Искусство должно наполнять человека высоким смысло

Билеты на творческий вечер актрисы кино и театра, режиссёра, народной артистки России Елены Цыплаковой в Московском областном театре драмы и комедии были раскуплены за две недели до этого события. Вечер, состоявшийся 17 февраля, был посвящён её 60-летнему юбилею, 45-летию работы в кино и 10-летию выхода на телеэкран сериала «Кармалита-3. Цыганская страсть», который Елена Октябревна ставила как режиссёр.    
Искушённым зрителям нет особой нужды представлять Елену Цыплакову. Её дебютом в кино ещё в школьном возрасте стал художественный фильм «Не болит голова у дятла», созданный в 1974 году кинорежиссёром Динарой Асановой. В фильмографии Елены Цыплаковой насчитывается около пятидесяти ролей в кино и тринадцать режиссёрских работ. Она училась во ВГИКе дважды: в актёрской мастерской Льва Кулиджанова и Татьяны Лиозновой. А впоследствии актриса дополнила своё образование в режиссёрской мастерской Александра Алова и Владимира Наумова.
В начале творческого вечера зрителям был продемонстрирован видеоролик, в котором кратко отражена творческая деятельность актрисы в кино. Перед нами промелькнули кадры из знакомых фильмов «Школьный вальс», «Счастливая Женька», «Мы из джаза», «Д, Артаньян и три мушкетёра» и других.   
Елена Цыплакова показала в этот вечер и свою 17-минутную дипломную режиссёрскую работу «Новый год». Она в то время работала в Московском Малом академическом театре. Режиссёр этого театра Михаил Царёв предостерегал Цыплакову: «Лена, зачем тебе нужна режиссура? У тебя всё есть в театре. И, поверь моему опыту, не все даже очень хорошие актёры могут стать хорошими режиссёрами…» 
Елена Цыплакова проявила характер, простилась с театром и пошла на большой риск, решив снять свою дипломную работу по трём поэмам Владимира Луговского «Середина века». В ней были задействованы известные артисты кино. Съёмки велись в одном из павильонов «Мосфильма». Коллеги по творческому цеху впоследствии отмечали невероятную творческую смелость начинающего режиссёра, которую она проявила в своей дипломной работе.
— Темы, которые я затрагиваю в этой работе, волнуют меня и сегодня, – сказала Елена.    – Ведь у каждого из нас есть не только внешняя, но и внутренняя жизнь, когда мы думаем о своём предназначении, о истории, о времени в котором мы живём…
Как кинорежиссёр Елена Цыплакова в 1988 году сняла дебютную картину «Гражданин убегающий». Карен Шахназаров, увидев эту работу, предложил Цыплаковой работать в возглавляемом им творческом объединении «Старт». Здесь она сняла полнометражный фильм «Камышовый рай». Он впоследствии получил премию за лучшую режиссёрскую работу среди молодых на международном кинофестивале в Сан-Себастиане (Испания) и Главный приз «Сталкер» на Первой Правозащитной акции-кинофестиваля «Сталкер» в Москве.
Сюжет снимавшегося в Казахстане фильма основан на подлинной истории о подпольном лагере для бомжей, которых использовали как рабов. Это в современной России таким лагерями никого не удивишь, а в конце 80-х годов перестроечной поры взяться за фильм, рассказывающих о судьбах современных рабов, было проявлением творческой смелости и гражданской позиции режиссёра, которая пришла в кино не для того, чтобы снимать «развлекательную клюкву» для дуреющей от безделья публики. Смелая и достаточно жёсткая картина «Камышовый рай» рассказывает о попранном человеческом достоинстве, о том, что в жизни каждого из нас может произойти роковая случайность, и в тюрьмах и зонах сидят отнюдь не только те граждане, которые совершили в своей жизни тяжкие уголовные преступления.
– Я берусь только за те темы и тот драматургический материал, который меня волнует, – сказала Елена Цыплакова. – Для меня важна тема внутренней свободы человека, его ответственности за свои поступки… На нас лежит огромная ответственность перед Богом и людьми. За то ЧТО  мы закладываем своим творчеством.
     Фильм «Камышовый рай» в южных республиках тогда ещё Советского Союза чиновники отказались пускать в прокат. Зачем, дескать, народу нужны проблемные и грустные картины? В лагере для бомжей люди условно делились на «баранов и пастухов». Один из зрителей после просмотра фильма вышел на сцену и задумчиво сказал: «Сегодня я понял, что прожил свою жизнь, как баран … Больше так жить не буду.»               
– В 36 лет у меня поменялось мировоззрение, – призналась Елена Цыплакова. – Я даже думала о том, что мне с моим мироощущением надо уходить из профессии…потому, что пришла к вере в Бога.
Проект «Семейные тайны» (23 серии) — первый телесериал, который сняла Елена Цыплакова. Он был рассчитан на 24 серии. В главной роли банкира в этом сериале она хотела видеть только Юрия Беляева. Известный актёр согласился сниматься у Цыплаковой. Сама Елена в этом сериале сыграла роль религиозной целительницы. Она помогла, через покаяние и молитвы, главному герою излечиться от рака.  Эпизод из этого фильма был продемонстрирован зрителям. Кстати, Елена Октябревна несколько изменила сценарий, и свой диалог душеспасительной беседы с главным героем написала сама.
     Юрий Беляев на творческом юбилейном вечере Цыплаковой в Московском доме кино, который прошёл 5 февраля, сказал много тёплых слов в её адрес:
– Я хочу поздравить Елену Цыплакову, прежде всего, за человеческую стать, за достоинство, – сказал он. – Она человек бесконечной нежности, и способна наделить каждого артиста, который с ней работает, чувством собственного достоинства. Когда находишься с Еленой на съёмочной площадке, чувствуешь невероятное количество благодати. Это тот дар, которым мы, артисты,  пользуемся, сами того не осознавая.
    В любви к Елене Цыплаковой призналась группа артистов из Московского музыкально-драматического театра «Ромэн», которая приехала в Ногинск на её творческий вечер. Возглавляет эту группу очаровательный режиссёр, солист и гитарист Николай Лекарев. В его музыкально-танцевальную группу входят сын Николай Лекарев-младший, дочери: Анжела Лекарева, Радмила и зять Артур Богдановы. Они познакомились с Еленой Цыплаковой, когда она приступила к съёмкам масштабного телесериала «Кармалита-3. Цыганская страсть». Работа над этим сериалом длилась полтора года. Съёмочная группа и артисты работали в павильонах или на натуре по 12-14 часов в сутки и многие сблизились друг с другом и даже подружились.
– У нас были удивительные съёмки, – с ностальгией вспоминала Елена Октябревна. – Мы даже сняли рождение жеребёнка...
– Это потрясающая, великолепная женщина, – сказал о режиссёре Николай Лекарев-старший. – Работать и общаться с ней – большое человеческое счастье. 
    Он исполнил для Цыплаковой и зала песню «Под окном стою я с гитарою», и зрители подпевала солисту. В его исполнении прозвучали и «Очи чёрные» и другие зажигательные песни на цыганском языке, а члены его группы подтанцовывали певцу и сами исполняли удивительные сольные номера, которые с восторгом встречала публика. 
   В 2010 году, после трёх лет работы над двумя сериалами: «Женщина без прошлого» (266 серий ) и  «Кармелита» (288 серий), здоровье Елены Октябревны пошатнулось.
Медики разводили руками. Цыплакова получила первую группу инвалидности и могла передвигаться только в инвалидном  кресле. На помощь актрисе и режиссёру пришли известный народный целитель, травник и психолог Виталий Воскобойников и специалист по телесо-ориентированной терапии Амирхан Кадиров. Им  удалось, используя свои индивидуальные методы лечения и веру Елены Цыплаковой, избавить её от тяжелейшего недуга. Она поднялась с инвалидного кресла и удивила врачей: те не верили в чудо, в то, что ей помог исцелиться Бог. Они, констатируя её избавление от болезни, говорили что-то невразумительное «о самовнушении и самопроизвольном выздоровлении». Цыплакова снова стала полноценно работать в кино. 
Виталий Воскобойников также приехал на творческую встречу ногинчан с Еленой Цыплаковой и сказал о её железной воле и желании исцелиться немало лестных слов.   
    Увидели зрители и мужа Цыплаковой Павла Щербакова, с которым она обвенчались в 2005 году и с тех пор супруги вместе дружно живут и работают. Когда жена не смогла вставать с постели, Павел трогательно ухаживал за ней. Супруги вместе молились за её выздоровление. Также молились за Елену и её верующие друзья. Елена благодарна Богу за своё чудесное выздоровление. И она готова проповедовать заповеди Господа не только в реальной жизни, но на театральной сцене и в кино. Она призналась, что на протяжении всей своей жизни, старается честно служить людям своей профессией. По её словам, «настоящее искусство должно наполнять человека высоким смыслом, помогать ему становиться более совершенным, разбираться в добре и зле…».
Елена Цыплакова рассказала о своих последних актёрских работах в кино – в  телесериале Антона Сиверса «Чёрная кошка» (2016), снятого по сценарию Олега Маловичко. В нём рассказывается о банде «Чёрная кошка», которая бесчинствовала в Подмосковье в 1950-1953 годах. Елена Цыплакова играла там роль матери бандита. Последняя работа Цыплаковой в качестве актрисы в детективном телесериале Дениса Карро «Ласточка» (2018). В нём она с блеском сыграла отрицательную роль, воплощая на экране «абсолютное зло». Зрителям был продемонстрирован короткий фрагмент из этого сериала, где обезумевшая героиня Цыплаковой совершает убийство…
В конце минувшего года Елена Цыплакова была назначена главным режиссёром Московского областного театра драмы и комедии. И это отнюдь не случайно. Уже девятый сезон на сцене нашего театра с успехом идёт постановка Цыплаковой «Мать Иисуса». Она рассказала о том, что когда директор театра Юрий Педенко девять лет назад пригласил её поставить у нас спектакль, она стала искать пьесу о духовной жизни. И остановилась на пьесе Александра Володина. На кинофоруме «Золотой Витязь» этот спектакль получил «Золотой диплом за художественное воплощение образов святого Евангелия на сцене». Небольшой фрагмент из этой постановки с монологом замечательной актрисы Елены Охапкиной в роли Марии был также показан зрителям. Как правило, после окончания этого спектакля режиссёр-постановщик и его помощники дарят зрителям Евангелие или другую религиозную литературу.
О своих дальнейших творческих планах в качестве главного режиссёра Елена Цыплакова рассказывать не стала. Но не вызывает сомнения то, что она будет ставить на сцене нашего театра спектакли, наполненные высоким духовным содержанием и звучанием.    
На снимке:кадр из фильма Карена Шахназарова «Мы из джаза», в котором  снималась Елена Цыплакова. 

2019


Рецензии