Ушёл на рыбалку!

Одно из любимейших занятий земляков – это рыбалка. Сколько всего сокровенного таится в этом слове. Рыбалка – это спорт, в ней есть азарт и чувство драйва, это способ общения с природой, а ещё - возможность добыть пропитание и заработать деньги. Поэтому так неохотно рыбаки открывают свои тайны, секреты и приметы классного клёва, тем ценнее каждое слово и моменты, когда душа открыта нараспашку. Одним из таких рыбаков, который не представляет свой досуг без этого увлечения, является житель Нижней Тавды Александр Шаламов. С ним-то я и побеседовал на волнующие нас обоих темы  (в публикации постарался сохранить живой язык А. Шаламова).

О снастях и законе

 - Зря ты со мной разговор затеял, - смеётся мой собеседник, прихлёбывая с наслаждением горячий чай из большой кружки, - есть такие рыбаки, которые тебе расскажут, какие крючки, блёсны и удочки использовать в зависимости от вида рыбы, типа водоёма, скорости ветра, погоды и дня недели, а я человек простой и ловлю рыбу, как на душу ляжет.
 - А так даже интереснее! Как я понимаю, ты с утра на рыбалке был, - говорю я, желая завязать разговор. – Улов покажешь?
Он выходит в сени и приносит мешок, на дне которого лежат два довольно крупных краснопёрых окуня.
 - Видал, какие красавцы, - любуется уловом дядя Саша. – Ради таких и полдня не жалко.
Этих водных жителей он добыл на Саранке, где его можно встретить в компании неприхотливых рыбаков, для которых процесс так же важен, как и результат. Самые любимые места лова из ближайших – это устье Саранки и район реки Тавды за ритуальным комплексом. Излюбленная снасть – мормышка, которая представляет собой крючок, впаянный в свинцовую или оловянную дробинку. Для привлечения рыбы с одной стороны её поверхность имеет блестящее покрытие. В паре с ней используется самая простецкая удочка.
 - Помню, раньше на закидушки стерлядь ловилась, - рассказывает Александр Шаламов, - потом был период, когда её совсем не стало, а сейчас она снова начала появляться в наших водоёмах. Остальную рыбу и не поймёшь: её бывает то больше, то меньше, видимо, это зависит от природных циклов. Ещё я заметил, что двадцать лет назад встречалось мало леща, зато язя было много, а сейчас всё наоборот.
 - Как оцениваешь современные законы в области рыболовства?
 - Раньше чем хорошо было? Каждый имел возможность выписать путёвку хоть на сутки, хоть на неделю, да хоть и на месяц. Владея этим документом, можно было ставить сети. К ним прикрепляли бирки с указанием номера путёвки. И если приезжала инспекция, то она сверяла номера со своими документами и видела, что эти сети не браконьерские, а принадлежат честному рыбаку. А сейчас приходится с удочками ходить. Хоть бы разрешили в пределах района одну сетку да фитиль кинуть!

Царская щука и золотой карась

 - Традиционный вопрос. Самая большая рыбина, которую ты выловил? И как это произошло?
 - Эту историю я хорошо помню. Как-то с Пашей Флягиным я поехал рыбачить на Ивановский остров (это в районе Паченки). Закидываю удочку у коряг. Снасть самая простая: выстроганная из берёзового прута удочка и леска с блесной. Попадаются щурогайки весом по 800, 900 граммов. Думаю, отойду подальше и порыбачу в другом месте. Прохаживаюсь по краю воды, и вдруг как дёрнет! Я намотал леску на локоть и бегом на берег. Кое-как выдернул здоровую щуку из воды. Потом измерил, оказалось, что рыбина весит 10 килограммов и 200 грамм. Как раз в это время мимо проезжал катер. Штурман увидел мой улов и подвернул к берегу. Кричит: «Продай!»  Я говорю: «Нет, парень, мне надо отца помянуть (сорок дней ему было тогда), так что эту рыбу я вам не продам. Привёз я добычу домой, вывалил на стол. Такая большая щука попалась, что хвост и голова свешивались по бокам.
 - Люди рассказывают, что водоёмы района заполонил ротан. Что ты об этом думаешь?
 - Да, если поехать за мост реки Тавды, он в каждой луже найдётся. Думаю, что ротан для местной рыбы страшнее чёрта. Если он в озере появился, то карася не будет, потому что этот хищник ничем не брезгует: поедает любых мальков, мелкую рыбу, пиявок, головастиков, икру, падаль и даже друг друга. Хотя щука и особенно окунь регулируют численность ротана, поедая его в больших количествах. В 90-е годы мы ездили рыбачить в Исетский район. Тогда я в первый раз увидел эту рыбу. Большими они не вырастают, но мясо, говорят, у них неплохое, правда отходов много, одна голова чего стоит.
 - Расскажи по секрету, где у нас водится самый вкусный карась?
 - Золотой карась вкуснее, чем серебряный. Самый лучший карась водился в озере Ивашкино. Сейчас, к сожалению, его там не стало. В последнее время неплохая по вкусу рыба начала попадаться  в районе Конченбургского озера. Хотя у серого карася свои преимущества: уха из него получается даже лучше чем из жёлтого, потому что навар у него густой и жирный.

Секрет вкусной ухи и копчёной рыбки от Александра Шаламова

 - Главный секрет ухи в том, что рыбьи внутренности тоже надо варить с остальным уловом, тогда она получается жирной. Раз поехали мы на рыбалку, когда рыбнадзор ещё разрешения выдавал. Сидим, варим уху. Подъезжает инспекция. Они нам говорят: «Не беспокойтесь, мужики, мы к знакомым приехали, которые неподалёку рыбачат». И ушли. А мы к этому времени уже сварили ершей, окуней, добавили щуку, и, в последнюю очередь, положили карася. И уха получилась настолько наваристая и ароматная, что слюнки потекут, стоит один раз вдохнуть её запах. Смотрим, инспектор с кружкой к нам идёт, видимо, учуял.  Я предлагаю: «Налить тебе ухи?». Он попробовал и сказал, что ничего вкуснее не ел.
- Я слышал, что ты занимаешься холодным копчением. Как это делается?
 - Коптильню мне друг подарил. С этой поры активно её использую. Я предварительно круто солю рыбу. Потом сутки её вымачиваю. Для копчения использую ветки тальника (это небольшие ивы, растущие по сырым местам). Не рекомендуется коптить на сосновом и берёзовом сырье: хвойные породы из-за смолы придают горечь, после использования берёзы  рыба будет отдавать дёгтем. Высоленную и вымоченную рыбу подсушиваю и закладываю в коптильню, где нагретая тэна вызывает тление древесины. При этом я открываю заслонку коптильни, чтобы температура в ней не была высокой, иначе получится горячее копчение, а не холодное. Таким Макаром я выдерживаю рыбу больше суток. Получается отличная рыба, которая не испортится в любом походе.

По дальним кордонам

Чтобы забраться в дальние уголки района, попасть на самые глухие озёра, Александр Шаламов купил не новый, но ещё крепкий УАЗик. Он укомплектован двумя ведущими мостами, поэтому глубокие колеи наших лесных дорог ему не страшны. Именно на этом неприхотливом автомобиле можно доехать до Малого Калачика, расположенного неподалёку от станции Картымской.
 - Спускаешься под гору, - рассказывает Александр, - и полкилометра идёшь пешком по болоту, среди которого скрыто озеро, соединённое с другим, большим по площади.

К сведению

А ещё мой собеседник рыбачил на озёрах Исетского района неподалёку от деревни Верхний Ингал.
В этих местах обитает довольно редкая и красивая рыба-линь, имя которой соответствует её образу жизни. Линь предпочитает держаться в тихих, заросших мягкой подводной растительностью заливах рек, старицах, протоках со слабым течением. Хорошо себя чувствует в озёрах, больших прудах с камышом, тростником и осокой по берегам.
Обычно ведёт одиночный, малоподвижный образ жизни. Держится у дна, среди зарослей, избегая яркого света. Нетребователен к концентрации кислорода в воде, что позволяет ему обитать там, где многие другие виды рыб выжить не могут.
Беседуя с Александром Шаламовым, я в очередной раз убедился, какое значение имеет увлечение в жизни человека, поэтому желаю ему, чтобы всегда был хороший клёв и снова попалась здоровенная рыба, о которой захочется рассказать друзьям.

Личные впечатления

Признаюсь, что я всего лишь несколько раз рыбачил в жизни, однако эти немногочисленные вылазки оставили сильные впечатления, которыми хочется поделиться с читателями. Поскольку у Александра Шаламова было так много рыбалок, что он не помнит свою первую, я подробнее остановлюсь на одном воспоминании.
Это произошло много лет назад в Казанском районе, откуда я родом. На  увлекательный шаг меня сподвигли разговоры отчима Николая, который сам до той поры никогда не рыбачил, но мечтал заняться промышленным рыболовством. Он купил сети и начал рыть ледник для хранения будущего сверхбогатого улова (ледник нужен был, чтобы рыба не портилась). Знающие люди, глядя на эти тактические приготовления, тихо посмеивались в ус.
Разговоры отчима так и остались разговорами, а я однажды ранним утром взял тяжёлые, выструганные из молодой берёзы удочки, сел на велосипед и отправился на реку Алабугу по пыльной июльской дороге, которая  лежала между невысоких холмов. Белый, как молоко, туман лизал языками низины.
Алабуга, куда я направился, -  ленивая медленная река с открытыми берегами. В июле её гладь загорается жёлтыми огоньками кубышек и сплошь покрывается ряской. Немало на Алабуге глубоких омутов, в которых водится крупная рыба.
Через несколько спусков и подъёмов река, наконец, открылась живописным гладким зеркалом воды, золотым от восходящего солнца в центре и зеленоватым  по краям.
Рыба кормится. Это видно по слабым всплескам и пузырькам, появляющимся на поверхности. Я закидываю удочки и принимаюсь ждать. Вот и первый улов – маленькая блестящая рыбка, а за ней вторая, третья. Вылетая из воды на удочке, они вспыхивают чешуёй от утреннего солнца. Проходит час, другой, ещё несколько неуверенных поклёвов. Рыба подходит к червю, пробует его и уплывает. Всё, время клева закончилось. Улов, конечно, невелик, но для двух котов -  рыжего и серого – его вполне хватит.

Если попросить любого человека представить образы малой родины, то наряду с лицами матери и отца, любимых людей и детей он вспомнит её живописный кусочек – озеро или речку, где рыбачил с пацанами в детстве. И самую большую рыбу, которая доставила столько радости! Вот, она, родина...


Рецензии