Неопубликованные письма А. С. Пушкина. Письмо 1

      Акиньшину М.Г.   
               
      Дорогой Михаил Герасимович, благодарствую за переданные  через Арину Родионовну книжки с памфлетами. Извиняюсь, что не смог принять сам, так как был в отсутствии, о причинах которого, надеюсь, тебе рассказали. Третьего дня читал  с друзьями в  месте моего  нового заточения, затянувшегося здесь не по причине холеры, которое здесь называют Ново-Болдино. Все получили удовольствие не меньшее, чем от «Луки Мудищева» и даже списали по этому случаю часть моего карточного долга.
      Я не буду возражать против твоего желания опубликовать это письмо на "Прозе.ру", на которую, должен признаться, не встанет даже у тебя. Однако, это обязывает меня принять условия этого литературного портала, соответствовать его многомиллионной читательской аудитории, и в частности, не употреблять запрещенных  слов и выражений. Не знаю, что у вас сейчас считается Moveton-ом и является ли слово .уй запрещенным. Если я что-либо напишу лишнего, то поправь.
     Из того, что мне известно, полагаю, что жанр твоих сочинений уходит корнями в далекое прошлое, и известен еще по «Разговорам» Эразма Ротердамского и  произведениям Франсуа Рабле, а также широко использовался великими французскими философами - развратниками Вольтером и Монтескье. В русской литературе он ярко проявился на какое-то время в сказках Салтыкова-Щедрина, и после исчез из перечня видов литературных произведений  даже на портале «Проза.ру». 
     Должен признаться, что и у меня в "Современнике" не печаталось ничего критического в мой адрес, хотя материала было более чем достаточно, взять хотя бы мои письма к этому .удаку Жуковскому или дневники за последний год моей жизни. Писал, потому, что было скучно - одни обеды и балы, то у  австрийского посланника, то у кого-нибудь из князей по приказанию царя, или .бля их жен и бесконечные разборки на дуэлях. Спасибо мерзавцу Дантесу, что пристрелил меня тогда, я бы точно повесился от такой жизни. Писал, чтобы отвлечься. Однако, ближе к теме.
     Итак, памфлеты. Не думаю, что их начнут писать после публикации моего письма. Но не в этом дело. Самое примечательное, что этот жанр возродился, и возродился именно в это порочное время, и надо спешить, пока оно не прошло.
     Назначение этого вида критической литературы – изобличение пороков общества в первую очередь, а не моих, чего ждут читатели. И когда  в обществе разложение достигает определенного предела, тогда, очевидно, появляется необходимость в его изобличении. Так было перед Великой французской революцией в ХVIII веке, и так было в начале ХVI века во времена протеста  Лютера против засилья католической церкви. Появление памфлетов в настоящее время объясняет эту взаимосвязь самым очевидным образом.   
     Действия  сюжетов в памфлетах разворачиваются в яблоневом саду Льва Николаевича. Персонажи – в основном, - души покойных русских писателей. Они,естественно, голые, кроме одного из этих «сочинителей», который носит китель. Рассевшись в ветвях деревьев, они проводят время в карточной игре. Не прерывая игры, во время five o/clock, они обычно беседуют. Мой ход, банкую. Автор не называет прямо это место раем, хотя это угадывается по некоторым оговоркам , в том числе и упоминанием,  что где-то рядом размещается спецзона для грешников, куда увлекли меня, к моему глубокому душевному прискорбию, мои беспутные увлечения. У них вечная жизнь, и они ждут прихода Спасителя. Особая роль отводится персонажу в кителе – он должен будет изображать мессию или, в зависимости от развития событий, которые вероятно станут сюжетами для будущих памфлетов, возможно, и Антихриста. Содержание бесед становится известно автору памфлетов, поскольку он и сам принимает в них участие. Они интересуются жизнью, протекающей на покинутой ими Земле и обсуждают проблемы, которые волнуют автора. Обсуждение этих проблем и является главным смысловым стержнем памфлетов. Опять пики - козыри. Нам открывается мир, погрязший в глупости и пороках. Тема преступной приватизации государственной собственности и последовавшей за ней неслыханной коррупции незаметно вплетается в разговоры о нелепостях жизни насельников. Нарисованная автором картина напоминает работы Босха, которые могли бы быть иллюстрациями к памфлетам, о чем, вероятно догадывался автор, исследую его творчество в  своем эссе. Серия памфлетов поражает грандиозностью замысла, сравнимого с кругами ада Данте, и в чем-то даже превосходит его, раскрывает широчайшую картину мира во всех его проявлениях от Рюрика и до наших дней, которая не потеряет своего значения и для тех, кто придет после нас, взглянет и скажет: "и в каком же дерьме мы тогда жили".
    Одной из особенностей памфлетов является свободная трактовка образов персонажей независимо от первоисточников, что делает их совсем непохожими на свои прототипы. Так Федор Михайлович часто выглядит горьким пьяницей, Николай Васильевич - малообразованным придурком их Малороссии. С непременным почтением автор относится только к Льву Николаевичу. Это нисколько не снижает качества сочиненного автором, но даже привносит в сюжет некоторую интригу. Автор ссылается на мое благословение писать памфлеты – я просто потрясен, как в точности ему удалось реализовать мои слова. Я вспоминаю, как однажды за обедом у кн. Вяземского я предложил Гоголю эту идею с памфлетами, но эта свинья тогда отказалась. Позже я сам решил заняться памфлетами и поделился этим с Николаем, но он, сукин сын, запретил. Михаилу Герасимовичу я рассказал идею, не надеясь, что из этого, что-то получится, но здесь зерно упало на благодатную почву.
     Все наши друзья, и особенно барон Charles Louis, портрет которого размещен в «Некрологе» под видом портрета автора, читают памфлеты с жадностью  и в полном восторге от гениальности общего композиционного замысла, а также от занимательности сюжетов каждого памфлета в отдельности. Думаю, что они отвлекут на какое-то время читателей от соблазна застрелиться от скуки. А дальше видно будет. Как говорят: другие времена - другие girls.   Обнимаю тебя от всего сердца. 
                Спецзона Ново-Болдино. 25 февраля 2019 г.    А. Пушкин.
 


Рецензии