БАБА КАТЯ

Я ехала по лесным дорогам Архангельской области. Кончился лес. По обе стороны дороги зеленели поля. За ними опять лес. Вечерело. Начинало темнеть. Где  же  жильё? Не хотелось ночевать в лесу или в поле. И вот замерцали редкие огоньки. Я облегчённо вздохнула: деревня!  Зашла в первый дом. Хозяйка, баба Катя, старушка  лет семидесяти пяти, приветливо улыбнулась:
- Иди, доченька, иди, ночуй, оставайся. Я и чайку сейчас приготовлю!
Утром я собралась, было, в дорогу, но баба Катя тихим голосом проговорила:
- Что-то мне нехорошо. Живот болит. Я ведь старая. Ты б, дочка, задержалась, побыла бы со мной хоть два денька. За хлебом надо бы сходить, да за молоком.
Это не входило в мои планы, но я согласилась. Весь день ухаживала за бабой Катей. Варила ей молочную кашу, потом мыла пол и даже по её просьбе постирала бельё.   После ужина она доверительно сказала:
- А ты добрая, хорошая. Как внучка мне. А у меня родных нет. Хочешь, я научу тебя, ты будешь над людьми власть иметь?
- Чему научите?  Какую власть? - не поняла я.
И  старушка рассказала свою историю. В молодости какая-то знахарка передала ей свои секреты, свою силу. После этого умерла лёгкой смертью. Заснула и не проснулась. А вот если не передашь это всё никому, то смерть тяжёлой будет. Приезжал к ним в деревню паренёк  геодезист, обещал приехать ещё, да перенять всё. Но не едет. И она убедительно добавила:
- Оставайся. Я тебя научу. Будешь хозяйкой над людьми.
- Нет, баба Катя, Вы не обижайтесь, но я ни в какое колдовство не верю. Я занимаюсь науками, изучаю природу. И ехать мне пора, я опаздываю.
Я стала складывать свои вещи, а она злобно прошептала:
- Всё равно скоро не уедешь. Долго ещё в наших краях задержишься.
- Нет, не задержусь. Уже еду. До свидания. Спасибо Вам за приют.
- Мне твоё спасибо не надо. Езжай, только далеко ли уедешь?
  Не успела я доехать до следующей деревни, как машина моя встала и не заводится. Пришлось просить помощи у встречной машины. Мужчина начал ковыряться в моём двигателе, а мы с женщиной разговорились. Я рассказала ей о странной старушке. Женщина, понизив голос, почти шёпотом сказала:
- Её тут все знают. Пришла раз к нам, молока попросила. А моя мама отказала. Говорит, нам самим еле хватает. А на дворе корова стояла. Бабка эта как уставилась на нашу корову. Она на следующее утро в канаву упала, ногу сломала,  и молоко  пропало.
Через два года я снова попала в эти места. Дом бабы Кати был заколочен. Я пыталась расспросить местных жителей, что и как произошло с ней. Но люди отворачивались, делали вид, что не слышат, молчали. У одной избы под окном сидели две молоденькие девушки. Я к ним обратилась. Они нехотя рассказали, что вышла как-то бабка на крыльцо в дождь. Была гроза. Прямо в неё молния попала. В гробу вся чёрная лежала.
- А приезжал ли к ней  паренёк-геодезист? Она очень его ждала.
Девочки замолчали, посмотрели друг на друга. Одна сверкнула на меня глазами, решительно спросила:
- А Вы откуда знаете?
Я им рассказала о своём знакомстве с бабой Катей. Одна из них задумчиво проговорила:
- Это значит, про Вас тут говорили. Геодезист приезжал скоро после того, как Вы уехали. Прожил тут три недели. Говорят, учила она его, передала своё уменье. Значит, и смерть её была лёгкая. А Вы ведь тоже у неё жили? И Вас она тоже учила?
Я молчала и думала о том, что мою машину, наверное, она тогда каким-то образом испортила.
  Обе недружелюбно смотрели на меня.
 - Вы теперь тоже колдовать можете?
Я ответила, что от её науки отказалась. Поблагодарила девушек за рассказ, попрощалась и уехала, чтоб никогда больше в эту деревню не возвращаться.


Рецензии