Положу душу мою
ПОЛОЖУ ДУШУ МОЮ
«Петр сказал Ему: Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя. Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» Иоан.13:37-38.
События последних дней жизни нашего Господа на земле были самыми насыщенными и кульминационными. Чем ближе были страдания и смерть Господа, тем больше восставали на Него силы тьмы и тем больше проявлялось силы Божией в делах Иисуса.
Воскрешение Лазаря, в котором явилась такая сила свыше, что никакие скептики и враги не могли более утверждать, что Христос делает чудеса силою князя тьмы. Это было явное проявление силы Божией, где Бог засвидетельствовал, что именно Он действует в Иисусе Христе. Благодаря этому, уверовали во Христа многие Иудеи. Но на священников, книжников и фарисеев, это неоспоримое проявление силы Божией, произвело обратную реакцию: они собирают экстренное, внеочередное заседание синедриона с одной единственной целью: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит» Иоан.11:47. На этом совете они официально решили убить Христа и издали секретное постановление: «Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что, если кто узнает, где Он будет, то объявили бы, дабы взять Его» Иоан.11:57.
Следующее чудо совершилось во время входа нашего Господа в Иерусалим. Это было явным исполнением пророчества пророка Захарии. «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидя на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» Зах.9:9. Это чудо не могло оставить равнодушными тысячи ликующих израильтян, но на книжников и фарисеев оно опять произвело негативный эффект. Досада, страх и ненависть. «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним» Иоан.12:19. Этот факт и последовавшее за этим предательство Иуды, подтолкнули их к более решительным действиям, потому что первоначально Иисуса намеревались убить после праздника Пасхи.
Еще одно событие, совершившееся в это время, также не могло оставить равнодушным никого из очевидцев этого явления. К Филиппу подошли Еллины, пришедшие на праздник, и попросили его увидеть Иисуса. Филипп поговорил с Андреем и они решили сказать об этом Господу. Таким образом, все собравшиеся в этом месте, услышали короткую проповедь Господа, во время которой Бог Отец, громогласно, явно для всех окружающих, проговорил с неба. «Отче! Прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю... Иисус же на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа...» Иоан.12:28-30. Такого чуда не было явлено никогда.
Но и эти три величайших знамения не смогли переломить ход событий. Ослепленные завистью и озлобленные до предела, фарисеи и первосвященники делали все возможное, чтобы предать смерти не только Иисуса, но и Его учеников. Мы делаем такой вывод по нескольким причинам. Во-первых, когда на совете синедриона решили убить Иисуса, то на этом же совете решили убить и Лазаря. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради его многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» Иоан.12:10-11.
Очевидно, что члены синедриона намеревались одним ударом искоренить это новое учение и для этой цели им необходимо было устранить всех, кто мог бы продолжать сеять эти семена. Таким образом, не удивительно, что вместе с Учителем первосвященники решили уничтожить и Его учеников, по той же причине, что и Лазаря: из-за него многие веровали в Иисуса. Поэтому Апостолы, после воскресенья Господа, собирались тайно, с большими предосторожностями, опасаясь быть застигнутыми Иудеями. «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев....» Иоан.20:19.
Возможно, что именно это намерение привело Иуду Искариота к мысли предать Иисуса. Иуда Искариот был единственным Иудеем среди учеников Иисуса. Все остальные были, как известно, Галилеяне. Вероятно, каким-то образом, узнав от Иудеев о принятом решении синедриона покончить с Учителем и Его последователями, Иуда решил бежать с «тонущего корабля» и спасти свою жизнь, пойдя на сотрудничество с официальной властью. Три евангелиста, описывая это событие, пишут одинаково: Иуда, сам, без принуждения, идет к первосвященникам, которые совершенно не ожидали такого поворота событий и обрадовались этому предложению. Сразу же обговорилась сумма этой услуги и был составлен план захвата нашего Господа. «И он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» Лук.22:6.
В пользу этой версии говорит еще одно событие, происшедшее во время ареста нашего Господа в Гефсиманском саду. Прочитаем отрывок, записанный очевидцем этого события Апостолом Иоанном.
«Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: «это Я», – они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я, итак, если Меня ищете, оставьте их пусть идут, – да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо, имя раба было Малх... Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса, и связали Его...» Иоан.18:3-12.
Евангелист Марк уточняет эту картину фразой, что было после этого: «Тогда, оставивши Его, все бежали» Мар.14:50.
Итак мы видим, что никто из учеников не погиб, как пророчески изрек Господь об этом событии в Своей первосвященнической молитве на Тайной Вечере: «Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое, тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание...» Иоан.17:12.
Апостол Иоанн приводит здесь очень любопытный факт, который не упоминают другие евангелисты. Когда толпа подошла вплотную к Иисусу и ученикам, Господь вышел вперед и спросил: кого ищете? Ему ответили: Иисуса Назорея. И когда Он сказал им: это Я, тогда вся эта огромная толпа народа, воины, тысяченачальник, первосвященники, старейшины, начальники и служители храма, все отступили назад и пали на землю. Можно только попытаться представить себе, какая мощная сила должна была проявиться там, что все они были повергнуты на землю. Когда они встали, я думаю, что после этого у них значительно поубавилось решимости и они ошеломленные происшедшим, стояли, не зная что делать. Стало ясно, с какой Силой они имеют дело. Если одно только слово Господа повергло их всех на землю, то после этого никто бы не решился приблизиться к Господу.
Но у Господа были иные мысли. Он опять их спрашивает: кого ищете? Они отвечают, по всей видимости, уже не с такой уверенностью: Иисуса Назорея. Иисус повторяет им те же слова: Я сказал вам, что это Я. И вот здесь Господь ловит их на слове, говоря: «итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, – да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты мне дал, Я не погубил никого...» Теперь уже никто не посмел налагать руки на учеников. Они беспрепятственно убежали и спасли свою жизнь. Мар.14:50.
Но убежали не все. «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо, имя раба было Малх». В самом начале этой статьи мы читали, что Петр сказал Иисусу: «Я душу мою положу за Тебя». Теперь, когда мы внимательно рассмотрели драму, прошедшую под сводами Гефсиманского сада, мы можем себе представить и сделать некоторые выводы об обещании Петра: «Я душу мою положу за Тебя».
Исполнил ли Петр свое обещание? Я думаю, что мы можем с уверенностью сказать ДА, Петр действительно полагал душу свою за Господа. Когда ученики бросились бежать, Петр же, напротив, выхватив меч, вышел впереди Господа и один вступил в неравную схватку с огромной толпой. Какие шансы на успех были у Петра? Никаких! Один против несколько сотен профессиональных солдат и разгоряченной толпы. Простой рыбак, который, может быть в своей жизни кроме весла и сетей для ловли рыбы, ничего более не держал в руках, тут он с мечем отчаянно бросается вперед и пытается защитить своего Господа.
Полагал ли Петр свою душу? Безусловно. Даже если бы он остался живой в этой неравной битве, то его бы непременно распяли, как человека, который с оружием в руках восстал против законной власти. В те времена людей предавали смерти и за более легкие провинности, а тут нападение на законную власть! Крест Петру был обеспечен, без всякого сомнения.
Как и остальных учеников, спас Петра Господь. Он останавливает этот неравный бой в самом начале. Пока изумленные воины и служители смотрели на все происшедшее, Господь исцеляет ухо Малха и запрещает Петру продолжать эту бессмысленную битву. Но бессмысленная она была с человеческой точки зрения, а в глазах Господа, Петр действительно положил душу свою за Него.
Посмотрим также внимательно на еще одно событие этой страшной ночи. Отречение Петра произошло, как говорится, по горячим следам. Всего несколько часов прошло со времени этого неравного сражения, в котором Петр отчаянно пытался защитить своего Господа.
Немного отбежав в сторону, Петр и еще один ученик наблюдали издали, как Господа повели в дом первосвященника Анны. Осторожно следуя в ночной темноте за шествием, а может быть, смешавшись с толпой, они подошли к воротам и ученик, знавший лично многих из дома первосвященника, помог Петру пройти во внутрь. Здесь и разыгралась новая драма, во время которой Петр трижды отрекся от Иисуса.
Была прохладная ночь и все, кто находился вне дома, собрались вокруг костра. Стоял и грелся с ними также и Петр. Мы читаем об этом событии в Евангелии от Иоаннна, который, по всей видимости, и был тем учеником, который провел Петра во двор. «Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет». В следующем стихе мы находим истинную причину слов отречения, которые произнес Петр: «Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся, и тот час запел петух» Иоан.18:25-27.
Нам просто невозможно себе представить, что пришлось пережить Петру в ту страшную ночь. Чудом ему удалось избежать смерти, когда он с мечем в руках пытался защитить своего Господа и вот теперь, в двух шагах от него, смотрит ему в глаза и показывает на него пальцем, родственник Малха.
Фактически, для Петра, это означало неминуемая смерть. Он с оружием в руках посмел выступить против закона. Его могли тут же предать в руки синедриона и тогда, вполне возможно, что одним из распятых рядом со Христом разбойников, был бы Петр. Другой вариант был еще проще. В ту ночь разгула тьмы и беззакония, никто бы не обратил внимания, а может быть, еще и похвалили тех, кто смешал бы Петра с землей. Если тогда его спас Господь, то теперь Христос Сам стоит связанный и ни чем не сможет ему помочь.
Поэтому, Петр отрекался не потому, что он соблазнился о своем Господе, но из страха неминуемой смерти, на которую во второй раз, за такое короткое время, он уже не мог решиться. Первый раз он положил душу свою за Господа, выступив с мечем на Его защиту, а второй раз он спасал свою жизнь, ибо родственники Малха, которому Петр отрубил ухо, не оставили бы ему ни малейшего шанса на жизнь.
Таким образом, не торопитесь осуждать Петра за его отречение. Петр никогда не соблазнялся о Господе, но отрекался, поставленный перед страшным выбором: жизнь или смерть. Неизвестно, как каждый из нас поступил бы, будучи на месте Петра. Будем благодарить Бога, что по Его милосердию, нам не дано было пережить в своей жизни нечто подобное и не будем судимы. Господь также не осудил Петра, но послал его пасти овец Своих.
Свидетельство о публикации №219022500277