Мои два города

Иногда из детства через всю жизнь проходят такие впечатления, что самому приходится удивляться. И жизнь с её вспышками радости, ощущениями счастья, и с горем, потерями не может вытравить из памяти эти впечатления.  В детстве мы всей душой привязываемся к кустам сирени, которые растут под окнами, или к вязу, растущему около крыльца.
Я родилась в большом прекрасном городе Ленинграде, воспетом великим Пушкиным и многими другими властелинами слова. Нельзя не любить этот волшебный город. Но, согласитесь, в Ленинграде всегда всё было окультурено. Ровные аллеи в парке, подобранные породы деревьев с соответствующей волшебной окраской листвы, восхитительные дворцы, скульптура и т.д.
Меня каждое лето отвозили к моей бабушке во Владимирскую область, в небольшой районный центр Судогду. Тогда это был маленький захолустный городок. Дома мы его называли деревней, а мама обычно выразительно говорила «медвежий угол»
Трудно сказать какой из этих двух городов я люблю больше. Скорее всего, одинаково, но разной любовью.  Я чаще вспоминаю Судогду. Там я училась несколько лет в школе и там проходило всё свободное от учёбы время моего детства.
Я до сих пор убеждена, что нет на свете городка прекраснее Судогды. Владимирская вишня, известная на весь мир, росла у нас под окном. И какие же сладкие и душистые у неё плоды! А владимирская белая антоновка – ароматная, упругая, сладко-кислая!  Нет яблок вкуснее и пленительнее!
Много существует сказов и преданий об этом древнем городе. Он стоит на реке Судогде.  Название реки означает - чистая вода. Эта река с её многочисленными притоками - одна из самых чистых рек области и сегодня. Предания рассказывают, что сам Иван Грозный во времена Казанского похода купался в её хрустальной родниковой воде и восхищался её необыкновенным вкусом. И именно в Судогде царь получил весть от гонца о рождении первенца от жены Анастасии.
Особенно любят судогодцы рассказы об Екатерине Великой. И моя бабушка, и отец, и тётушка рассказывали о том, как здесь чуть не погибла Екатерина II. Путешествуя по России, она оказалась в заболоченной пойме реки Судогды, где ее карета увязла, да так, что экипаж проваливался все глубже и глубже.  С большим трудом с помощью местных жителей его все-таки спасли. Императрица в память о происшедшем приказала возвести здесь собор за казенный счет. Храм назывался Екатерининским.
По указу Екатерины II в 1781 г. появился герб города, четверо серебряных граблей в нижней части герба символизировали основное занятие судогодцев - заготовку сена.
В 1959 году основная часть Екатерининского храма была взорвана и разобрана, а оставшаяся от разрушения теплая часть переделана под «Дом культуры».
От сегодняшнего дома культуры до школы шла широкая Дворянская улица.
Для Судогды эта улица была тем, чем для Одессы - Дерибассовская, для Петербурга часть Невского проспекта по прозвищу Брод, для Америки -  Бродвей. В начале судогодского Бродвея стояли два автомата. Один с газированной водой, другой – с пивом. За 3 копейки можно было выпить стакан газировки, а за 10 копеек – стакан пива. Находились такие умельцы, которые умудрялись пить и газировку, и пиво бесплатно: вместо монеты бросали в автомат металлическую шайбочку. Мы, дети, всегда имели эти шайбочки в запасе и наслаждались бесплатной газировкой. 
По вечерам весь судогодский Бродвей был заполнен школьниками. Ребята ходили по широкой улице шеренгами, взявшись за руки, и пели свои любимые песни. Бульвар объединял всех в одно целое, в одну большую семью под названием «судогодцы».
Другим ярким местом в Судогде была «посадка». Это лес, высаженный в 1905- 1907 гг. Ребята бегали туда за малиной и земляникой. Грибов там не было, зато какие прекрасные певчие птицы строили гнёзда! А потом там разместили воинскую часть, проложили по земле большие трубопроводы горячей воды в асбестоцементных «рубашках» – птиц разогнали, а малинник погубили.

Одно время на пологом берегу, недалеко от посадки располагался цирк Шапито. Это было время активных прогулов уроков всеми без исключения судогодскими школьниками.
В наших глазах богом и царём циркового искусства был тяжелоатлет дядя Вася. Он был невысокого роста, очень быстрый в движениях и, самое главное, весь в огромных впечатляющих мускулах. Однажды случилось так, что дядя Вася вдруг подошёл к нам и весело сказал:
- Что вы тут крутитесь? Вам в школе надо быть!
Я протянула ему лист бумаги, вырванный из тетрадки. Он достал из кармана шаровар очки, протёр стёкла платком, которым была обмотана шея, и начал читать. Потом с интересом посмотрел на меня:
- Ты что, сама это?  Я у тебя спрашиваю, ты сама это всё придумала или откуда-то переписала?
Я растерялась и продолжала молчать.  На выручку пришёл мой верный страж, двоюродный брат Валька.
- Да она всё время чего-то пишет! Она, конечно, сама придумывает!
Дядя Вася задумчиво произнёс:
- Да-а, дети – цветы жизни. Кто же тебя учил писать в рифму?
- Никто. Я сама.
Он вынул из своих широких штанов кошелёк, встряхнул пачкой кредиток, отделил одну:
- Ну, вот вам заработок за рифмованный конферанс, - и он сунул мне в руку десятку. - А сейчас бегите, садитесь на свободные места!
И он повернулся к контролёру:
- Пропусти поэтов!
Я млела от счастья и с упоением слушала, как дядя Вася, объявляя номер, на весь цирк читал мои вирши:
Два Виксер – чудо-акробаты,
Весёлые ребята!

И о наездниках на верблюдах:
               
                Номер не требует рекламы:
                Лучшие в мире Кадыр Гулямы.
На душе у меня пел ансамбль соловьёв. Значит, я написала рифмованный конферанс!   Вот что я, оказывается, написала! Я крепко сжимала полученную десятку – первый литературный гонорар. Я вся была переполнена гордостью и нежданной радостью.

Однажды за завтраком отец сказал:
- Сегодня я собираюсь отвезти тебя к нашему судогодскому чуду – к природному фонтану. Ты должна это видеть. 
Место было необыкновенно живописно и замечательно. Фонтан бил на высоту 5 – 6 метров. (Теперь почему-то – только на 2 метра). Мы остановились, очарованные красотой природы. К нам подошёл мужчина. Весело поздоровался, подал руку отцу и со смехом проговорил
- Что, Андрей Филиппыч, не узнал меня?
Отец пожал протянутую руку, помолчал, вглядываясь в лицо подошедшего и вдруг радостно вскрикнул:
- Володя! Скворцов! Узнал, наш художник!  Познакомься, это моя дочка. В этом году поступает в институт. Увлекается и стихами и рисунками.
Так я познакомилась со Скворцовым Владимиром Андреевичем, уроженцем Судогодского района, посёлка Мошок.
Он пожал мою руку и сказал:
- Так ведь, какая юность без стихов и без рисунков? Я хотел нарисовать эту красоту, но потом подумал, зачем сидеть и рисовать, когда можно сделать художественное фото. Это будет не хуже картины. Приезжайте в гости, я вам покажу, что получилось и, если понравится, подарю на память о наших судогодских местах.   
Через несколько дней Владимир Андреевич действительно пригласил нас с отцом, показал чудесную работу и подарил мне перед отъездом в Санкт-Петербург.
- Дабы места наши сказочные не забывались.
В тиши судогодских лесов на берегах чистой реки русские помещики в 18-19 веках строили свои усадьбы. Самой удивительной из них, которую в народе называли царская, была усадьба предводителя губернского дворянства Владимира Семёновича Храповицкого. Парк-дендрарий, каскады фонтанов, замок, построенный в традициях западноевропейской архитектуры, – всё это удивляло и восхищало современников.

Другое известное и почитаемое в этих местах имя – Карл Францевич Тюрмер. Учёный, лесовод, немец по происхождению, он занимался преумножением лесных богатств. На территории Андреевского лесхоза Судогодского района и сегодня красуются рукотворные леса К. Ф. Тюрмера. Сотрудники продолжают начатую им научную и селекционную работу. Создают музей К. Ф. Тюрмера, т.е. музей леса.
Мне приходилось жить в деревне Тюрмеровка, и я знакома с тюрмеровскими лесами. Я обязательно навещу музей Тюрмера и его обаятельных сотрудников.
Примите, дорогие друзья, мои пожелания успехов и пусть несёт вам радость и тепло ваша очень нужная Земле работа.


Рецензии