Праздник, который придется носить с собой

Смешанные чувства вызвало прошедшее 23 февраля. День защитника отечества, который ассоциируется с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. И независимо от того, собираются мужики за специально накрытым столом или на  скромном междусобойчике на рабочем месте, они выпивают и слегка закусывают за армию, за сослуживцев, за испытания действительной военной службы. 
С утра выложил на своей страничке ФБ парную фотографию: слева молоденький лейтенант с живыми глазами, справа – поседевший подполковник с испытывающим взглядом. Подписал: «От лейтенанта до подполковника. Содержание за кадром». Отметились многие из друзей, за что им спасибо.
Но - стал читать свою страничку  и настроение мое потихоньку стало тускнеть. Вот хорошо известная мне дама пишет о том, что праздник для неё несколько сомнительный, но всё равно она поздравляет всех мужчин. В общем, поздравляет с чем-то сомнительным.  Знаете, я, пожалуй, обошелся бы без этого поздравления. Поскольку в нем есть нечто действительно сомнительное – но это не праздник.
У части мужских особей наблюдается остро критическая оценка события, с которого начинался праздник. Дескать, немцы чуть ли не сторожевыми колотушками разогнали красногвардейцев Дыбенко, обратив их в позорное бегство. Азарт этой установки таков, что невольно задумываешься: а сами они, случайно, не принимали  активного участия в этом «забеге»? Даже возражать им не стал, что в любом бою заранее победа никому не гарантирована. Читаю дальше – хорошо знакомый мне, глубоко интеллигентный человек выражает готовность поменять дату этого праздника и выбрать другую, более удобную по каким-то соображениям. Это его мнение; но ведь у него и отец, и дядя прошли последнюю большую войну от первого и до последнего выстрела. Отец брал его на плечи в День Победы – фотографии их счастливых лиц сохранились. Сомневаюсь, что они поддержали бы его намерение.
Хуан де Сабалета – нет-нет, я не столь досконально знаю испанскую историю и драматургию, просто на прикроватном столике лежит очередной томик Артуро Перес-Реверте, писал: «Хорошие солдаты ценою собственной жизни продлевают жизнь отчизне. Неся тяготы и лишения, жизнь если и берегут, то лишь для того, чтобы в должную минуту поставить её на карту, а смерть их производит шума не более, чем удар, её принесший. Стяжание доброй славы – вот единственная их цель. Заслужить себе славу они умеют,  а вот воспевать её - нет». Это верно!
Будущие поколения – сомнений у меня в этом никаких нет – будут выбирать в истории войн только те, которые им понравятся. И оценки поставят свои. Я еще удивляюсь, как до сих пор ни одному приколисту не пришло в голову посчитать количество «наркомовских  сто грамм», которое сэкономили для государства погибшие и пропавшие без вести.
Спасти, вернее обеспечить преемственность, может только традиция. Цивилизованные страны её берегут; мало того – уважают еще и чужие. Мне не важно, что наше государство в который уже раз кусает  себя за хвост: я буду праздновать День Советской Армии и впредь, насколько хватит моих сил и времени. Даже если этот праздник уже не будет востребован и мне придется носить его с собой.  И обязательно сохраню ордена и медали, заслуженные моими стариками и мной. Потом они достанутся сыну, потом внукам. И так далее, по традиции – теперь уже семейной…            


Рецензии