Часы с кукушкой

               На День рождения маме подарили часы с «кукушкой». Это такие настенные часы, которые очень похожи на сказочную избушку на курьих ножках. Только вместо ножек у этой избушки висит длинная цепь с гирей, и маятник болтается. Если цепочкой подтянуть гирю к полу избушки и толкнуть маятник, то часы пойдут: «Тик-так, тик-так».
                Вместо двери с окном у этой часовой избушки – циферблат с двумя стрелками, которыми можно вертеть сколько угодно хоть вперед, хоть назад. А под крышей у избушки есть маленькое окошечко, из которого кукушка высовывается и кричит: «Ку-ку!» Сколько часов показывают стрелки, столько раз и кукует. К примеру, если маленькая стрелка стоит на единице, а большая – на двенадцати, то кукушка прокукует всего один раз: «Ку-ку!» Это значит, что часы показывают один час времени. Когда два часа показывают, кукушка дважды кукует. Ну, и так далее. Еще по одному разу кукует кукушка в половине всякого часа. В общем, через каждые полчаса кукушка исправно вылетает из окошечка и кричит столько, сколько положено по времени. Если, конечно, часы идут исправно.
                А часы с самого начала совершенно исправно шли. Потому что новые. Новая вещь, если она без брака, то всегда исправно работает. Так что с кукушкой этой и с маятником, и с гирей у мамы  никаких не было хлопот. Только знай себе каждый день утром и вечером подтягивай гирю и толкай маятник. Мама так и делала: гирю на цепочке подтянет до самого верха, маятник толкнет, если он остановится, часы и тикают себе спокойно. А в положенное время кукушка выскочит, прокукует, сколько надо – и все в порядке.
                Правда, поначалу кукушка сильно донимала Алешу с мамой своим кукованием. Особенно по ночам. Только задремлешь, устроившись в постели, тут: «Ку-ку, ку-ку!» На другой бок перевернешься, опять: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» Ну, беда прямо! Вскоре привыкли. Просто перестали обращать внимание. Зато не надо всякий раз бежать в большую комнату, чтоб время посмотреть: кукушка сама о нем сообщает.
                В общем, очень довольна была мама таким подарком. Алеша тоже. Еще бы: более занимательной вещи в доме у них до сих пор не водилось. Перво-наперво заняла Алешу проблема: зачем к этим часам привешена гиря? Да еще такая большая и на такой длинной цепочке. К тому же, странное дело, висит себе эта гиря тихо-тихо, совсем неподвижно, а через какое-то время оказывается, что она опустилась. К вечеру вообще до самого пола опускается. Алеша вздумал как-то покараулить эту самую гирю, чтоб посмотреть, как опускается. Специально подольше сидел, не спуская глаз. Никаких движений. Даже не шелохнулась. Но опустилась. Алеша для верности решил отметить расстояние. Побежал в свою комнату, принес карандаш и отметил на стене положение гири. И опять стал долго-долго наблюдать. Все то же самое. Через полчаса приложил гирю к стене, а метка-то выше оказалась. Чудеса прямо, да и только!
               «Интересно, - подумал Алеша, - а если к этой гире привесить еще что-нибудь, что получится?» Он побежал на кухню и стал искать в столе, что можно было бы привесить потяжелее. И чтоб держалось хорошо. Сначала приладил ручку от мясорубки. Ничего: все в порядке. Маятник болтается, часы тикают, гиря висит и вниз опускается вместе с ручкой. Заметно стала опускаться, да и маятник быстрее болтаться, а часы тикать. Потом Алеша прицепил к гире саму мясорубку без ручки. Маятник тут же принялся трепыхаться, как сумасшедший. И цепочка вниз поехала-покатила, словно с горы. Алеша быстро снял мясорубку и привесил пустую кастрюльку. Цепочка ехать перестала, но все-таки довольно заметно двигалась. Маятник тоже приостановил свою прыть. А кукушка успела за время Алешиного эксперимента с мясорубкой и кастрюлькой выскочить раза три или четыре.
              «Ну, - смекнул Алеша, - гиря, оказывается, цепочку тянет. Чем быстрее тянет, тем и маятник быстрей качается. А что, если вообще гирю с цепочки снять?» Алеша снял с цепочки гирю, и маятник вовсе остановился. Часы тикать перестали. Тут Алеша и понял окончательно, что без гири часы просто не могут идти. Совершенно никак.
              Он повесил назад гирю, толкнул маятник и успокоился. Теперь он знал, в чем дело. Гиря в этих часах что-то вроде завода. Она тянет цепочку, и цепочка разматывается, как пружина. Осталось только не совсем ясным, для чего маятник болтается? Но с этим делом Алеша не стал разбираться, потому что скоро должна была мама с работы прийти, а он еще не прибрался на кухне. Да и уроки надо делать.
              Вечером посмотрела мама на часы, удивилась:
      - Странно, что-то часы у нас вперед ушли! – Поставила стрелки правильно и маятник толкнула.
              На следующий день Алеша маятником часов занялся. «Интересно, - подумал он, - что в этих часах главнее: гиря, маятник или кукушка?» Гиря, конечно, заводит часы. А маятник зачем  качается? А как это выходит, что кукушка всегда вовремя выскакивает?  Это совсем уж  сплошная  загадка.
             Алеша подтащил к стене, на которой висели часы, стул, поднялся к часам и остановил маятник. Чтобы проверить, что будут делать без маятника гиря с цепочкой? Ну, и кукушка, разумеется.
             Как он и ожидал, часы стали. Алеша пометил карандашиком положение гири и оставил на время часы в покое. А чтоб время ожидания результатов двигалось быстрее, Алеша занялся домашними делами. Помыл посуду, подмел на кухне, убрал на своем столе. А часы стоят. Кукушка под крышей избушки уснула. Алеша приложил гирю к стене, и гиря  точно совпала с меткой. Ни на миллиметр не продвинулась.
             «Выходит, маятник у них главнее, - подумал Алеша, - если без него гиря на месте стоит». Полез к часам и вытащил маятник из часов. Внутри часов что-то щелкнуло и зажужжало, гиря стремительно поехала вниз и потянула цепочку. Стрелки тоже побежали по кругу циферблата, а кукушка проснулась и принялась вылетать из домика через каждую минуту и куковать, сколько ей вздумается.
              Алеша быстренько нацепил маятник на трепыхающуюся петлю в часах и водворил назад стрелки на циферблате. Толкнул маятник и задумался: «Так что же, все-таки, главнее: маятник или гиря?» Может, все дело в кукушке? Разборки с кукушкой Алеша решил отложить до завтра. Опять же по случаю дефицита времени.
Вечером мама еще больше удивилась, чем накануне:
              - Да что это за чудеса такие с нашими часами происходят? – воскликнула она, переставляя стрелки. – То вперед убегали, а то отставать начали? Алеша, ты не снимал часы со стены?
              - Нет, мама, не снимал! – честно ответил Алеша.
              - Ну, что ж, придется, видно, нести к часовщику! – вздохнула мама.
              – Как жаль: так мне эти часы понравились, а они с браком.
Утром сняла мама часы со стены и забрала с собой  в школу, чтоб после работы занести их в мастерскую.
              Часовщик  осмотрел часы и сказал:
              - Ваши часы очень даже хорошие, и никакого ремонта им не требуется. Вы, наверное, криво повесили их. – И вернул часы обратно.
               Мама повесила часы на тот же гвоздик в стене. Но при этом тщательно примерила точное расстояние со всех  их сторон, пока не убедилась абсолютно, что часы висят ровно.
               Следующий день часы шли исправно. И кукушка вела себя прилично. Но Алеше все не давал покоя вопрос о том, как это кукушка с маятником и гирей вместе соединяются, если умудряются так слаженно сотрудничать друг с другом? Наконец, пытливая душа ребенка не вынесла испытание неизвестностью. Поэтому еще через день Алеша пришел из школы и тут же вплотную занялся часами. Он снял часы с гвоздика, осторожно перенес их на диван и принялся внимательно осматривать со всех сторон. Во-первых, оказавшись в лежачем положении, часы немедленно стали. Во-вторых, задняя стенка часов оказалась наглухо закрытой. Алеша не стал ее снимать, поскольку представлял, примерно, как выглядят часы изнутри. Его интересовала кукушка. И поэтому он удовлетворился тем, что развинтил шурупы, скрепляющие крышку избушки, поскольку именно под крышкой эта самая птица и  проживала.
Картина под крышкой представилась ему весьма примитивная. Вместо кукушки на проволочке сидела обыкновенная палка, на которую была насажена кукушкина голова. А сама эта палка прикреплялась проволочкой к  фанерной коробочке с крышечкой. Алеша приподнял крышечку, и коробочка тут же сказала: «Ку-ку!»  Алеша слегка разочаровался: «Так это коробочка, оказывается, кукует, а не кукушка!» Подергал крышечку коробочки раз пять и, насладившись ее кукованием, поставил ее обратно. Потом привинтил крышку часов, как и должно быть.
               С «кукушкой» разобрался, но так и не понял, как она с маятником соединяется. «Небось, тоже с помощью проволочки», - решил Алеша и повесил часы обратно на стену. У него пропал интерес к этим часам. Подтянул на цепочке гирю, толкнул маятник, и часы затикали. Немного подумавши, Алеша сходил на кухню, чтоб посмотреть на будильнике время. Затем опять поднялся с помощью стула к часам и перевел на циферблате стрелки, как надо. Чтобы маме не пришлось опять нести часы к часовщику.
               Удовлетворивши душу уже порядком надоевшими часовыми проблемами, Алеша со спокойной совестью уселся за уроки. У мамы тоже к этим часам в этот вечер никаких особенных претензий не возникло, потому что шли они минута в минуту точно: ни спешили, ни опаздывали.
               Впрочем, сразу же после восьми вечера мама вдруг поинтересовалась как-то так настороженно:
              - Алеша, тебе не кажется, что у нас в доме как-то необычно тихо?
              - Нет, не кажется, мамочка! – ответил Алеша. – А что такое?
              - Или мне так показалось, или это на самом деле, но, по-моему, наша кукушка  совершенно перестала куковать. Во всяком случае, в восемь она точно не проявила никаких признаков жизни.
              - Я думаю, что тебе это показалось, - успокоил Алеша. – Вот увидишь, в половине девятого она обязательно прокукует.
               Но в половине девятого кукушка, вопреки ожиданиям, не соизволила даже пискнуть.
              - Мамочка, она, вероятно, устала так часто куковать. А в девять уж точно прокукует, - потухшим голосом промямлил Алеша и подумал: «Что-то, видать, я не так прикрутил там. Надо завтра починить».
               А мама подумала, что часовщик явно что-то недосмотрел: какой-то брак в часах непременно есть. «Надо в город их свезти к настоящему мастеру, - решила она и успокоилась.
               Весь вечер и всю ночь кукушка не проронила ни слова. Поэтому еще утром, отправляясь на занятия, Алеша поставил себе задачу  непременно починить часы.
               Пришел из школы и тут же взялся за дело. Все аккуратно приладил и проволочку к коробочке прицепил точь-в-точь, как было. Повесил часы, подтянул гирю, толкнул маятник. Часы пошли, и кукушка закуковала вслед. Получилось нечто, вроде: «Тик-так, ку-ку! Тик-так, ку-ку!»
               Алеша вновь снял часы и полез ремонтировать. Но результат был тот же. Провозился с противной кукушкой чуть ли не до вечера. Уже перед самым маминым приходом плюнул на это дело и оставил все, как есть.
              - Алеша! Что это за чудо? – спросила мама, появившись на пороге. – И давно они так?
              - Давно, - ответил Алеша. – С самого обеда. Это она, вероятно, за вчерашнее  решила откуковать, мамочка.
               Тут мама строго посмотрела на сына:
              - Алеша, скажи мне откровенно, что ты там в этих часах делал?
              - Ничего особенного, мамочка! Я только попробовал починить коробочку в кукушке.
              - Какую коробочку?
              - Ну, которая вместо кукушки кукует. Там есть такая коробочка с крышечкой и проволочка. Эта проволочка коробочку открывает и кукушку толкает, чтоб выскакивала.
              - Но зачем ее нужно было чинить, если она исправно работала?
              - Ничего не исправно. Она же вчера совсем не куковала.
              - А  не куковала потому, что ты вчера забрался в часы, чтоб посмотреть, каким образом кукушка кукует? – догадалась мама.
              - Нет, мамочка, забрался в часы я еще раньше. А вчера я хотел их немножко подремонтировать.
              - Час от часу не легче! – схватилась за голову мама. – Ну-ка, признавайся, что ты еще в этих часах ремонтировал?
              - Ничего не ремонтировал. Смотрел только, как работает маятник, и для чего гиря привешена?
              - О, Господи! – воскликнула мама и уселась на стул. – Алеша, есть ли у нас в доме еще хоть одна какая-нибудь порядочная вещь, которую ты еще не ремонтировал?!
              - Есть! – торжественно заявил Алеша. – Телевизор!!!


Рецензии