Метро 2035 трешЪ, угарЪ и безнадёга!

Намедни дошли таки руки до «Метро 2035» - произведения популярного молодого писателя Дмитрия Глуховского и… Честно признаться – лучше бы не доходили. Ибо…насколько хорош роман «Метро 2033», настолько же плох и финальный штрих истории Артёма, главного героя как книг, так и серии игр по их мотивам.


На этом, в принципе, можно было бы и закончить рецензию, но для графоманов, вроде меня, это означает посрамить честь мундира, посему – попытаюсь пояснить в деталях причины своего разочарования.


Начну издалека и даже из другой оперы. Есть такой кинорежиссёр – А.Ю. Герман. Без сомнения, человек талантливый и обладающий своим оригинальным творческим стилем… Но вот решил он, видимо, не в самый лучший момент своей творческой биографии, снять фильм по мотивам произведения Стругацких «Трудно быть богом». Почему не в лучший?


Вообще, все сомнительные достоинства этой картины детально описаны в обзоре одного видеоблоггера, носящего псевдоним «Красный Циник». Потому интересующимся подробностями нелишне будет навестить его страницу(goo.gl/ZP6Y88). А я ограничусь предельно краткой выжимкой в характеристике недостатков фильма: «чернуха» съела смысл.


Притом до такой степени, что порой казалось – главный действующий герой картины не Румата, в исполнении Л. Ярмольника, а, извиняюсь – дерьмо. Которого в этом кино в изобилии на всём его протяжении… Нет, натурального дерьма – а не метафорического. А роль второго плана досталась густой, маслянистой грязи… Итак -  главного героя, как такового, в фильме нет, ибо вместо Руматы там…блаженный дурачок, перманентно измазанный…вот тем самым. Повторю это обстоятельство потому, что оно важно для проведения некоторых параллелей с …


Но отвлечемся, пока что, от фильма, и отметим… Что при прохождении лабиринта злобных, грязных, оскотинившихся и безысходных строк «Метро 2035» мне не раз и не два показалось, словно автор вдохновлялся именно киношедевром Германа. Киношедевром сомнительного цвета, консистенции и запаха – что, впрочем, никогда особо не волновало любителей элитарного искусства…


Если в «Метро 2034» люди даже на станции ВДНХ, станции, где по условиям сюжета книги царили самые настоящие безысходность и ужас, было не ясно, проснёшься ли завтра в принципе… Так вот – даже там люди хоть старались не терять человеческий облик… В местах, где люди его всё же теряли – была хоть какая-то, пусть временами надуманная причина, но причина… Если и странные поступки самого Артёма, уже в конце повествования, тоже имеют внятное объяснение…


То в «Метро 2035» просто … будто бы на пульте управления креативной жилкой писателя кто-то выкрутил на максимум ручку, под которой написано было: уровень трэша, угара и безнадёги. Раньше, в повествовании о 2033году* в метро, фигурировали всякие люди – нередко злобные, подлые, алчные, отчаявшиеся, попавшие под власть различных деструктивных идей… Но это были всё же люди.
В 2035 году каким-то мистическим образом превратившиеся в свиней. Да нет, к чему оскорблять животинку… В големы из дерьма превратившиеся, вот. Я понимаю, что добро и зло – это сродни всяким иксам и игрекам в алгебре, абстракции, задающие абстрактную же систему координат. Которая, увы или к счастью – своей простотой несоизмерима со сложностью и многообразием реальной жизни.


Потому шаблонно – положительные герои во всевозможных художественных произведениях смотрятся, как правило, неубедительно, гротескно, «картонно». Но то же самое можно сказать и о шаблонно – отрицательных персонажах. А если добавить к этому ещё и мегатонны дерьма да всяческого трэша – в которых легко тонет сложность и многообразие писательской эмуляции реальной жизни… То мы получим то, что читаешь просто из любопытства… Любопытно ведь – хоть случайно там проблеск чего-то не коричнево – вонючего будет?


Главный герой – не спасает, не разгоняет своей внутренней силой мрак безысходности. Потому что, как и в кинопроизведении Германа – перед нами блаженный дурачок. Вероятно обчитавшийся Достоевского до бреда. Нет, когда сильный, стальной и несгибаемый герой вдруг показывает какие-то ранимые стороны своей натуры – это, при умелом использовании в нужный момент, может произвести просто впечатляющий эффект. Как эмоциональный, так и в плане понимания самого героя и мира, в котором он существует, обстоятельств, в которые он попал и т.д.
Но в «Метро 2035» Артём из, может, и не бесстрашного, но мужественного и целеустремлённого человека, становится… Как аттестовал его другой видный герой в этом романе: *бнутым, шизоидом. Так глубоко погруженным в бездны самобичевания и бесплодных рассуждений в стиле Роди _нашего всего_ Раскольникова… Что его новая как бы цель в как бы жизни кажется совершенно лишним сюжетным довеском.
Образ *бнутого шизоида, упивающегося до беспамятства при первой же возможности – и это при том, что на повестке дня сверхважная для этого же шизоида задача!.... Просто не нуждается в каких-то дополнительных штрихах, в духе озабоченности поисками иных выживших людей и их анклавов.


Впрочем, не только Артём был разжалован из героев в…органическое удобрение животного генеза. Его спутники – тоже. Даже Гомер – человек, вроде бы совершенно не от мира сего, и тот в конечном итоге оказался в каком-то роде продажной тварью. А Хантер, который в «Метро 2034» … да, впрочем – какая разница, каким он был что в «Метро 2033», что в «Метро 2034». Ему тоже досталась настолько обильная порция дерьмеца в «Метро 2035», что лучше бы автор не воскрешал его а «Метро 2034».


Такое ощущение, что автор почему-то обиделся на своих же собственных героев и решил их, что называется, изговнять. Хотя казалось бы – куда уж больше-то этой самой субстанции? А вот куда.


Похожее ощущение у меня было, когда я читал сагу о ведьмаке и ведьмачке пана Сапковского. Но если у него гротескная мерзость была всё же не везде, и только временами хотелось вскрикнуть: «-Да что в этом вашем Неверленде не так-то?!» То в «Метро 2035» ощущение гадливости, возникнув с первых страниц, никуда не исчезает до последний строк. И когда я дочитал сию чудную книженцию, то… «Замечательный день сегодня! То ли чай пойти выпить, то ли повеситься.»(с)А.П. Чехов. Вот то самое ощущение, «чеховское», да…


Знаете, есть такой способ … Способ имитации некоего «правдорубства». Притом, как мне кажется, даже сам имитатор далеко не всегда прибегает к нему осознанно. Суть этого способа в том, чтоб создать нечто настолько мерзкое, что люди от этого вот будут шарахаться в ужасе, чтобы не стошнило ещё чего доброго… Образно говоря… Зажать в руке, извиняюсь – свежую какашку, и тыкать этой рукой в лицо прохожим, сопровождая сие действо словами: «Вот! Вот что внутри всех вас на самом деле!» А потом данную защитную реакцию уклонения от чего-то тошнотворно грязного и вонючего подобные якобы правдорубы трактуют так: «- Это просто _они_ своим скудным умишкой не могут принять моей суровой _правды_!»


Те, кто применяют подобную тактику осознанно, разумеется, ищут просто волну т.н. хайпа, дабы та подняла их к вершинам славы. Почему так поступают люди, прибегающие к…эммм….этой вот фекальной бомбардировке читателя/зрителя не осознанно, без умысла… Вот даже предположений нет, честное пионерское.
Да, правда, даже преломлённое через призму условностей художественного произведения, бывает и дерьмовой в том числе. Но не всё, что дерьмово – то правда. И если даже мне, завзятому скептику и мизантропу творение Глуховского кажется просто трэшем ради трэша… То что-то с ним не так, с этим творением. Конечно, автору виднее, как писать собственные тексты… Но у всего есть своя цена. Цена «Метро 2035» - по крайней мере лично в моём случае: разочарование. Лучше бы я не открывал эту книгу. Потому что даже сюжет игры «Метро Исход», через дыры в котором, наверное, сможет легко проехать метропоезд – в художественном плане лучше «Метро 2035».


А всё почему? А потому что,  как якобы говаривал ещё Парацельс: «Всё - яд, всё – лекарство; то и другое определяет доза!» Кроме того, всякая ложка хороша к обеду. К трэшу и безысходности в литературном творчестве это всё относится в не меньшей степени, чем к медицине… Да и к любой другой сфере деятельности человека, в общем-то. А за сим я закругляюсь… Да и пойду, пожалуй, чаю выпью, что ли…
 

З.Ы.: Разумеется, я, как и любой другой человек, субъективен, могу быть не прав, и кто я такой, чтоб критиковать людей такой величины и вообще сперва надо добиться, а потом…и в аду тоже позагораю, всенепременнейше…

*- да и в «Метро 2034», кстати


Рецензии
Отличная литературно-критическая работа: в меру - субъективного восприятия и личностного отношения, и также в меру - оценочной объективности. Удачное "золотое сечение"! Поэтому-то к автору статьи и испытываешь особенное доверие.

Георгий Георгиевич Ларин   26.02.2022 01:32     Заявить о нарушении