Ценности человеческого существования

Ценности человеческого существования.
Для чего человек живет?
Есть ли у жизни более высокий смысл?

Самостоятельная работа по курсу «ПСИХОЛОГИЯ» на заданную тему (с)2007

Мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с огромным количеством людей, и что особенно приятно – это были люди совершенно разные и по возрасту, и по убеждениям, и по интересам, и по национальности, и по вере, и по судьбе. Благодаря, наверное, каким-то врожденным качествам мне удалось не забывать эти встречи, а пытаться осмысливать их, анализировать, обобщать, соотносить с собственными умозаключениями и представлениями, сличать с тем, что происходит вокруг.
Все это накладывалось на раздумья по поводу прочитанных книг, поиск собственного понимания Библии, отчаянные попытки не потерять себя после потери близких людей.
В итоге у меня сформировалась своя точка зрения на заданную тему. Я попробую кратко ее изложить, хотя не знаю получится ли донести словами именно то, что считаю справедливым.
Итак, для осмысления человеческой природы следует принимать несколько истин:
- человек – это животное;
- человек – это личность в себе;
- человек – это часть некоей общей личности социума, которому он принадлежит, в котором занимает свою нишу, в которой играет свою определенную роль;
- человек – существо иррациональное;
- все люди разные;
- все люди одинаковы;
- каждого человека можно представить в виде зеркала, повернутого в свою сторону, и если встать к нему правильно, то можно увидеть отражение себя.
Сами по себе эти истины – тема отдельной дискуссии. Говорить о них и отстаивать их я готов долго и с удовольствием. Сейчас рассмотрим, как с помощью них можно прикоснуться к великой тайне смысла жизни, а ведь о нем сейчас и идет речь.
Смысл жизни, на мой взгляд, понятие многогранное, неоднозначное и чрезвычайно аморфное. С одной стороны, оно абсолютно абстрактное и вводит в ступор многих неподготовленных для глубоких размышлений людей, а с другой стороны – простое и конкретное, способное враз завладеть умами миллионов человек и мотивировать их на целенаправленные действия в определенном направлении. Следующее весьма противоречивое свойство понятия смысла жизни в том, что многие светлые головы годами бесплодно мучаются в его поисках, а в тоже время огромное число людей под ударами судьбы восклицают что-то вроде: «Жизнь потеряла для меня всякий смысл!» - то есть смысл жизни чрезвычайно трудоемко найти, но очень легко потерять.
Разбирая, таким образом, свойства и характеристики смысла жизни приходим к выводу, что сам по себе он, скорее всего, не является чем-то единым целым. Это составное понятие, формирующееся в процессе всей жизни человека, изменяющееся на основе вариаций окружающей обстановки, обновления информации и анализа получаемого опыта. Так же можно утверждать о многомерности смысла жизни, который определяется по разному в разных состояниях и положениях человека (например, смысл бытия видится неодинаковым в быту и на службе). И, наконец, смысл жизни – понятие для подавляющего большинства интуитивное, ускользающее от сознания.
Интересно понаблюдать как раскрывается обсуждаемое понятие в свете обозначенных выше истин.
Человек – животное. Как ни крути, люди – продукт биологической эволюции, и являются частью земной биосферы. Какой-нибудь крокодил с радостью скушал бы любого из нас, не спрашивая фамилии. Черви, бактерии и прочие падальщики не чувствуют никакой разницы между дохлым псом и мертвым человеком. Как у любого зверя, у человека-животного смысл жизни  - выжить самому и выжить стае (или стаду, не знаю как правильно). На этом уровне восприятия жизнь не бывает бессмысленна. Если смысл здесь теряется, то прекращается само существование. К сожалению, этот базовый, но не основной для человека уровень смысла жизни, многие предпочитают считать главным, обволакивая его толстой шубой демагогии, чаще от лености думать глубоко. Но здесь нет ответа на вопрос – зачем мы живем, в чем цель жизни? Отсюда – масса депрессивных настроений и суицидальных позывов. Зато здесь гнездятся мотивы, заставляющие людей трудиться, иметь детей, защищать свою землю, но и воровать, грабить, насиловать. Кстати, здесь у людей случается и ложная подмена понятий (например,  «я имею детей и поэтому живу», вместо правильного «я живу и поэтому имею детей»), что приводит к перекосам в воспитании потомства, восприятию детей как бремени, неадекватной оценке действительности, потере жизненных ориентиров, когда дети вырастают и покидают родительское «гнездо».
Человек – личность в себе. Любой нормальный, психически здоровый ребенок, воспитываемый людьми, рано или поздно осознает свою уникальность и отличность от окружающих предметов, животных и людей. Таким образом, рождается личность, которая, как и физическое тело начинает расти и развиваться. Я против термина индивидуальность или индивидуум в смысле их противопоставления понятию личность, потому что это суть понятия определяющие отличия данного субъекта от остальных и не более того. Индивидуальность есть у любого отдельно взятого животного или даже растения. Отдельно взятый кирпич обладает индивидуальными особенностями, отличающими его от собратьев. Но личность присуща только человеку и воспитывается в человеческой среде. В моем понимании личность – это существо, если хотите активный виртуальный объект, самостоятельно существующий на базе человеческого тела. Это существо может страдать, когда тело блаженствует, может стремиться делать нечто телу противоестественное, может интенсивно изнуряющее работать, когда тело отдыхает и пребывать в полной блаженной прострации, когда тело трудится до изнеможения.
Данный уровень – уровень человека-ребенка. Все помыслы здесь наивны и чисты, бесхитростны и прямолинейны. Смысл жизни на этом уровне можно определить, как стремление к самоутверждению и скорейшему определению своей общественной ниши и роли. Здесь появляется первый ответ на вопрос, для чего живет личность – для достижения своей цели. Цель в данном случае определяется в зависимости от ценностей, приоритетов и традиций, которые привиты личности ее воспитателями, и может изменяться.  Но следует понимать, что видимая переменчивость в целях или кажущееся отсутствие устремлений вовсе не означает, что у личности нет каких-то дальних стабильных стратегических целей, нам не понятных. Иначе можно сильно ошибиться в оценке поведения личности. Надо также осознавать, что «личность в себе» воспринимает только тех, кто находится в поле зрения и делит всех на своих партнеров (помощников) и противников (конкурентов).
Человек – это часть некоей общей личности социума, которому он принадлежит, в котором занимает свою нишу, в которой играет свою определенную роль. Считаю глубоким заблуждением то, что считается, будто устоявшаяся общественная группа не является личностью. Наоборот, это живое существо, обладающее всеми свойствами личности. Чтобы понять сущность общественных личностей надо представить… обычную русскую матрешку. Кстати, именно в этом я вижу философский смысл нашей национальной игрушки: огромное сильное здоровое красивое общество (нация) состоит из все более тесных и сплоченных общественных групп, имеющих в основе отдельно взятую личность, являющихся каждая частью и содержанием чего-то большего, представляющих вместе единое, полное, насыщенное внутренним содержанием общее, тем не менее, напоминающее формой личность, что находится в самом начале.
Что бы понять человека и ради чего он живет, важно знать какой социальной группе он принадлежит, и какой социальной группе он себя относит. Если эти группы совпадают, то смысл жизни человека соотносится с целью существования данной группы. Если совпадения не наблюдается, то почти однозначно можно предположить, что смысл существования данной (зачастую несчастной) личности – переход в тот социум, членом которого она себя считает. Варианты целей, методов их достижения и соответствующих мотивов поступков домыслить нетрудно.
Человек – существо иррациональное. Люди, научившись думать, ввергли себя в пучину неестественности. Прогоняя действительность через свои мысли, люди формируют внутри себя модели мира согласно воспитанным, сформированным там же внутри законам и представлениям, вознося значение незначительного и одухотворяя неодушевленное. Отсюда понятия нужного и ненужного, обходимого и необходимого, правильного и неправильного зачастую никак не соответствуют биологическому, если хотите, естественному пониманию. Иррациональное восприятие заставляет человека ставить перед собой цели и задачи, не имеющие натуралистического объяснения. За примерами, я думаю, далеко ходить не надо. Даже то, что я сейчас пишу эти строки, находясь на работе, а не ужинаю дома в кругу семьи уже само по себе иррационально. Тем не менее, для человека иррациональное поведение имеет большой смысл, зачастую главный на данный момент и очень высокий. Этот уровень - полная противоположность животному. Ставя перед собой иррациональные цели человек может творить прекрасные и ужасные вещи, идти на смерть сам и убивать других. Потеря бессмысленного с точки зрения животного (если бы таковая имелась) иррационального смысла жизни может погубить человека не только морально, но и физически.
Если позволите, я опущу рассуждения о смысле жизни в свете других трех истин. Судя по вышеизложенному, не составляет труда догадаться, к чему я буду склонять утомленного читателя.
Наверное, я не ответил на поставленные вопросы. Думаю, на них невозможно ответить в общем виде. У каждого человека есть свой собственный интимный ответ, даже если он не может его высказать. Иначе не было бы никакого Мира Людей.  А вот зачем живет Человечество и есть ли у его жизни какой-то смысл, цель существования – это уже совсем другой вопрос.
Спасибо за то, что дочитали до конца.


Рецензии