий.
— Да, ошибочка вышла, а ты что побежал то? — спрашивает первый.
— Вы за мной — я от вас. Вы же не флаеры здесь раздаете.
— Ну, разобрались бы и все, — первый.
— Угу, я представляю.
— Ладно, каким козлом? — говорит Антон.
— Короче, зависали мы на хате неделю назад. Кореш привел одного, а тот карманы наши обчистил пока спали, урод. Наше бухло пил, ел и вот такое. Не по людски, — говорят.
— Ошибочка значит, ну-ну, а где вы нашего потеряли? — перебивает Антон. 
— Вон там, через дом, в подвале. Там еще куча кирпичей, — первый.
— Пойдем, покажете.
— Это что, задержание — не имеете права. Вы же не полиция, — тихим, но уверенным тоном говорит первый.
— На закрытой территории я имею все права. Не задержание, а просьба. Вы его били?
— Нет.
— Так чего боятся? Покажете и отпущу на все четыре стороны, — Антон делает уверенный жест рукой, пропуская их вперед.
Подходим к дыре в подвал.
— Вот сюда он, вроде, залез. Мы не видели — грохот и вопли слышали. Искали — не нашли.
— Может, он за дом забежал? — говорит Антон.
— Нет, там пустырь, видно было далеко. А что вы нас расспрашиваете? Вот же он стоит: живой - здоровый, его и спросите.
— Такая процедура, — Антон буркнул в сторону. — Ладно, понятно, хорошо, идите, — на прощанье по очереди освещая лица гопников.
Заходим в контору.
— Женя, налей нам кофейку, — Антон устало садится  в кресло.
— А со мной что? — спрашиваю.
— С тобой? Умойся, одежду почисти, кофейку попей. Саша, подежуришь здесь ночью? Завтра мы этот лаз замуруем.
— Только поужинать домой съезжу.
— Договорились, а я здесь подожду.
Саша, попрощавшись, уходит. Я умываюсь, чищу одежду от пыли, грязи. Все стирать придется, надеюсь, дома.
— Присаживайся, — голос Антона потеплел. — Как ощущения под дулом пистолета?
— Да уж, я в этот момент мечтал быть избитым гопниками.
— Понимаю, доводилось. Кстати...
Антон достает пистолет, подходит к стеллажу и бросает его в ту-же коробку. Поймав мой удивленный взгляд:
— Реплика.
— Ясно, — киваю головой. — Знать бы раньше.
Женя несет кофе:
— Вы уж меня простите, я так испугалась.
— Ничего, проехали. Вы меня тоже — залез сюда, нечаянно.
— Ну, раз все извинения приняты, — говорит Антон. — Подведем итог: можешь идти домой, или, куда ты там шел — в магазин.
— Заявление писать не будете? — пытаюсь шутить.
— А что, надо?
— Вдруг, завтра передумаете?
— Какой из тебя грабитель? Из ГАИ несколько штрафов, и то по мелочам. С криминалом связи нет. Я уже через пятнадцать минут, как ты появился на камерах, знал о тебе все. Сразу опознали и досье прислали, пока мы с Сашей сюда ехали. Иван — директор — предлагал полицию вызвать, но я решил пока сам разобраться, на месте. Несколько раз просмотрел кусок видео где из чулана выходишь — какой ты грабитель? Жалко смотреть. Не убедился, что офис пустой. Когда зашел и увидел Женю обратно не ломанулся, хотя время было. Весь перепуган, сам не понимаешь где находишься. Я в розыске и аналитике тридцать лет, много чего насмотрелся. Порой люди совершают дикие поступки, которым, после расследования, находятся разумные объяснения. Или было, скажем так, немало случаев, когда кристально честный человек ездит на машине, которая похожа на ту, что в ориентировке. Появляется в ненужное время в ненужном месте. И так несколько фактов, которые, ну, не прямо, но указывают на него. История романтическая — алиби нет. Такая — цепь случайностей. После первого допроса ясно понимаешь, что он не причем.
— Вы в полиции работали?
— Нет, но я уже на пенсии. Уходят недели чтобы это подтвердилось, потом настоящего найти. Короче, я понял, что ты не грабитель. Оставалось выяснить: на кой ты сюда залез? На твое счастье гопников нашли, а то бы все затянулось. 
— Спасибо вам. Другие может, и не заморачивались бы.
— Может быть.
— Ладно, пойду, спасибо за кофе.
— Женя, а ты что? — спрашивает Антон.
— Я тоже пойду.
— Слушай, Володя, проводи Женю до автобуса. Ты же на проспект, в магазин?
— Я, правда, хотел домой. В таком виде?
Антон посмотрел на меня как на идиота.
— Да-да, конечно, с удовольствием, — говорю.
— Нормальный у тебя вид.

         Идем между деревьев, освещая извилистую тропинку фонариками. Я, слегка «опьянев» от свободы, с трудом пытаюсь осмыслить произошедшее. Женя идет сзади, меня хватает только на: «осторожно, справа ветка или, слева». Голова совершенно отказывается работать, а сейчас бы самое время. Что я буду мычать когда деревья закончатся? Выбрались на улицу.
— Интересно? — говорит Женя.
— Что интересно? — слава Богу.
— Антон обычно отгонял от меня ухажеров. Иногда сам, иногда говорил: «Ты его плохо знаешь, лучше расстанься». А тут...
— Он, видимо, много ваших поклонников разогнал? 
— Нет, не много, — Женя улыбается, — но всегда оказывался прав.
— Ну, он, как я понял, большой специалист в области человеческих ресурсов — ему видней, —  тоже улыбаюсь. — А вы его давно знаете?
— Антона? Лет пять или больше, а что?
— Возможно, мне понадобятся услуги охранного предприятия.
— В смысле?
— Да так, расскажу при следующей встрече, если повезет с таковой. Офис ваш, в странном месте.
— Это на время ремонта. Строители целый этаж разобрали, мебель девать некуда. Вот шеф скарб сюда и пристроил, а нас в отпуск, правда, оплачиваемый. Редко сюда заходим, по необходимости, как я сегодня. А так наш офис: вон, видите здание на углу проспекта?
— Да.
— Второй этаж, двести десятый кабинет — это мой.
— А когда ремонт закончится?
— Через неделю обещают.
— У меня как раз в этом здании клиенты, на пятом этаже. Может увидимся?
— Может быть. Мой автобус — я побежала. До встречи!
— До встречи!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.