Анализ духовно-нравственных систем воспитания

Анализ духовно-нравственных систем воспитания Декалога и Заповедей блаженства

Самостоятельная работа по курсу «ПЕДАГОГИКА» (c) 2007

Конечно, данная тема, если серьезно к ней подходить, чрезвычайно емкая и серьезная. Можно исписать не один десяток, а то и сотен, страниц, но так и не раскрыть суть вопроса.
Мы уже обсуждали на лекции тот факт, что морально-этические нормы и духовно-нравственные приоритеты, указанные от имени Бога в Ветхом и Новом заветах практически повторяются, в тех или иных вариациях, и в других священных книгах: Коране, Торе, Ведах…  Лично для меня здесь напрашивается однозначный вывод о том, что нет никакой системы воспитания (или, как я это называю, концепции гуманистических принципов) христианской, исламской, буддийской или какой-либо еще. Есть общечеловеческая концепция гуманизма, а различные священные книги лишь описывают ее на языке и примерах, понятных тем или иным народам, общественным группам.
С другой стороны, считаю, что такая книга как Библия должна восприниматься и изучаться исключительно в целом виде, без «вырывания» отдельных частей и рассмотрения их как чего-то самостоятельного, даже если этими частями являются так называемые Заповеди.
На мой взгляд, Библию следует понимать в более широком аспекте, чем это принято. Она гораздо глубже любых привычных толкований. Это не свод законов и правил, как считают одни, не сборник иудейских сказок, как считают другие. По большей части это историко-психологическое исследование путей превращения, духовной эволюции, если хотите, человека-животного в существо более высокого порядка, чем просто смышленый зверек. Так в Ветхом завете явно прослеживается путь становления самосознания народа, нации, указывается на то, что народ сплачивается чем-то иным, отличным от конкретного участка земли, династий владык и мировоззрений жрецов. Новый завет идет дальше. Здесь показана цель всех народов – формирование общей человеческой семьи, единого Человечества.
Воспитательная система Библии состоит в том, чтобы вдумчивый читатель прошел вслед за повествованием все стадии формирования духа. Неважно сколько времени он на это потратит – главное, было бы желание…
Сами по себе Заповеди являются мудрыми советами, помогающими человеку сохранить «человеческое лицо», стать, если не полезным, то хотя бы безопасным для себя и общества. Все наши поступки прежде чем свершиться проходят стадию мотивации. Прежде чем что-либо сделать мы должны захотеть этого, решиться на поступок. И если все наши «мирские» законы направлены в большинстве случаев на защиту общества от преступной активности, «борьбу» с последствиями поступков и часто идут рука об руку с насилием над личностью, то Заповеди тонко и точно указывают путь избавления от причин, мотивов и желаний, побуждающих к дурным поступкам, тем самым защищают самого человека от результатов собственных ошибок.  Интересно то, что Ветхозаветные заповеди избавляют нас от «дурных» мотивов, а Новозаветные опять же «идут» дальше и дают нам стройную систему «положительной» мотивации, направленную на развитие человеческой личности.
В заключении хочу сказать, что к великому сожалению, по злой иронии судьбы, не смотря на существование заповеди о несотворении кумира, Библия сегодня сама превратилась в идола. Поверхностное толкование вырванных из общего контекста кусков текста, безудержное цитирование по любым поводам библейских строк, то тут то там встречаемое лицемерие и мошенничество, прикрывающееся фразами из Библии – все это отвращает людей от осмысления библейской мудрости и отдаляет нас от целей там поставленных. С другой стороны, совершенно упускается из виду тот факт, что Библия была написана для людей, живущих тысячи лет назад, в условиях чуждого нам мировоззрения. Если бы она создавалась в наше время, то она была бы совершенно иначе построена и наполнена понятными нам событиями и примерами. Поэтому сегодня, прежде чем изучать Библию, надо уже быть достаточно образованным и подготовленным. Иначе все попытки вникнуть в смысл Священного писания могут привести к ошибкам и заблуждениям, отнюдь не безобидным, а порой опасным как для самой личности, так и для общества. В качестве примера достаточно вспомнить надписи «В Бога мы веруем» на банкнотах долларов США и «С нами Бог!» на пряжках ремней солдат фашистской Германии.


Рецензии
Алексей, злободневную тему поднимаете. Да, можно привести массу примеров, когда казалось бы самая добродушная идея вырывается из контекста и преподносится под совершенно другим ЯДОВИТЫМ соусом. И тут нужно принимать идеологические меры, на мой взгляд. В России нужно на уровне Конституции принять возможность государственной идеологии и неприминуть к ее разработке.
С наилучшими пожеланиями!

Юра Швецов   27.02.2019 00:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий, за отклик! Постараюсь эту злободневную тему не опускать...

Алексей Лесь   27.02.2019 10:09   Заявить о нарушении