Копьё Ареса -ч. 1 судьбоносный век

               
                ПОВЕСТЬ   

               
                Всё, что связано с войной — для нас свято
               
                Никогда мы не поставим здесь точку!
               
                Нет семьи, такой, увы, нет на свете,               
               
                С кем  сыграла бы война «понарошку»!
               
                /Л.Шишкова/

 
                Я начну свой рассказ с тех времён, когда Мария Ивановна была совсем маленькой девочкой и её счастливые родители не знали, какая судьба ждёт их маленькую Машу и всю страну. Двадцатый век начался очень судьбоносно. События в жизни страны менялись так быстро, что народ недоумевал, в растерянности не знал порой как приспособиться к новым условиям, чтобы выжить.
 Первого августа 1914 года Германия объявила войну России. 3 августа - Франции. В России первая Мировая война была принята как отечественная, всем народом. Народ поднимался на войну покорно, но без воодушевления и без сознания необходимости великой жертвы.  России была необходима победа в первой Мировой войне.
 Поражение принесло бы бедствия отечеству во всех областях его жизни: территориальные потери, политический упадок, экономическое рабство страны. Народ устал.  Первая мировая война  сыграла  большую роль в последующих событиях русской истории.
 
К началу 1917 года обострилась политическая обстановка в стране. Революция была не только в умах людей, но и на улицах и площадях, кругом царил хаос. Гвардейские полки были на Юго-Западном фронте, когда  большинство солдат Питерского  гарнизона вышли на улицы без офицеров, слились с толпой. Вооруженная толпа, опьяненная свободой, текла по улицам, присоединяя к себе все новые и новые толпы, сметая баррикады. 
Встречавшихся офицеров обезоруживали, иногда убивали. Вооруженный народ овладел арсеналом Петропавловской крепости, Крестами (тюрьмой). В этот решительный день вождей не было, была одна стихия. В ее грозном течении не виделось ни цели, ни плана, ни лозунгов. Единственным общим выражением был клич: "Да здравствует Свобода!"  Но это было больше похоже на переворот. 

Быстро свершилась революция семнадцатого года, но продолжают  идти жестокие сопротивления белой гвардии на западе и на востоке нашей необъятной страны. Поздним вечером отца Маши вызывают в ревком и, как офицер, он быстро, не задавая вопросов курьерам, одевается и они уезжают. Жена Ивана почувствовала, что надвигается беда. Она прождала его до поздней ночи.  Иван домой пришёл растерянный, присел рядом с женой и тихо сказал:
- Наденька, меня с отрядом солдат посылают на пополнение Красной армии  для борьбы с белой гвардией. Говорят, что гражданская война идёт к завершению. Деникин не так давно отдал войскам приказ о походе на Москву. Ситуация в стране достигала предельной остроты. В октябре части добровольческой армии заняли Орёл, и возникла угроза Туле. Никогда белогвардейцы не приближались так близко к Москве. Сейчас они отступают. –
Жена слушала и плакала. Он обнял её и продолжал говорить, как бы успокаивая не только жену, но и себя в безвыходности положения, - для пополнения Советских войск на Южный фронт отправляют пятьдесят тысяч человек. Ленин приказал «ограбить все полки в пользу Южного фронта».
                Сборы были недолги, да и собирать особо было нечего. Всю ночь проговорили, а в четыре часа утра Надежда проводила своего мужа на вокзал. Больше она его не видела.
В апреле 1920 года А.И. Деникин сложил с себя полномочия, объявив своим приемником П.Н. Врангеля, и отплыл в Константинополь. Белые постепенно сдавали свои позиции. Крестьяне уже не хотели возвращаться к старому режиму. В результате тяжёлых, ожесточённых боёв в ноябре были прорваны хорошо укреплённые  позиции белых. Преследуя противника, начавшего отступление к портам Чёрного моря, Советские войска в течение недели освободили весь Крым.

Странно получается - один язык, одни лица, а совершенно чужие и сошлись  они в смертном бою. Красные. Белые. Примирение между этими мирами  было невозможно, каждый владел какой-то частью общей правды, а вместе они соединиться не могли, и поэтому так жестоко была ликвидирована последняя белогвардейская группировка. В последнем бою, воодушевлённый победой, Иван поднял своих солдат на штурм разрозненных вражеских группировок. Он был в первых рядах, а первые всегда погибают.  В этих решающих, ожесточённых боях и погиб Иван, который своей жене и маленькой дочке обещал скоро вернуться.

 Чтобы выжить, Надежда бралась за любую работу, но однажды она прочитала объявление, что в больницах не хватает медсестёр и нянечек. При областной больнице открыты курсы подготовки младшего персонала медработников.                Надежда училась и работала в Городской больнице, куда привозили раненых с фронта. Она не теряла надежды найти своего мужа среди раненых солдат, она не хотела верить, что он погиб, уже почти год прошёл, как его проводила, и не одной весточки.

Машеньке шёл уже шестой год, когда заболела её мама Надя. За девочкой, когда мать была на работе, ухаживала соседка по квартире тётя Дуся. Она была надомницей, шила детские пинетки, распашонки и рубашки для детишек, украшала их накладными цветочками, и зверюшками. Заказчик был в восторге от её работы. Такую красоту никто не шил. Маше было интересно раскладывать лоскутки по цвету и стопочками подавать тёте Дусе.
По её представлению они работали с тётей Дусей вдвоём, и Машеньке интересно и тёте Дусе весело. Она так привязалась к маленькой Маше, что стала скучать, когда её забирала мать, придя с работы. Последнее время тёте Дусе показалось, что Надя плохо выглядит, как-то вдруг побледнела, осунулась… , и в этот раз, когда она зашла за Машей, она сказала ей:                - Надя, отдохни, сутками работаешь, а Машенька девочка умненькая, она подождёт тебя. Да, Маша? – Маша кивнула головой. – Поспи спокойно. Лица на тебе нет. Измучилась ты. –                Надежда действительно еле стояла на ногах.                - Спасибо, тётя Дуся! Вы, как родная мать, жалеете меня.                - Ладно! Иди, поспи, а мы с дочкой тебя подождём. Кушать приготовим.             От переутомления, недоедания и от тоски по мужу у Нади не было сил сопротивляться болезни. Она тихо умирала. Тётя Дуся – добрая душа теперь ухаживала и за Надей.                - Эх, Маша, Маша, что мы будем с тобой делать? – в отчаянии говорила она. Маша пускала слезу, забиралась к маме на постель и начинала тормошить её.         - Мамуль! Мамуль! Вставай, пойдём гулять! – Мать смотрела на неё и качала головой. Она  гладила девочку по голове и утирала слёзки то ей, то себе.

 На следующее утро Маша подошла к постели матери и стала будить её:                - Мама! Уже утро, пора просыпаться… - она взяла мать за руку, - Мама! – закричала она. Рука матери была холодная и безвольная.

Похоронить Машенькину маму помогли сотрудники больницы. О сироте Маше никто не вспомнил. Что делать с Машей тётя Дуся не могла себе даже представить.
- Определить её в какой-нибудь приют? А где они эти приюты? Если только отдать в монастырь? – говорила она соседям.  Но представив горькую, сиротскую судьбу девочки, она решила никуда её не отдавать. Оставшись вдвоём с Машей, вечером за чаем, она размечталась:
- Уедим мы с тобой, Маша, в деревню. Я давно там не была, но точно знаю, что в деревне нам будет лучше. Нам помогут родные люди, ведь я там родилась и дом наш ещё цел. Наверное, он застыл без хозяев, но мы его с тобой отогреем, просушим, починим и заживём на радость себе и людям. Рабочие руки везде нужны, а тем более на селе. А у нас с тобой четыре руки. Я правильно говорю? – Маша смотрела на тётю Дусю и слушала её размышления, как сказку.
               
                Продолжение следует.


Рецензии