Вторая подпись

Ужин был испорчен ссорой.
- Глеб, сколько мы еще будем ютиться в этой крошечной квартирке? У нас растут две дочки, им нужны отдельные комнаты. И в этой кухне не повернуться. Ты же директор завода!
- Эмма, ты ведь знаешь, после войны разрушено полгорода. Люди живут в подвалах, я вынужден каждый день отказывать в приеме на работу нужным рабочим, которым негде жить. Наша семья стоит в городской очереди на получение жилплощади, надо подождать.
-  А какая квартира у Званцевых? Когда мы были у них первого мая, я чуть не расплакалась. В двух уровнях. Одна гостиная как вся наша квартира.
- Званцев - секретарь горкома, ему положено.
- А твой заместитель Арсений? У него зарплата поменьше твоей, а он уже отгрохал себе особняк. Я тоже хочу свой дом. У твоего завода денег хватит.
- Это не мои деньги и потом заводским бюджетом распоряжаюсь не я, а главный  бухгалтер. Он копейки лишней не даст.
- А ты - директор завода. Ты просто рохля и не используешь своих возможностей. Посоветуйся с Арсением. Этот пройдоха все организует. Ты приходишь сюда только ночевать, а я тут живу, и твои дочери тоже. Перед соседями стыдно.
- Эмма, успокойся. Я попробую что-нибудь придумать.

Она права, думал Глеб утром по дороге на работу, наверное, что-то можно придумать.  После утренней оперативки, где обсуждались заводские дела и начальники отделов и цехов перекладывали друг на друга причины брака, задержку в комплектации и ошибки в чертежах, он попросил остаться своего заместителя по коммерческой части.
- Арсений, задержись, надо кое-что обговорить.
Кабинет опустел, и они остались вдвоем. Наступило молчание. Глеб позвонил секретарше, попросил некоторое время его не беспокоить и стал ходить по кабинету. Он всегда это делал когда надо было принять важное решение. Кабинет был небольшим, и ходил он от двери к окну и обратно. Кажется, на крашеном полу уже наметилась дорожка. Жена знала про эту дорожку, и не только жена.
А заместитель директора по коммерческой части подумал, что будет неприятный  разговор, наверно, по поводу нескольких станков, которые он за хорошую взятку продал за бесценок своему приятелю, открывшему частный бизнес. Директор не хотел продавать станки, но ему сказали что нечем платить зарплату рабочим.
- Глеб, если ты по поводу этих шести станков, так они все равно не использовались много лет. Мы ведь уже перешли на другую продукцию, и эти станки просто занимали место. А на вырученные деньги мы выплатили зарплату и даже премии.
Это был тонкий намек: самую большую премию получил директор.
- Помолчи, - сказал директор, - дай подумать.
Он, действительно, не знал с чего начать. Заместитель умолк, а директор все ходил по дорожке. Наконец, он решился и сел за стол.
- Арсений, сколько денег у нас в банке?
- С этим вопросом тебе лучше обратиться к главному бухгалтеру. Случайно знаю, около пяти миллионов.
- Так почему же не было денег на зарплату?
- Может, позовем главного бухгалтера?
- Отвечай на вопрос, ты все знаешь.
- Так ведь в заводском бюджете все расписано по статьям: по одной статье мы платим налоги, по другой заключаем договора с поставщиками, по третьей модернизируем технику, по четвертой, там денег больше всего, мы платим амортизационные расходы. Есть статья и на зарплату, она формируется от прибыли, но отдел сбыта задерживает отгрузку. Если бы главным бухгалтером был я, деньги на зарплату всегда бы нашлись. Так ты ведь не захотел, чтобы я...
- Арсений, мне нужен совет. Эмма каждый вечер меня пилит. Она хочет иметь свой дом. Могу я, как директор завода, построить себе дом?
- За счет заводского бюджета?
- Если бы у меня были свои деньги, я бы это сделал без твоего совета.
- Дай подумать. В нашем бюджете должна быть статья на социальное развитие, ну, там, на строительство столовой, клуба, библиотеки, детского садика. О, есть идея, ты можешь построить заводской детский садик. Это реально, под детский садик банк даст деньги.
- Причем тут детский садик?
- В этом доме будешь жить ты. А потом выкупишь этот дом для себя. За бесценок. Элементарная операция. Я подберу для тебя подходящий проект, хочешь дом в два этажа?
- Спасибо. Я подумаю.

С Арсением Глеба связывала давняя дружба еще с войны. Глеб командовал полком, а Арсений был полковым интендантом и всегда ухитрялся обеспечить бойцов едой и одеждой. Глеб вспомнил, как однажды его полк захватил немецкий аэродром, на котором оказалось несколько бочек с керосином. Арсений уговорил его не докладывать об этих бочках командованию и быстро обменял в местных селах керосин на мясо, сало, муку и другую еду для солдат. Керосин в селах был на вес золота: электростанции были разрушены и единственным средством для освещения по вечерам были керосиновые лампы. Глеб высоко ценил коммерческие способности приятеля и, став после войны директором завода, взял его своим заместителем. Вообще-то Арсений просился на должность главного бухгалтера, но тут вернулся из эвакуации, работавший на этом заводе еще до войны и славившийся своей честностью старый опытный бухгалтер, и Глеб решил взять его. Теперь предстоял нелегкий разговор с бухгалтером. Секретарша сообщила что он ушел в банк и вернется после обеда.
Когда вошел главный бухгалтер Глеб приветливо улыбнулся.
- Павел Ильич, что-то мы давно не брали в банке денег на социальную сферу? У нас ведь есть такая статья? Ну, там, строительство столовой, клуба, библиотеки, детского садика.
- Такая статья у нас есть, - сдержанно сказал главный бухгалтер и замолк в ожидании следующего вопрос.
- И много у нас там денег?
- На память сказать трудно, боюсь, что немного. Деньги на эту статью идут в виде процентов от прибыли, а прибыли в последнее время очень мало, вы это знаете.
- Я вот решил построить заводской детский садик. Двухэтажный дом с зеленым двориком. Подготовьте, пожалуйста, смету. Строительство начнем в следующем квартале.
- Хорошо, я проверю сколько есть денег по статье на социальное развитие, боюсь на садик их не хватит.
- Возьмите деньги из других статей. Через неделю принесите мне на подпись смету и ордер в банк.
Неделя выдалась напряженной, и Глеб даже слегка удивился, когда к нему зашел главный бухгалтер и положил на стол смету и ордер в банк.
- Спасибо, - сказал Глеб, подписывая ордер, - постойте, а где же ваша подпись?
- Я не могу подписать этот ордер. Брать деньги из других статей на строительство дома нельзя, это противозаконно и любая ревизия сразу сделает начет. Такая практика осуждена, на это есть специальная инструкция.
- Павел Ильич, я уважаю ваш опыт и знания, ведь это я взял вас на работу. Конечно, вы лучше меня знаете все бухгалтерские инструкции, но ведь бывают исключения из правил. Подпишите этот ордер. Наконец, кто из нас директор завода? Я принял решение, и я за него отвечаю.
- Хорошо, я поставлю свою подпись, хотя я с вами не согласен. Инструкция предусматривает такой случай, когда...
- Вот и хорошо, вот вам ручка, - Глеб подвинул главному бухгалтеру ордер и лежащую на столе ручку. Главный бухгалтер ручку не взял.
- Извините, вы меня не дослушали. Инструкция предусматривает такой случай когда директор приказывает подписать финансовый документ, а главный бухгалтер с ним не согласен. В этом случает, директор ставит вторую подпись. Бухгалтер, подписывающий документ с двумя подписями, ответственности за трансакцию не несет. Поставьте вторую подпись, и я тоже этот ордер подпишу.
- Интересно. Это что-то новенькое. Могу я видеть эту инструкцию? Пусть документы побудут у меня, а инструкцию передайте мне через секретаря.

  После ухода главного бухгалтера Глеб глубоко задумался. Раньше у него с бухгалтером не было разногласий. И ревизии ни разу не находили нарушений. Поставить вторую подпись? В банке сразу поймут, что дело не чисто. Деньги дадут, а кому надо накапают. Может его отправить на пенсию? Надо узнать в отделе кадров, сколько ему лет. 
Он поднял трубку телефона.
- Поднимите, пожалуйста, личное дело нашего главного бухгалтера. Когда ему исполнится 60? Я хотел бы это торжественно отметить и приказ по заводу издать и денежную премию выделить. В декабре?
В конце дня он сделал два звонка.
Первый звонок Арсению.
- Арсений, могу я заехать к тебе домой сегодня вечером, часов в восемь?
Второй звонок жене.
- Эмма, я сегодня задержусь по делу, ужинай без меня.
- Опять будешь занят сверкой и сводкой? - пошутила Эмма. Его секретаршу она звала  Веркой.
- Эмма, мне не до шуток. Расскажу потом.
Двухэтажный дом, в котором жил заместитель директора по коммерческой части, был виден издалека. Хозяин сердечно приветствовал фронтового товарища и проводил его в гостиную, где был накрыт стол.
- Мы будем ужинать вдвоем, супруга с детьми ушла в гости. Незачем ей присутствовать при мужском разговоре. Садись, бери салат.
Они выпили по рюмке. Глеб собрался с мыслями и рассказал Арсению о разговоре с бухгалтером.
- Почему бы тебе не уволить этого крючкотвора. Твердолобый консерватор, который мыслит совершенно устаревшими установками. За инструкцией не видит человека. Ему пора на пенсию, - сказал Арсений, - да, скверная история. И я в первый раз слышу о такой инструкции, но раз он сказал, значит она есть. Что ты думаешь предпринять?
- Я пришел к тебе за советом.
- Считай, что один совет я тебе уже дал. Отправь его на пенсию. Я думаю, пельмени уже согрелись.
Пока Арсений ходил на кухню, Глеб скользил взглядом по красивым портьерам на окнах, огромной люстре и новенькому гостиному гарнитуру. Интересно, сколько все это стоит и где Арсений берет деньги. И за границу ездит каждый год, а он пять лет без отпуска. Умеют люди жить.
- Арсений, слушай, как ты смог построить такой дом, откуда эта роскошная мебель? И на какие деньги ты ездил в отпуск в Италию?
- Пусть тебя это не волнует. Здесь все чисто. Жена получила наследство. Кстати, поездка мне не очень понравилась. Если бы я поехал без жены, другое дело. Давай по второй? А итальянцы ценят чувство юмора, смотри, что я привез за сувениры. Как тебе нравятся эти часы: у них стрелки движутся в обратную сторону! Теперь возьмем листок бумаги и ты распишешься этой авторучкой. Расписался? Красивые синие чернила, не правда ли? А теперь по третьей. На меня плохо действует сырая погода. "Была плохая погода, на улице было сыро. Шел человек по городу и ел бутерброд без сыра". Знаешь, кто написал эти замечательные стихи? Рената Муха. Это меня дочка научила. Вот выйду на пенсию и начну писать воспоминания. Нам с тобой есть что вспомнить. Во мне дремлет писатель. Возьми пельмени, они хороши с уксусом. Это мы с женой лепили. Нравятся? Теперь, где наш листок с твоим автографом? Нервных прошу не смотреть.
Глеб рассеянно посмотрел на белый листок.
- Ты что, подменил листок?
- Нет, листок тот же самый. Это сувенирная ручка, она заправлена особыми чернилами, которые через час исчезают без следа. Химия! Вот смотри, еще я купил там ложечки, которые плавятся в стакане чая. Это - зонтик, который тает во время дождя, а для... ты ее знаешь, я привез купальник, который растворяется в воде! Представляешь, зайдет она в бассейн в купальнике, а выйдет без него! Вот такие шутки в Италии. Возьми себе что-нибудь. Часы понравились? Возьми, только не опаздывай на работу! А насчет детского садика доверь это дело мне, я его улажу. Ты кажется едешь на неделю в Министерство? Когда ты вернешься, дело будет сделано!

... Прошел год. Директор завода уже жил в новом двухэтажном доме, который купил за бесценок у завода. Главный бухгалтер ушел на пенсию. Очередная ревизия строительство дома признала незаконным, а его продажа по бросовой цене подходила под уголовную статью и
бывшего главного бухгалтера, подписавшего денежный ордер, пригласили в прокуратуру.
- Ставлю вас в известность, - официальным тоном сообщил прокурор, - что против вас и директора завода возбуждено уголовное дело за растрату государственных средств. Распишитесь вот здесь.
Ошеломленный бывший главный бухгалтер расписался.
- Как же вы, Павел Ильич, - сменив официальный тон, доверительно спросил прокурор, - такой опытный бухгалтер, подписали этот ордер? Вы должны были предупредить директора, что эти действия незаконны. Наконец, вы просто могли ордер не подписать и банк бы денег не дал. Жду ваших объяснений.
- Так ведь я сначала отказался поставить свою подпись, я предупредил директора, что эта трансакция незаконна. И, согласно инструкции, я потребовал вторую подпись. Директор был в отъезде и вторую подпись поставил его заместитель по коммерческой части. Тогда и я поставил свою подпись. С бумагами в банк ходил он.
- Вторую подпись? - удивился прокурор, - но на ордере второй подписи нет.
- Этого не может быть. Он при мене поставил вторую подпись. Я это помню отлично. Вы можете мне показать этот ордер?
- Вот он. Я не могу дать вам его в руки, это вещественное доказательство. Видите, здесь второй подписи нет. У вас есть свидетели?
- Нет, мы были одни.
- К сожалению, часть вины лежит на вас: вы распорядитель финансов и должны были эту сделку остановить. Я вам рекомендую подготовить защитника. Подпишите пока подписку о невыезде. Вот здесь. Если понадобится, я вас приглашу.
Домой он шел как в тумане. Конечно, была вторая подпись. Он это прекрасно помнит. Авторучку заместитель директора вынул из бокового кармана пиджака, расписался и обратно положил ее в карман. Чтобы ему расписаться пришлось взять ручку со стола.
- Что случилось, - спросила жена, когда он вернулся домой, - зачем тебя вызывали?
- На меня и директора завода завели уголовное дело.
- Ты шутишь.
- Какие тут шутки, вот подписка о невыезде.
Он все рассказал жене
- Ты можешь потребовать очную ставку. Наконец можно назначить экспертизу. Я читала, что сейчас в ультрафиолетовом излучении восстанавливают исчезнувшие чернила.
- Ты начиталась детективов. Дай мне лекарство, и я лягу.
Утром вызвали скорую помощь и его с инфарктом увезли в больницу.
В один из дней в больницу пришла жена.
- Есть хорошая новость. С вас обоих обвинения сняты, и твоя подписка о невыезде отменена. Дело закрыто. Вот, почитай эту заметку.
Он нетвердыми руками взял местную газету "Трудовая вахта". Газета сообщала, что директор Н-ского завода подарил свой дом заводскому детскому садику, который уже открыл гостеприимно двери для первой партии детей, а жилищное управление города по этому случаю выделило семье директора квартиру вне очереди. Заметка называлась «Благородный поступок».










Вторая подпись

Ужин был испорчен ссорой.
- Глеб, сколько мы еще будем ютиться в этой крошечной квартирке? У нас растут две дочки, им нужны отдельные комнаты. И в этой кухне не повернуться. Ты же директор завода!
- Эмма, ты ведь знаешь, после войны разрушено полгорода. Люди живут в подвалах, я вынужден каждый день отказывать в приеме на работу нужным рабочим, которым негде жить. Наша семья стоит в городской очереди на получение жилплощади, надо подождать.
-  А какая квартира у Званцевых? Когда мы были у них первого мая, я чуть не расплакалась. В двух уровнях. Одна гостиная как вся наша квартира.
- Званцев - секретарь горкома, ему положено.
- А твой заместитель Арсений? У него зарплата поменьше твоей, а он уже отгрохал себе особняк. Я тоже хочу свой дом. У твоего завода денег хватит.
- Это не мои деньги и потом заводским бюджетом распоряжаюсь не я, а главный  бухгалтер. Он копейки лишней не даст.
- А ты - директор завода. Ты просто рохля и не используешь своих возможностей. Посоветуйся с Арсением. Этот пройдоха все организует. Ты приходишь сюда только ночевать, а я тут живу, и твои дочери тоже. Перед соседями стыдно.
- Эмма, успокойся. Я попробую что-нибудь придумать.
Она права, думал Глеб утром по дороге на работу, наверное, что-то можно придумать.  После утренней оперативки, где обсуждались заводские дела и начальники отделов и цехов перекладывали друг на друга причины брака, задержку в комплектации и ошибки в чертежах, он попросил остаться своего заместителя по коммерческой части.
- Арсений, задержись, надо кое-что обговорить.
Кабинет опустел, и они остались вдвоем. Наступило молчание. Глеб позвонил секретарше, попросил некоторое время его не беспокоить и стал ходить по кабинету. Он всегда это делал когда надо было принять важное решение. Кабинет был небольшим, и ходил он от двери к окну и обратно. Кажется, на крашеном полу уже наметилась дорожка. Жена знала про эту дорожку, и не только жена.
А заместитель директора по коммерческой части подумал, что будет неприятный  разговор, наверно, по поводу нескольких станков, которые он за хорошую взятку продал за бесценок своему приятелю, открывшему частный бизнес. Директор не хотел продавать станки, но ему сказали что нечем платить зарплату рабочим.
- Глеб, если ты по поводу этих шести станков, так они все равно не использовались много лет. Мы ведь уже перешли на другую продукцию, и эти станки просто занимали место. А на вырученные деньги мы выплатили зарплату и даже премии.
Это был тонкий намек: самую большую премию получил директор.
- Помолчи, - сказал директор, - дай подумать.
Он, действительно, не знал с чего начать. Заместитель умолк, а директор все ходил по дорожке. Наконец, он решился и сел за стол.
- Арсений, сколько денег у нас в банке?
- С этим вопросом тебе лучше обратиться к главному бухгалтеру. Случайно знаю, около пяти миллионов.
- Так почему же не было денег на зарплату?
- Может, позовем главного бухгалтера?
- Отвечай на вопрос, ты все знаешь.
- Так ведь в заводском бюджете все расписано по статьям: по одной статье мы платим налоги, по другой заключаем договора с поставщиками, по третьей модернизируем технику, по четвертой, там денег больше всего, мы платим амортизационные расходы. Есть статья и на зарплату, она формируется от прибыли, но отдел сбыта задерживает отгрузку. Если бы главным бухгалтером был я, деньги на зарплату всегда бы нашлись. Так ты ведь не захотел, чтобы я...
- Арсений, мне нужен совет. Эмма каждый вечер меня пилит. Она хочет иметь свой дом. Могу я, как директор завода, построить себе дом?
- За счет заводского бюджета?
- Если бы у меня были свои деньги, я бы это сделал без твоего совета.
- Дай подумать. В нашем бюджете должна быть статья на социальное развитие, ну, там, на строительство столовой, клуба, библиотеки, детского садика. О, есть идея, ты можешь построить заводской детский садик. Это реально, под детский садик банк даст деньги.
- Причем тут детский садик?
- В этом доме будешь жить ты. А потом выкупишь этот дом для себя. За бесценок. Элементарная операция. Я подберу для тебя подходящий проект, хочешь дом в два этажа?
- Спасибо. Я подумаю.
С Арсением Глеба связывала давняя дружба еще с войны. Глеб командовал полком, а Арсений был полковым интендантом и всегда ухитрялся обеспечить бойцов едой и одеждой. Глеб вспомнил, как однажды его полк захватил немецкий аэродром, на котором оказалось несколько бочек с керосином. Арсений уговорил его не докладывать об этих бочках командованию и быстро обменял в местных селах керосин на мясо, сало, муку и другую еду для солдат. Керосин в селах был на вес золота: электростанции были разрушены и единственным средством для освещения по вечерам были керосиновые лампы. Глеб высоко ценил коммерческие способности приятеля и, став после войны директором завода, взял его своим заместителем. Вообще-то Арсений просился на должность главного бухгалтера, но тут вернулся из эвакуации, работавший на этом заводе еще до войны и славившийся своей честностью старый опытный бухгалтер, и Глеб решил взять его. Теперь предстоял нелегкий разговор с бухгалтером. Секретарша сообщила что он ушел в банк и вернется после обеда.
Когда вошел главный бухгалтер Глеб приветливо улыбнулся.
- Павел Ильич, что-то мы давно не брали в банке денег на социальную сферу? У нас ведь есть такая статья? Ну, там, строительство столовой, клуба, библиотеки, детского садика.
- Такая статья у нас есть, - сдержанно сказал главный бухгалтер и замолк в ожидании следующего вопрос.
- И много у нас там денег?
- На память сказать трудно, боюсь, что немного. Деньги на эту статью идут в виде процентов от прибыли, а прибыли в последнее время очень мало, вы это знаете.
- Я вот решил построить заводской детский садик. Двухэтажный дом с зеленым двориком. Подготовьте, пожалуйста, смету. Строительство начнем в следующем квартале.
- Хорошо, я проверю сколько есть денег по статье на социальное развитие, боюсь на садик их не хватит.
- Возьмите деньги из других статей. Через неделю принесите мне на подпись смету и ордер в банк.
Неделя выдалась напряженной, и Глеб даже слегка удивился, когда к нему зашел главный бухгалтер и положил на стол смету и ордер в банк.
- Спасибо, - сказал Глеб, подписывая ордер, - постойте, а где же ваша подпись?
- Я не могу подписать этот ордер. Брать деньги из других статей на строительство дома нельзя, это противозаконно и любая ревизия сразу сделает начет. Такая практика осуждена, на это есть специальная инструкция.
- Павел Ильич, я уважаю ваш опыт и знания, ведь это я взял вас на работу. Конечно, вы лучше меня знаете все бухгалтерские инструкции, но ведь бывают исключения из правил. Подпишите этот ордер. Наконец, кто из нас директор завода? Я принял решение, и я за него отвечаю.
- Хорошо, я поставлю свою подпись, хотя я с вами не согласен. Инструкция предусматривает такой случай, когда...
- Вот и хорошо, вот вам ручка, - Глеб подвинул главному бухгалтеру ордер и лежащую на столе ручку. Главный бухгалтер ручку не взял.
- Извините, вы меня не дослушали. Инструкция предусматривает такой случай когда директор приказывает подписать финансовый документ, а главный бухгалтер с ним не согласен. В этом случает, директор ставит вторую подпись. Бухгалтер, подписывающий документ с двумя подписями, ответственности за трансакцию не несет. Поставьте вторую подпись, и я тоже этот ордер подпишу.
- Интересно. Это что-то новенькое. Могу я видеть эту инструкцию? Пусть документы побудут у меня, а инструкцию передайте мне через секретаря.
  После ухода главного бухгалтера Глеб глубоко задумался. Раньше у него с бухгалтером не было разногласий. И ревизии ни разу не находили нарушений. Поставить вторую подпись? В банке сразу поймут, что дело не чисто. Деньги дадут, а кому надо накапают. Может его отправить на пенсию? Надо узнать в отделе кадров, сколько ему лет. 
Он поднял трубку телефона.
- Поднимите, пожалуйста, личное дело нашего главного бухгалтера. Когда ему исполнится 60? Я хотел бы это торжественно отметить и приказ по заводу издать и денежную премию выделить. В декабре?
В конце дня он сделал два звонка.
Первый звонок Арсению.
- Арсений, могу я заехать к тебе домой сегодня вечером, часов в восемь?
Второй звонок жене.
- Эмма, я сегодня задержусь по делу, ужинай без меня.
- Опять будешь занят сверкой и сводкой? - пошутила Эмма. Его секретаршу она звала  Веркой.
- Эмма, мне не до шуток. Расскажу потом.
Двухэтажный дом, в котором жил заместитель директора по коммерческой части, был виден издалека. Хозяин сердечно приветствовал фронтового товарища и проводил его в гостиную, где был накрыт стол.
- Мы будем ужинать вдвоем, супруга с детьми ушла в гости. Незачем ей присутствовать при мужском разговоре. Садись, бери салат.
Они выпили по рюмке. Глеб собрался с мыслями и рассказал Арсению о разговоре с бухгалтером.
- Почему бы тебе не уволить этого крючкотвора. Твердолобый консерватор, который мыслит совершенно устаревшими установками. За инструкцией не видит человека. Ему пора на пенсию, - сказал Арсений, - да, скверная история. И я в первый раз слышу о такой инструкции, но раз он сказал, значит она есть. Что ты думаешь предпринять?
- Я пришел к тебе за советом.
- Считай, что один совет я тебе уже дал. Отправь его на пенсию. Я думаю, пельмени уже согрелись.
Пока Арсений ходил на кухню, Глеб скользил взглядом по красивым портьерам на окнах, огромной люстре и новенькому гостиному гарнитуру. Интересно, сколько все это стоит и где Арсений берет деньги. И за границу ездит каждый год, а он пять лет без отпуска. Умеют люди жить.
- Арсений, слушай, как ты смог построить такой дом, откуда эта роскошная мебель? И на какие деньги ты ездил в отпуск в Италию?
- Пусть тебя это не волнует. Здесь все чисто. Жена получила наследство. Кстати, поездка мне не очень понравилась. Если бы я поехал без жены, другое дело. Давай по второй? А итальянцы ценят чувство юмора, смотри, что я привез за сувениры. Как тебе нравятся эти часы: у них стрелки движутся в обратную сторону! Теперь возьмем листок бумаги и ты распишешься этой авторучкой. Расписался? Красивые синие чернила, не правда ли? А теперь по третьей. На меня плохо действует сырая погода. "Была плохая погода, на улице было сыро. Шел человек по городу и ел бутерброд без сыра". Знаешь, кто написал эти замечательные стихи? Рената Муха. Это меня дочка научила. Вот выйду на пенсию и начну писать воспоминания. Нам с тобой есть что вспомнить. Во мне дремлет писатель. Возьми пельмени, они хороши с уксусом. Это мы с женой лепили. Нравятся? Теперь, где наш листок с твоим автографом? Нервных прошу не смотреть.
Глеб рассеянно посмотрел на белый листок.
- Ты что, подменил листок?
- Нет, листок тот же самый. Это сувенирная ручка, она заправлена особыми чернилами, которые через час исчезают без следа. Химия! Вот смотри, еще я купил там ложечки, которые плавятся в стакане чая. Это - зонтик, который тает во время дождя, а для... ты ее знаешь, я привез купальник, который растворяется в воде! Представляешь, зайдет она в бассейн в купальнике, а выйдет без него! Вот такие шутки в Италии. Возьми себе что-нибудь. Часы понравились? Возьми, только не опаздывай на работу! А насчет детского садика доверь это дело мне, я его улажу. Ты кажется едешь на неделю в Министерство? Когда ты вернешься, дело будет сделано!
... Прошел год. Директор завода уже жил в новом двухэтажном доме, который купил за бесценок у завода. Главный бухгалтер ушел на пенсию. Очередная ревизия строительство дома признала незаконным, а его продажа по бросовой цене подходила под уголовную статью и
бывшего главного бухгалтера, подписавшего денежный ордер, пригласили в прокуратуру.
- Ставлю вас в известность, - официальным тоном сообщил прокурор, - что против вас и директора завода возбуждено уголовное дело за растрату государственных средств. Распишитесь вот здесь.
Ошеломленный бывший главный бухгалтер расписался.
- Как же вы, Павел Ильич, - сменив официальный тон, доверительно спросил прокурор, - такой опытный бухгалтер, подписали этот ордер? Вы должны были предупредить директора, что эти действия незаконны. Наконец, вы просто могли ордер не подписать и банк бы денег не дал. Жду ваших объяснений.
- Так ведь я сначала отказался поставить свою подпись, я предупредил директора, что эта трансакция незаконна. И, согласно инструкции, я потребовал вторую подпись. Директор был в отъезде и вторую подпись поставил его заместитель по коммерческой части. Тогда и я поставил свою подпись. С бумагами в банк ходил он.
- Вторую подпись? - удивился прокурор, - но на ордере второй подписи нет.
- Этого не может быть. Он при мене поставил вторую подпись. Я это помню отлично. Вы можете мне показать этот ордер?
- Вот он. Я не могу дать вам его в руки, это вещественное доказательство. Видите, здесь второй подписи нет. У вас есть свидетели?
- Нет, мы были одни.
- К сожалению, часть вины лежит на вас: вы распорядитель финансов и должны были эту сделку остановить. Я вам рекомендую подготовить защитника. Подпишите пока подписку о невыезде. Вот здесь. Если понадобится, я вас приглашу.
Домой он шел как в тумане. Конечно, была вторая подпись. Он это прекрасно помнит. Авторучку заместитель директора вынул из бокового кармана пиджака, расписался и обратно положил ее в карман. Чтобы ему расписаться пришлось взять ручку со стола.
- Что случилось, - спросила жена, когда он вернулся домой, - зачем тебя вызывали?
- На меня и директора завода завели уголовное дело.
- Ты шутишь.
- Какие тут шутки, вот подписка о невыезде.
Он все рассказал жене
- Ты можешь потребовать очную ставку. Наконец можно назначить экспертизу. Я читала, что сейчас в ультрафиолетовом излучении восстанавливают исчезнувшие чернила.
- Ты начиталась детективов. Дай мне лекарство, и я лягу.
Утром вызвали скорую помощь и его с инфарктом увезли в больницу.
В один из дней в больницу пришла жена.
- Есть хорошая новость. С вас обоих обвинения сняты, и твоя подписка о невыезде отменена. Дело закрыто. Вот, почитай эту заметку.
Он нетвердыми руками взял местную газету "Трудовая вахта". Газета сообщала, что директор Н-ского завода подарил свой дом заводскому детскому садику, который уже открыл гостеприимно двери для первой партии детей, а жилищное управление города по этому случаю выделило семье директора квартиру вне очереди. Заметка называлась «Благородный поступок».








































Рецензии
Спасибо Ефим за произведение! Иногда сам не заметишь, как "друзья" тебя под статью подведут. Поучительно. С уважением Евгений

Евгений Кошелев   10.03.2019 07:29     Заявить о нарушении