Сходство мыслей

Вот, что я сам писал когда-то в своей повести «Повороты судьбы», имея в виду одного из «завсегдатаев» психиатрической больницы: «Продержали его здесь полтора года. Он жил один. Таких отсюда, как правило, вообще не выписывают. Но, как известно, не бывает правил без исключений. Он и был таким исключением. Почему говорю: «был» - сейчас узнаете.

Жил он в своём частном доме. Теперь не живёт там. Не живёт хотя бы уже потому, что сейчас он живёт здесь. Во всяком случае – пока. А что потом будет, так то вперёд никому из смертных неведомо.

Так вот. Продержали Лёньку полтора года. Дом его всё это время под замком стоял. И, представьте себе, Лёньку – как я уже сказал – выписали. Он на радостях в баню сходил – сам потом рассказывал. Дом в порядок приводить начал. Сорняки вытяпывал, которые по высоте уже сравнялись с крышей дома. Деньги в сберкассе получил – ему же пенсию по инвалидности, как, ни как, назначили. За полтора года – это ж сколько накопилось! Герой Лёнька, да и только!

И что же вы думаете? Примерно через пару недель сюда заявляется. Наговорил на себя, что называется, сто бочек арестантов, лишь бы только опять положили. Не сказать, чтоб врачи ему очень-то уж поверили. Но здесь существуют свои, что ли, если можно так сказать, традиции и достаточно давно устоявшиеся правила. В том числе, и некоторые правила определённой игры, которую, опять же – при определённом стечении определённых обстоятельств, начинают вести обе стороны. Среди этих неписанных правил есть и такое, что один, мягко говоря, привирает, а другой – делает вид, что верит; а «привирающий» знает, что тот, кто делает вид, что верит ему, на самом деле, конечно же, не верит, но сам тоже начинает делать вид, что поверил в то, что тот, кто делает вид, что поверил ему, якобы поверил ему и на самом деле. А тот тоже понимает, что другой понимает всё, но начинает в свою очередь делать вид, что не понял, что другой всё понял… И так – по кругу… Вот такая, неимоверно запутанная, а если вникнуть, и разобраться непредвзято – совершенно простая, но достаточно порочная система. При всём при том, на сколько костная, на столько же и вязкая, обволакивающая всех её участников с обеих сторон, не желающих в ней что-либо менять.

Если кто-то ещё не понял, зачем Лёнька так поступил… Всё очень просто и понятно. Он, самым натуральным образом, отвык от нормальной жизни. Я потом немало встречал подобных ему людей. И это всегда ужасно».

А вот, что писал фактически о том же самом заведующий отделением одной из московских клиник и ведущий программы «Серебряные нити» на «Радио России», кандидат медицинских наук Александр ДАНИЛИН в статье, носящей до крайности показательное название «Любой диагноз в психиатрии – миф»: «Я не утверждаю, что на самом деле психически больных людей не существует. Здесь, на мой взгляд, действует правило трёх процентов. Где-то 3 % людей, которые попадают на лечение с диагнозом «алкоголизм», на самом деле страдают алкоголизмом. Где-то 3 % людей, которые попадают на лечение с диагнозом «шизофрения», действительно страдают шизофренией. Всё остальное — это состояния, которые обусловлены какими-то понятными органическими процессами в нервной системе или же теми или иными психологическими переживаниями. В том числе, между прочим, условной выгодой болезни. Ведь болезнь — это некоторое состояние, которое лишает человека ответственности. Можно жить годами в психбольнице — это не очень приятно, но гораздо проще, чем жить в реальной жизни. Что остаётся делать врачу в такой ситуации? Пытаться перевоспитать человека или выполнить то, чего он хочет, оставить ему его койку в больнице?».

Не зря, видимо, существует поговорка: «Мысли летают в воздухе».


Рецензии