Фредерика каппони

С этой удивительной женщиной встретилась я в Риме. Мы с мужем поехали в Италию по туристической путевке. Познакомились с нашим гидом, Фредерикой Каппони. Она легко без акцента говорила по-русски, училась в Московском университете.  Благодаря её красочным рассказам непроизвольно возникают далёкие видения. Внутри одной панорамы появляется другая, в ней третья и снова подобие первой, и так без конца. В этом каскаде и архитектура, и воспоминания, и скульптурные портреты – день вчерашний и день улетающий.
Рим великолепен. Сияет молодое лето на дряхлых развалинах Колизея. Вот бесконечная виа Номентано. Через зеленые плетения аллей видны пролетающие машины. Фредерика приостановила нас на перекрёстке и сказала:
- Если хотите, можете посмотреть издали на ритуальные обряды неофашистов.
Было отчетливо видно,  как резко они выбрасывают руки вперёд и вверх, приветствуя своего нового дуче. Этот жест был отработан ещё при  Муссолини. Они громко орали, но на расстоянии нельзя было разобрать смысл выкриков.
На чей-то вопрос Фредерика  ответила:
- Они провозглашают: «Бухенвальд и Дахау – этапы нашей цивилизации».
          На следующей улице объявили перекур и возможность зайти в кафе перекусить. В кафе было два этажа. На первом за стойкой продавали чай, кофе и выпечку. Мы набрали всего, а сесть некуда. Все места плотно заняты. На уютной лестнице симпатичная молодая официантка жестами с улыбкой приглашает подняться в её зал. На втором этаже почти все столики свободны. Мы выбрали самый уютный и, довольные, стали пить свой кофе с пирожками. А на выходе нас задержали. Говорят по-итальянски. Мы, конечно, не понимаем ни слова. А нас не выпускают из кафе. На всех языках повторяют одно слово: платите! Кончилось тем, что меня взяли «в заложники», а муж пошёл искать нашего гида, чтобы она перевела и разобралась в чем дело. Не понятно, почему с нас хотят второй раз получить оплату! Оказалось, за то, что сидишь наверху, на втором этаже, надо доплатить ещё примерно 50 процентов. Так вот почему там свободны места!
Автобус везёт нас в музей, и по дороге  Фредерика Каппони рассказывает о Нероне, о Сергее Есенине, о Яне Стыке. Я когда-то слышала это имя. Что он написал? Не знаю. Помню только, что он жил всю сознательную жизнь в Италии. Наш гид называет картину «Пожар Рима». Рассказывает содержание: маленького роста, с кривым позвоночником,  конопатый император с крыши дворца любуется пожаром, разожженным по его приказу. Придворные музыканты, актеры и пииты, освещенные отблесками пламени, ублажают повелителя игрой на арфе, пением изысканных од. А внизу в огне корчатся люди и их дома.
Однажды репродукцию этой картины увидел Сергей Есенин. Зловещий смысл её поразил  поэта. В картине художник передал в самом сюжете эстетику безнравственности, цезаризм. Где-то в бездне человеческого характера таится жуткая совместимость: человеческие муки – как зрелище холодного созерцания.
Венценосный поджигатель и лицедей жестоко ухмыляется, и эта опасная ухмылка заставляет вздрогнуть сквозь века.
Я подошла к Федерике. Тихо сказала:
- Увидеть бы эту картину!
Думала, что она не расслышала моих слов. Но она повернулась и с улыбкой пригласила нас с мужем к себе домой завтра утром, когда и у нас, и у неё будет время свободное.
И вот старинный дом без лифта, широкая мраморная лестница. Высокую чёрную дверь открывает хозяйка в джинсах и клетчатой блузке. И с очаровательной улыбкой приглашает в уютную гостиную с огромными стеллажами книг. В ней просматривается сочетание сильного характера с милой женственностью. Она налила нам по чашечке кофе и вышла из комнаты, а вернулась с альбомом в руках:
- Вот, посмотрите фото картины  Яна Стыки  «Пожар Рима».
Картина впечатляла. Страшненький, маленький и немного кривой император наслаждается муками людей. На его тонких губах играет зловещая садистская  улыбка. 
- Эта картина была изъята из всех музейных архивов и, я думаю, не зря!
Да, картина Яна Стыки очень сильная и говорит, кричит обо многом.
        Как-то испортилось настроение. Вскоре мы распрощались с милой Фредерикой, договорились обязательно встретиться в будущем году, но встреча не состоялась.
А в памяти осталась славная маленькая женщина с твердым взглядом серых стальных глаз и жуткая картина Яна Стыки.


Рецензии