Гуд бай, Америка!

 
         «Дома - как хочу, а в людях - как велят" (русск. пог.)

         Увидев на улице эту миниатюрную женщину, я ахнула:
         - А мне говорили, вы уехали в Америку! Вы меня не помните – мы на одном заводе работали? Я – в отделе снабжения…
         Знаменитая  Вера меня не помнила, но поговорить не отказалась… В своё время она была скромным библиотекарем в заводской технической библиотеке (а была ещё и художественная!),  на пенсии же стала известной  спортсменкой. И это – после шестидесяти… Она нашла в себе какие-то резервы, чтобы не просто  наматывать круги по парку, подобно другим пенсионерам, а бегать по сорок и даже по двести  километров!
            Не раз защищала Вера честь города  и на международных соревнованиях -  каких только дипломов и наград у неё нет! Не только аким города знает нашу Веру – сам Назарбаев знаком с  ней! У неё была отличная семья - муж и две дочери, которые получили  отличное образование. Знакомые и незнакомые ей хоть и завидовали, но понимали, какой огромный труд самой Веры в том, что её биография так успешна.
             Давно улетели дочери  - в Америку! Давно не стало мужа…  Вера продолжала даже в масштабах города с двухсоттысячным населением быть заметным человеком – она активная общественница, её можно увидеть на городских праздничных и спортивных мероприятиях, в музеях, театрах,  на концертах.  Но немилосердная старость наступала, подкрадываясь незаметно, и дочери уговорили маму переехать в Америку – у обеих роскошные, по нашим меркам, особняки, место для неё найдётся! Много ли нужно старой матери?
         И она решилась!
          - Четыре года прожила, - рассказывает она мне. – Правда, чтобы повидаться со старшей дочерью, приходилось по три часа и на трамвае, и на электричке, и на метро, и на речном трамвае ехать – такой огромный Нью-Йорк!..
         Рассказывая об Америке, Вера отмечает, что там большого прогресса достигли  в социальной сфере, в частности – в работе с пожилыми людьми. Не секрет, что здесь, у нас, старики самозабвенно отдаются семье, воспитывая детей одно поколение за другим, а если одиноки, то просто не знают, куда себя девать. Только немногие интеллектуалы продолжают  развивать свою личность – посещают компьютерные курсы,  библиотеки, участвуют в общественной жизни города. И всё же очень многим людям у нас не хватает общения – катастрофически!
        А в Америке Вере предложили посещать… детский сад для пожилых людей.  Ещё раз подтвердилась истина: «что старость в детство нас приводит – пустяки, до самой старости мы  дети, вот в чём дело!»  Да, если у тебя есть вид на жительство в этой стране и медицинская страховка, если тебе станет одиноко и ты сам этого захочешь, за тобой четыре раза в неделю будет приезжать автобус и увозить в клуб для твоих ровесников. Там  вас будут кормить, развлекать, возить на экскурсии, обучать и лечить, а когда в шестнадцать часов снова подадут комфортабельный автобус, чтобы развезти  по домам, непременно выдадут пакет  со сливочным маслом, рыбными консервами, фруктами или полезными напитками.
         Большинство из нас, конечно, патриоты, но согласитесь, что Америку нам показывают по телевизору как-то однобоко, и обычно - с негативной оценкой… А как нуждаются во внимании  со стороны общества наши старики, остаётся, как говорится, за скобками…
         - Так почему вам не понравилось в Америке? – спрашиваю её настойчиво.
         - Понравиться-то понравилось… - и женщина отчего-то медлит. -  Жизнь там у людей достойная, много русскоговорящих. Если обратишься с вопросом к американцу, он всё сделает, чтобы помочь, проводит куда надо. Всего - изобилие! Кругом чистота, порядок, люди соблюдают законы...
         - Но почему всё же не остались? Я не из простого любопытства спрашиваю -  моя дочь живёт в Австралии, тоже меня зовёт, но я что-то сомневаюсь… - говорю ей.
         - Тогда я вам скажу, только вам - Вера смущённо мнётся. – Со старшей дочерью у меня не всегда взаимопонимание бывает,  а  у младшей я четыре года жила… в подвале, в маленькой комнатушке, без мебели. Нет, не думайте – это не как в нашем подвале, там тепло,  чисто, и светло – от электрического освещения. Дневного нет.  Ну как жить без света? Одежда у меня висела на двери, на кронштейне. И телевизора у меня не было, а свой у них на английском показывает…
        - Так это же просто – что они, не могли вам телевизор купить, хоть маленький, и настроить на русский язык?
        - Да, я знаю, могли -  у старшей дочери смотрят русские программы. Но я попросить стеснялась, а сами они не догадались… Стола у меня тоже не было, писать не на чем - а я всерьёз занималась английским языком! Притащила выброшенную тумбочку - беленькую, хорошенькую – так зять, румын, рассвирепел: "Убирайтесь в свой Казахстан!"
        - И дочь не защитила?
        - Нет, она его боится. Так что две собаки жили наверху, с хозяевами, а я в подвале. Что там говорить, я завидовала собакам, которых выгуливала – их-то  хозяева любили… Каково это – быть старой матерью, всё отдавшей детям – и завидовать их собакам? Четыре года ходила за ребёнком в школу, старалась лишний раз не попадаться на глаза, чтобы не раздражать.  Каково это? Я умоляла разрешить мне пожить там ещё год – тогда бы я смогла жить отдельно, получить гражданство – но этого им показалось много… Умоляла старшую дочь найти для меня уголок, так она  и вовсе заявила, что у нас психологическая несовместимость… А когда она с семьёй у меня в квартире 14 лет жила в Петропавловске, и я растила её детей, совместимость была... 
        И  вот - я здесь!  Теперь они и вовсе не отвечают на звонки...
       
        Наверное, Вера ещё многое мне могла бы рассказать, но не стала. И мы разошлись. Я шла и думала о маленькой восьмидесятитрёхлетней  мужественной женщине, самоотверженной матери, которой пришлось вернуться на родину, в Казахстан, из благополучной Америки. Из Америки, которая была согласна принять её, пожилого человека, ничего не сделавшего для этой страны. Принять и сделать её старость спокойной и достойной...
         А ДВЕ ДОЧЕРИ ВСЕМ ОБЯЗАННЫЕ СВОЕЙ МАТЕРИ, ПОЛОЖИВШЕЙ НА НИХ ЖИЗНЬ, не нашли для неё места в просторных особняках…

        Что с нами происходит?..

        А в самом  деле – что? Как большинство наших матерей, Вера не таит обиды на дочерей, пытается их понять, и даже ищет свою вину. А ещё – как образованный человек – рассуждает: «Дочери давно живут в Америке,  усвоили западные ценности, их дети рано станут самостоятельными, и начнут свою жизнь. А родители, наконец,  будут жить ДЛЯ СЕБЯ, как там заведено.  Вот только их дети  почему-то, со временем,  начнут понимать: что-то с башкой не так! Не понимая что с ними, пойдут к психологам! 
          А у их родителей  всё будет в порядке до конца жизни, ведь они ЗАПРЕДЕЛЬНО были напоены  родительской любовью!
          Но вряд ли они это осознают…


          То, о чём я не хотела писать:
          "У моей пожилой героини нет одной руки (не знаю, при каких обстоятельствах она её потеряла), но жила она вполне полноценной жизнью. И дома, и на работе на заводе (библиотекарь в технической библиотеке) она ни в чём не уступала здоровым людям,. Общие знакомые рассказывали, какой дома у неё порядок, как она умудряется одной рукой - левой - чистить картошку, заплетать девочкам косички и даже вышивать." И у мужа к ней претензий не было.  Это в дополнение к сказанному. И вот - благодарность дочерей...


Рецензии
Эх, Любовь, подбросили вы неприязни российским читателям к русским эмигрантам в Америке. Если заменили бы Америку, скажем, на Италию или Германию, то не получилось бы задуманного вами эффекта. Просто описали частный случай? Я, проживая в Америке 25 лет и имея кучу друзей и знакомых, подобного не встречал. Пропаганда это, Любовь, причём тонкая и высшего качества.

Владимир Бененсон   22.03.2019 00:29     Заявить о нарушении
Дорогой Владимир! Спасибо за рецензию! Всё, что я описала - чистая правда, всё до мелочей! Дела даже хуже обстоят - у женщины, которую я описала, нет одной руки, при этом она героически вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, обихаживала мужа. Постеснялась про это писать, потому что должна была сверить свою заметку с её впечатлением от неё. Не хотела её лишний раз напоминанием об её инвалидности огорчать. Она прочитала, сказала, что всё верно. Так что это - не пропаганда. Сама я бываю в Австралии, и понимаю, что западное общество гораздо человечнее нашего, я об этом тоже пишу. Добра вам и счастья!

Любовь Матвеева-Поротикова   04.02.2020 15:01   Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию? А вот вы никогда мне рецензий не писали. Всё вписываете в чужие. Хитрость у вас такая. А насчёт пропаганды, после ваших оправданий, мнения не изменил - нашли отдельно взятое говно и с радостью уцепились. Уцепились за то, за что хотелось уцепиться.

Владимир Бененсон   05.02.2020 02:35   Заявить о нарушении
Опять вы ошиблись. У меня не так много материала про западный образ жизни, чтобы выбирать негативные. С чем столкнулась, то и описала. Какой вы грубый бываете!

Любовь Матвеева-Поротикова   11.02.2021 07:11   Заявить о нарушении
Так и пишите про тот образ жизни, который знаете. Мне нравилось, когда вы это делали. Кстати, а почему, прежде чем писать рассказ, вы не поговорили с бабкиными детьми? Для полноты картины? Рассказ, в любом случае, получился бы интереснее. Лень? Или всё-таки задача была обосрать американцев?

Владимир Бененсон   12.02.2021 02:00   Заявить о нарушении
А вы так русским и остались - всю правду-матку в глаза, без дипломатии! Американцы же так не делают. Я вижу много хорошего на Западе, и пишу об этом. Просто хочется до конца понять западный образ мыслей. Вот сейчас читаю Салтыкова-Щедрина "За рубежом". Он пишет, что у нас чуть что - кутузка, а ТАМ кутузка внутри у каждого человека, большие самоограничения. Во всяком случае, так было раньше, в его времена. Да вот последний мой рассказ "Трудно быть леди" о положительных качествах воспитания за рубежом - почитайте.

Любовь Матвеева-Поротикова   12.02.2021 07:23   Заявить о нарушении
Простой факт. В америке проживает пять процентов людей земного шара, а в американских кутузках сидит двадцать пять процентов заключённых земли. Сейчас прочитаю ваш рассказ, а вы почитайте мою повесть "Сон".

Владимир Бененсон   13.02.2021 02:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.