C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Капитаны дальнего плавания. Юность. Ч. 18

Глава 4.Армия.Путь в Верхнюю Пышму

      Выехали мы из г.Винницы 23 ноября 1957 г.Везли нас в товарных вагонах, оборудованных нарами и печками-румынками. Вагоны были двухосные и четырёхосные.Сопровождали нас офицеры и сержанты с тех частей куда нас везли. По дороге нас кормили:три раза чай и один обед: каша- кирза с тушёнкой.Загружали нам по дороге дрова и уголь для топки печек.Кроме того мы везли с собой провизию (свою) в чемоданах: колбаса, сало, варёные яйца, калачи, булки, конфеты и пр.
       Вагонов было много-целый состав. Везли более 2000 человек с трёх областей Украины: Винницкой, Хмельницкой и Житомирской. На Украине в это время снега ещё не было- туман, дожди, слякоть. В России первый снег начал появляться уже в Воронежской и Пензенской областях, а на Волге снег уже лежал везде и было уже от 5 до 10 градусов мороза. С ж.д. ветки Казань-Свердловск нас перевезли через Ижевск на ветку Киров-Пермь, Свердловск. И по дороге везде отцепляли вагоны с рекрутами. И так до Свердловска, где утром 3 декабря уже было 25 градусов мороза.
       По дороге, пока нас везли, было много казусов. Многие призывники хотели выпить водки и атаковывали все киоски по дороге, потом при нашем приезде все киоски закрывали, чтобы будущие солдаты не пили. Но всё равно некоторые водку разыскивали, их догоняли сержанты и офицеры, отбирали бутылки и разбивали их об рельсы, а штрафников садили в один вагон- изолятор, который не отапливался и везли их в холодном вагоне один прогон.Кто удирал с водкой, того останавливали выстрелами из пистолетов вверх. Туалетов не было и справлять нужду можно было только на улице. Состав останавливали в поле не доезжая станции и вся орава более 2-х тыс.человек садились в шахматном порядке друг возле друга справлять нужду. Смех и только, но так и было.
       Ещё что. Кушать кашу, которую нам носили на обед, никто не хотел, но тушёнку сверху некоторые собирали и ели. А в основном ели свои запасы в чемоданах и запивали чаем. Чай был самым главным в вагоне и все старались своими кружками быстрее зачерпнуть. Однажды мой земляк Александр Ершов (мы с одной улицы) притащил ведро чая и подаёт мне наверх на вторые нары:"Витя, быстрей набери себе и мне по кружке". Я набрал, но тут кто- то снизу протянул кружку в ведро и опрокинул  ведро и весь кипяток полился на нижний ярус нар. То-то было: крик, гам:"Облили кипятком!"
       Кашу, которую без тушёнки не ели обычно, вываливали из вагона на шпалы. А вот однажды, в Чувашии, чувашка носила и продавала под вагонами беляши и один из наших, взял и вывалил ей в корзинку кашу из ведра. Вот шуму было-прибежал наш офицер:"Кто это сделал, перестреляю!!!"А кто скажет, кто это сделал?!))))
      В вагоне А.Ершов играл и пел песни на своей гитаре-и нам было весело и не таким долгим казался путь.Одно плохо, что все эти 10 суток пути мы ни разу не умывались, а буржуйки сильно коптили и мы скорее всего были похожи на негров.Ближе к Уралу ночью мы оправляли нужду, но по лёгкому мы делали через щёлочку в двери.И вот однажды утром мы не смогли открыть дверь, она примёрзла к отвору.Пришлось потом найти берёзовое длинное полено и выбивать дверь.
      На вокзале в Свердловске нас встречал духовой оркестр, крытые машины и нас повезли в Верхнюю Пышма. Да, чуть не забыл. Чемоданы мы положили у изголовья, чтобы не так было холодно. Но когда пришлось в Свердловске их брать-оказалось они примёрзли к стенке. Я дёрнул и оборвал два уголка чемодана.


Рецензии