C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Вина как разрушительный фактор

Что есть чувство вины?
О, это великая ковырялка для мазохиста! Ведь это я во всем виноват! Я причина всех бед – своих и чужих. Я разрушаю свою жизнь и взрываю жизни любимых и любящих людей. Я несчастный, поруганный, злой, бессовестный, плохой, очень плохой. Я буду биться головой о стену и страдать, страдать, страдать, усугубляя огромную боль, которая уже почти накрыла меня с головой. И становится так светло на душе!
Такое постоянное самобичевание наводит на мысль, что человек страдает не из-за чувства вины, а ради самих страданий. И никакой психолог здесь не справится. Ибо кто-то находит наслаждение в подобном страдании. Не верите? Разберемся. Расстались двое. Банально для окружающих, но мучительно как минимум для одного из пары. И вот он начинает с ковырялки: это я виноват в том, что мы расстались. Я создал для этого все условия. Что я наделал? Наверное, надо было поступать по-другому, но я не умею. Я ничтожество, о, да, я жуткое ничтожество, я достоин самых сильных страданий. Сейчас я закроюсь в четырех стенах, взяв с собою, скажем, ящик спиртного, и буду разбирать на пазлы свою вину. И спустя много дней я очищусь от своей вины, мы воссоединимся с моей любовью и снова будем счастливы.
И так изо дня в день. Возможно, сбежавшая пара вернется, но страдалец уже утонул в вине – не в жидком эквиваленте, а в том самом чувстве.
Что может быть разрушительнее чувства вины? Ни-че-го. Поясню на амёбном примере. Ребенок разбил мамину любимую вазу. Виноват? Ну, да. Носился по квартире, размахивая новенькой саблей, изображал воина-победителя. Махнул наотмаш – победил вазу. Сидел бы смирно – она не рассыпалась бы на черепки и осколки. И мама не плакала бы. И цветы стояли не в банке, а в вазе. И папа не злился бы. И кот не порезал бы лапу. Как ты мог, ребенок!!! Как мы теперь без вазы???
И ребенок сам или с помощью родителей начинает себя разрушать. Я виноват. Конечно, надо было сидеть смирно, рисовать танки на обоях или учить таблицу умножения. А я, как дурак, скакал и вот… Как только виновник забыл о своей вине – ему напомнят: «А помнишь, ты грохнул  мамину любимую?» И снова начинается саморазрушение: надо было вести себя достойно, а я как обычно не оправдал. Я никогда не оправдываю, а только всё порчу. Я и Светке Сосулькиной тетрадку испортил, и она теперь меня ненавидит, не хочет со мной идти на каток. Я дебил. Я ничтожество.
Гипербола? Да бросьте, отнюдь нет.  Вы не знаете подобных примеров? Нормальный мальчик нормально играл во дворе, мама без устали отчитывала его за испачканные и – не приведи Господи! – порванные штанишки. И вырос в мужчину, который до дрожи боится испортить любую вещь. Мог бы стать созидателем, а вырос восстановителем. Разрушил в себе созидание чувством вины за штанишки.
Заметили, что в описаниях чувства вины преобладает местоимение Я? То есть Великий Индивид виноват во всех своих и чужих бедах, а посему достоин самого строгого наказания, которого ждет с нетерпением. А вот накажут меня, и я выпрямлю согбенную страданиями спину и возвышусь. Эгоизм и самолюбование чистой воды.
Когда человек перестаёт сам справляться со своим чувством вины, он перекладывает его на других. На кого? Конечно, на самых близких! У меня не сложилось так, как мечталось? Это мама (папа, супруг, супруга, дети, начальник, стоматолог, который дёрнул молочный зуб...) всегда вставляли мне палки в колёса, опутывали цепями и швырялись в меня камнями. И только из-за них, а не из-за собственной лени (разгильдяйства, слабости, невнимательности, страха...), у меня ничего не получается в жизни. Ну это, скажу вам, тупик. Тупик и девяностодевятипроцентный шанс остаться в одиночестве со своими проблемами. Ибо если сам мазохист, то не пытайся завербовать в свою секту окружающих. Самые терпеливые, конечно, постараются подать руку утопающему в чувстве вины, но ведь утопающий будет эту руку грызть!
Монастырская сестра как-то сказала мне: «Ты не веришь Богу. Его существование где-то как-то допускаешь, а ему самому не веришь. В результате слишком много берешь на себя ответственности. Поделись ею, расслабься». Знаете, помогает. Как только перестаёшь лупить себя розгами, остаются силы поразмыслить над выходом из ситуации, которая создала чувство вины. Жизнь нельзя повернуть вспять, невозможно вернуться на день, месяц, десятилетие назад – и поступить иначе. Всё уже сделано, наступили последствия. И что, как говаривали в детстве, убиться и не жить? А смысл?
Выход всегда есть. Главное, убрать с глаз долой грабли, чтобы снова не наступить на них. То есть избавиться от провоцирующего фактора. Для кого-то это карты, для кого-то игровые автоматы, а для тех вон – спиртное, тот увлёкся иными возбудителями, эти завязли в страстях по противоположному полу, а вон та заливается слезами, расковыривая себя фотографией утерянной любви. Все они ищут выход из собственного комплекса – чувства вины за нечто когда-то содеянного. Или не содеянного, но навязанного. Их давно простили и забыли их первую ошибку, давний грех. Вот уж беда! Пусть первым бросит в нас камень тот, кто не грешен. А мы уже искупили. Отплакали, отстрадали. Поэтому встали с колен, отряхнулись от греховной пыли, и пошли дальше. Оставив страсти в прошлом. Ведь И Это Тоже Проходит. Лишь бы все были живы и здоровы.


Рецензии