Жемч. Ожер. Глава 19 Б. Н. Петров Ч. 5-6 Микешин

ПАМЯТНИК  ЕКАТЕРИНЕ  II  В  САНКТ-ЕТЕРБУРГЕ

ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  БОРИС  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ
ЧАСТЬ  5-6  МИКЕШИН  МИХАИЛ  ОСИПОВИЧ

После создания памятника "Тысячелетие России" путь Микешина в искусстве определился окончательно. Он стал создавать проекты памятников великим людям и значительным событиям истории.

В 1860 году Микешин победил в конкурсе на памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге.

Монумент по его проекту был создан скульпторами М.А. Чижовым и А.М. Опекушиным (будущим автором памятника Пушкину в Москве)  и архитектором Д.И. Гриммом в 1873 году. Он представляет собой статую императрицы в парадном одеянии, установленную на круглом гранитном пьедестале, вокруг которого располагаются фигуры её соратников и великих современников – Г.А. Потёмкина, Г.Р. Державина, А.В. Суворова, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева, В.Я. Чичагова, И.И. Бецкого, А.А. Безбородко, Е.Р. Дашковой.

В 1862 году исполнилось сто лет со дня восшествия на престол императрицы Екатерины II. В ознаменование этого события по эскизу художника М. Микешина, на Александровском заводе в Петербурге была отлита скульптура императрицы. Работа Микешина была удачной: скульптура удостоилась медали на Всемирной выставке в Лондоне и понравилась императору Александру II.

По первоначальному замыслу памятник Екатерине II предполагали установить в Царском селе. Но Городская дума обратилась с ходатайством о том, чтобы перенести памятник в Петербург, для него даже стразу же выбрали место - сквер перед Александринским театром.
 
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра.

На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись:
 «Императрице Екатерине ;; в царствование Императора Александра ;;  1873 год».

Монумент был открыт 24 ноября 1873 года в обстановке особой торжественности - по периметру площади установили почетный караул, от Казанского собора к памятнику направился крестный ход, был отслужен молебен, прогремел салют, вечером устроили иллюминацию. На церемонии открытия памятника присутствовала вся царская семья.

Памятник Екатерине II внесен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, как памятник монументального искусства. (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

В XIX веке появились в адрес памятника реплики весьма анекдотического характера. Мол так и должна стоять распутница-императрица - спиной к искусству и лицом к публичному дому, который, по одной версии находился на месте Елисеевского магазина, по другой - там же на Малой Садовой, но ближе к Манежной площади.

Есть даже такая шуточная загадка:

Где стоит такая дама,
Позади которой драма,
Слева - просвещение,
Справа - развлечение,
А спереди не всякому доступно?

Ответ заранее известен. Позади памятника - театр драмы, слева - Публичная библиотека, справа - Сад отдыха, а спереди Елисеевский магазин.



Рецензии